Авторский блог Галина Иванкина 11:53 11 мая 2015

Пустоцветы

Основные пунктики современного массового сознания - это вещизм и снобизм, возводимые в ранг добродетелей. Все вышеназванные дамы обнаруживают высшую степень покупательской способности, которую я бы даже назвала – покупательским талантом. Просто действовать они будут в трёх разных направлениях – так, гламурная фифа сойдёт с ума от вида серебристых туфелек из новой коллекции, офисная стервочка возьмёт кредит под покупку авто, а креативщица будет экономить на хлебе ради очередного нового айпода. Больше того, все три дамы оказались замечены в болотно-протестных настроениях – именно там они и встретились, эти три грации развитого капитализма. У них вечное и подспудное недовольство миром при зашкаливающе-высокой самооценке. Как тут не сбегать с букетом лилий на Немцов-мост?

«…Тонны парфюмерии и косметики вкупе с наркотиками и диетами постепенно иссушали их тела, а актуальные журналы и развлекательное телевидение сделали то же самое с их мозгом…»

Сергей Минаев «Духless».

Не так давно, я написала заметку о советском социокультурном феномене под названием «девчата». Напомню, что так именовались молодые девушки, соединявшие в себе два резко противоположных начала: политическую, а также личностную активность, свойственную жительницам промышленных мегаполисов XX века и - многочисленные «предрассудки», принятые в деревенском, аграрном социуме. Так, идеальная комсомолка и активистка, дававшая норму сверх плана, непременно слыла целомудренной, а превыше всего ценила возможность стать женой хорошего парня и матерью здоровых ребятишек. Вышеозначенный образ транслировался всеми средствами массовой информации – о таких девчатах сочиняли романы, снимались мелодрамы и кинокомедии. О них писались очерки. Их лицами украшались обложки популярных журналов. Любая эпоха имеет тот женский тип, который ей…выгоден. В этом слове нет ничего оскорбительного – выгода бывает разная. Советское общество было одновременно индустриальным и – патриархальным, отсюда такой нетривиальный образ, как «девчата». После написания этой статьи у меня возник закономерный вопрос: а что же сейчас? Какой стиль подходит для современности? Какие амплуа становятся знаковыми? И, надо сказать, что картина у меня получилась весьма печальная.

Итак, первая, кого мы сходу замечаем, это девушка-яппи или лучше так - Офисная Стерва. В ней жёсткая, порой – жестокая деловитость сочетается с какой-то сопливой сентиментальностью - она обожает все эти открыточные «валентинки» на 14 февраля, ужины при свечах и даже плюшевых медвежат. Она стройна и подтянута, скрупулёзно оттачивает пресс в дорогом фитнес-клубе; маниакально следит за своим драгоценным здоровьем и, как минимум два раза в год проходит полный медосмотр. Офисная Стерва высокомерна и мнит себя – пупом …нет, не Земли (это мелко), а – Вселенной. В её ближайших планах – вырасти до начальника отдела, расшвыряв всех остальных претенденток и особенно - претендентов, а потом - удачно выйти замуж. После 35 лет. И даже кого-нибудь родить, чтобы тут же сбагрить мешающее карьере дитятко. Не бабушке, разумеется, сбагрить, а элитно-престижной няне из самого лучшего агентства. Чем она занимается на своей высокооплачиваемой службе, которая, по её понятиям – и опасна, и трудна? О, разумеется, она не адвокат по уголовным делам и не инженер на сибирском комбинате.

