Авторский блог Александр Балтин 01:19 16 июня 2024

Путешествие Леопольда Блума

к 120-летию

Блум отправится в путешествие.

Л. Блум отправится в него так, что выстроится громада: карнавальная, шутовская, интеллектуальная, перенасыщенная всем, чем только можно: людьми, страстями, идеями, игрой, сложностью, пороками…

Туго льются языковые периоды, и посещение бани разойдётся немыслимыми пучками ассоциаций: сочно сплетёнными, то буддизм мелькнёт, то современность прокатится банальными колёсами.

В принципе – Блум: заложник обаяния обыденности: которому сложно противостоять, которое, очевидностью свою покоряет – против воли.

Нагромоздятся рекламные миры: миры чепухи, стиль становится пародиен, хотя пародиен и сам роман, но объектом выступает реальность.

Пародиен и трагичен: ибо всё вязнет в мелочах, и шестая глава-эпизод «Аид» тому свидетельством: ассоциации, связанные с похоронным процессом, будут лютовать, предлагая такое загустение образов, что тошно становится.

Вместе – Блум мыслит о смерти просто, по-житейски, ну, свершилось, и свершилось.

Смерть возникнет сразу – в мире Стивена, которому суждено будет пьяно пересечься с Блумом, Стивена, отказавшегося помолится за умирающую мать…

Протест.

Он обретает крайнюю форму: Джойс, связанный некогда с иезуитами, слишком знал силу такого протеста.

Где тут божественность?

Шутовство, кружение мелочей, еда, совокупление, вожделение, хульные мысли.

Словопоток в голове.

Неистовая словомешалка.

Тугой орнамент ассоциаций.

Хотя античные параллели и проводятся, но античность кажется слишком высокой в сравнение с предложенным напластованием низин.

Джойс густо писал с себя: Бык Маллиган-Гогарти улыбается, свидетельствуя об этом: сейчас выдаст очередную остроту, играя древнегреческим или историей иезуитов и причастностью к ним Кликна: Дедала – Джойса…

Джойс, более живущий в культурологическом пантеоне, нежели в реальности, радовался, вероятно, запуская системы ассоциаций, вводя тени намёков и опалы аллюзий…

Сверкало всё, требовало толкований, переливалось интеллектуальными красками.

Дублин – любовь его…

Он рассмотрен улицами, площадями, суммами едален: где поглощают, поглощают, поглощают – пока неизвестная бездна не поглотит нас; он рассмотрен массою мелких учреждений, лавочек, кафе, всё выпукло, колоритно, с названиями; бродить любимым городом было, вероятно, одним из острейших удовольствий для Джойса…

Не надо никуда ехать – всё и так видно.

Не надо ехать вообще никуда: литература предложит такой космос!

И путешествие Леопольда Блума подтверждает это.

8 сентября 2024
1 сентября 2024
1.0x