Снова «включаем» ‘Духless’ Минаева: «…контора моя является филиалом большой французской компании по продажам разных консервов. От кукурузы до зеленого горошка». Но тут хотя бы есть овеществлённая составляющая, некий вкусный результат, но ведь чаще всего такие люди и - леди подвизаются в области инновационного клиринга и факторинга с мерчандайзингом. Один хороший товарищ говорил так: если ты одним предложением не можешь объяснить, чем ты занят на работе, стало быть, ты занят ничем. Но, как пела группа «Наутилус-Помпилиус»: «Можно делать и отсутствие дела». Меня в своё время поразили полезные советы, которые дают глянцевые журналы - труженицам офиса. Как себя подать на собеседовании и на новой работе; в каких случаях уместны мини-юбки, а в каких – строгое миди; как правильно заводить адюльтер «без отрыва от производства» и чем любовная связь с холёным боссом принципиально отличается от амурного упоения брутальным охранником? Ретивая авторша публикации намекает, что настоящая офис-lady просто обязана попробовать обоих. А муж? А он тоже на работе не одним только мерчандайзингом дышит! Или, как там, у незабвенного Минаева? «Продажами и развитием дистрибьюции компании».

У эталонной Офисной Стервы – той, что просится на обложку – должно быть «нужное для жизни» образование - юридическое или финансовое. В детстве ей тоже хотелось стать астрономом, как дедушка или даже геологом, как папа, но кому сейчас это нужно? Да. Наша главная героиня – особа хваткая и практичная. До маниакальности. Всё, что нельзя сожрать, напялить или трахнуть для неё, априори, пустые и бесплотные объекты. Вы скажете: а как же романтические «валентинки» и плюшевые мишутки? О, вы не правы – поздравление 14 февраля может дать искру и подтолкнуть к очередному захватывающему коитусу, а игрушки – они, все дорогостоящие, фирменные. Их не стыдно показать гостям. Мир Офисной Стервы состоит из вещей, которые непременно нужно схватить и надкусить. Потребить. Поюзать. Пример. Спорт существует не для какой-то там невнятной мышечной радости и ощущения счастья, а для того чтобы стать тоньше в талии, ближе к модельному эталону и - желанней для «призового» самца.

Горные лыжи? При чём тут красивые виды и солнечный ветер? Главное, что лыжи - модно. На те курорты съезжаются самые крутые мужики и даже телезвёзды. Опять же экипировка от ведущих фирм – есть, кому показать не только фигуру, но и лейблы. Японская кухня? Оооо! Да, в душе ей больше нравится печёная картошка на даче, но как можно в этом признаваться? Только стильное потребление рыбно-рисовых шариков! И – главное – это сверяться с глянцевыми журналами, которые учат отделять небожителей от лохов. Как там у Минаева? «Вы думаете, что все эти манящие слоганы в витринах и развороты журналов с рекомендацией актуальных в этом сезоне цветов одежды и дизайнеров действительно отражают, как стремительно меняется мир моды? Что вы! На самом деле в каждом сезоне меняется тот самый "дресс-код", чтобы в их мир не затесались чужаки». Главное – это не быть, но казаться. Она не работает (работа – для быдла), но - строит карьеру. Она не влюбляется, но выбирает пригодного партнёра. Не ест, но подсчитывает калории и прочее БЖУ. Неудивительно, что депрессия – её давняя и неотвязная подруга. Обратите внимание, какое количество статей в дамском «глянце» посвящено именно этой напасти.

Да! Время её спрессовано и расписано, потому она всё успевает – и отчёт по клирингам настрочить, и охранника приголубить, и с боссом пообедать, и на фитнесе покорячиться. А ведь ещё надо слетать на три премьеры (скучно, но надо, ибо модно, ибо стильно); заскочить на пару фотовыставок (тоже фигня, но там хоть понятно, что изображено); слетать на популярный заграничный пляж (о, да, у бабушки в Красных Топтунах мне больше нравится, но…). Прочесть актуальную книжку или хотя бы показаться с ней перед коллегами. Кроме того, надо получить второе-высшее, но уже с международными штампами, а потом закончить курсы коучинга и прикладной психологии при ужасно-крутом-институте, который базируется в Кентукки, но милостиво открыл свой филиал в уютном, старомосковском особнячке стиля Ар Нуво. Безусловно, далеко не все офисные тётки именно такие – я говорю лишь о том образе, который тщательно культивируется через СМИ и рекламу. Это – образец, или, как сказал поэт «…делать жизнь, с кого».

Следующий по популярности вариант именуется Гламурной Кисой. Эта, в отличие от своей офисной ровесницы, нигде и никогда не работала, разве что немного посидела на ресепшене крупной фирмы, занимающейся распродажей перепроданного или маркетинговым лизингом в области франчайзинга. Потом её оттуда мягонько …попросили за прогулы и опоздания, а также за наивное хамство и зависание в социальных сетях на глазах у шефа. Впрочем, к чему ей какая-то карьера, когда у неё такие обворожительные формы? Она - девушка-карамелька, рождённая для шопинга и дайкири, а ещё для брендовых упаковок и шикарных авто с открытым верхом. Она - в чём-то агрессивно-леопардовом или в наивно-розовом. Дышит духами, туманами и бездельем.

Её программа-минимум – подцепить олигарха или хотя бы солидного мужчину (можно даже кривого, рябого или старого). Её программа максимум – попасть в светскую хронику вместе со звёздами эстрады, телеведущими и модельерами, а также – написать книгу, открыть свою галерею или замутить очаровательно-необязательный бизнес. Например, бутик шляпок а-ля винтаж. Всё это будет создаваться и строиться на деньги разомлевшего «папика», а она – прекрасная, станет ходить на презентации и раздавать интервью глянцевым журналам. Как тут не процитировать классического (уже) Сергея Минаева? «За столом развалился толстый под лет пятидесяти, с лысой головой и свиными глазёнками, одетый в очень дорогой костюм, который, тем не менее, отвратительно на нём сидит. Одной рукой он сжимает сосисочными пальцами бокал с "Chateau Margaux" (бутылка предусмотрительно поставлена на стол так, чтобы большая часть зала могла видеть, что чувак лениво потягивает тысячу гринов), другой он поглаживает чувиху лет двадцати пяти. Такую блондинистую …, в чем-то прадо-гуччи-подобном, с сумкой "Vuitton" и длинным маникюром».

Эти прекрасные дамы уже ничего не читают и ни на какие выставки не бегают, хотя бы и на остромодные. Их потолок – ароматно-глянцевые странички специализированной фэшн-прессы, причём даже не Cosmopolitan и Marie Clair, содержащие внушительную текстовую часть, а, к примеру, Vogue – очень красивый, качественно сделанный журнал …исключительно для глаз. «Читать они, скорее всего уже разучились. Иначе как вы объясните тот факт, что многие глянцевыежурналыпочти сплошь состоят из фотографий с презентаций, открытий и закрытий летних веранд и прочих именин сердца? А некоторые просто представляют собой одну сплошную фотосессию с бесконечной party. Мумии сидят и разглядывают картинки. Когда они видят там себя или своих знакомых, то очень сильно волнуются, тыкают пальцами в фотографии и издают звуки "Bay! Клёво! Класс!" и прочие». Они не читательницы, а листательницы. В 30 лет они хотят сделать вид, что им не более 17. Корректирующая медицина – им в помощь. В отличие от Офисной Стервы, наша Глэм-Киса не любит никакой фитнес – он её утомляет, поскольку самое для неё ненавистное занятие – это прилагать усилия. Любые (ну, за исключением селфи и щопинга). Она предпочитает SPA-салоны, липосакцию, лимфодренаж, чудодейственные таблетки и модные голодания. Больна шопингоманией – сто первая сумочка из крокодила Гены или двадцать пятое алое мини-платье уже не радуют. Тоже идём лечить депрессию! Точнее – семеним на пятнадцатисантиметровых шпильках.

Далее у нас идёт совсем противоположный образ – Свободная Креативщица, которая, на первый взгляд, может показаться не просто антиподом Стерве с Кисой, но и весьма прогрессивным явлением. Этакой новой интеллигенцией, ибо наша Креативщица предпочитает творчество, но не банальное, вроде классической живописи или игры на скрипке. Искусство должно быть актуальным и по возможности импортным! Декупаж и пэтчворк, плетение фенечек и валяние войлока, создание корявых, но «ужасно уютных» кукол с глазами-пуговицами и ватными ногами, ...обучение на курсах международного дизайна при виртуальной академии околовсяческих художеств. Свободная Креативщица носит кеды и джинсы, ковбойку и пончо. За спиной у неё - разноцветный рюкзачок со свисающими брелоками. К вещам она относится странно, ибо покупает их в секонд-хэнде на вес, но зато набор гаджетов - по цене однокомнатной квартиры на окраине. Часто бывает убеждённой (точнее – модной) вегетарианкой и уважает восточные практики достижения гармонии, хотя до них никогда так и не доползает - там надо много трудиться над своим непокорным Я. Зато любит рассуждать и надменно умничать. Считает себя высокообразованной и начитанной, но при этом обладает странноватым набором знаний: её выбор – это кино не для всех, музыка для избранных, литература для особых. Поэтому о Пушкине она знает мало и полагает, что dandy – это какая-то игровая приставка из её детства 1990-х.

Основная стихия – это стартапы и флэш-мобы, маленькие уютные магазинчики, где, помимо книг, ещё торгуют произведениями hand-made. Любит всё необычное. И бесполезное. Замутить сайт о старых галошах, которые мы находим на помойках. Расписать стены разноцветными граффити (без ведома владельцев недвижимости). Устроить Фестиваль Конфетных Обёрток. И не убрать за собой! Она оценит дизайнерскую тяп-ляп-рванину или необструганные доски лавок в креативном заведении, где «очень крутой и настоящий матэ», а ещё пацаны играют на тамтамах. Она – убеждённая феминистка и чайлд-фри, потому что свобода – это не просто отсутствие решёток, нар и Славы КПСС на плакате. Для Креаклицы это – многослойно-многомерное состояние, при котором любое нарушение спонтанного маршрута является невыносимым. Пишет стихи, сказки, романы,…песни и даже пытается их пристраивать в издательства. Инфантильна и трогательна – до тошноты - …когда поёт свои песенки. Цинична, когда кто-то мешает её «свободе».

Таких девушек чаще всего показывают по ТВ, когда хотят явить образ раскованной и мобильной современницы, которая вчера подтанцовывала клоунессой на празднике пива, а уже сегодня – в первых ряда флэш-моба «Сделаем наш город чистым!» Это будет так весело! Ходим с мётлами и предлагаем людям подмести улицу. А Митяй всё это снимает на камеру. А Витёк выкладывает в Сеть. Мётлы сварганили сами. И уже завтра – она куратор выставки «Икебана из огрызков». Вопрос: «Кем работаешь, девонька?» Ответ: «Живу!» Они часто пописывают для малоизвестных журналов статьи в духе «эссе ни о чём» и любят поговорить о Кастанеде, которого никогда не читали. Кстати! Искренне презирают Офисных Стерв и Гламурных Кис – эти же несвободны и вообще (извиняюсь за подробность) обязаны эпилировать ноги и полировать ноготки. Но все три типажа равным образом выгодны обществу потребления с его культом вещей и вещичек. Основные пунктики современного массового сознания - это вещизм и снобизм, возводимые в ранг добродетелей.

Все вышеназванные дамы обнаруживают высшую степень покупательской способности, которую я бы даже назвала – покупательским талантом. У Виктора Пелевина сказано именно о них: «Единственная свобода, которой он [или она – Г.И.] обладает, это свобода сказать «Bay!» при покупке очередного товара». Просто действовать они будут в трёх разных направлениях – так, гламурная фифа сойдёт с ума от вида серебристых туфелек из новой коллекции, офисная стервочка возьмёт кредит под покупку авто, а креативщица будет экономить на хлебе ради очередного нового айпода. Больше того, все три дамы оказались замечены в болотно-протестных настроениях – именно там они и встретились, эти три грации развитого капитализма. У них вечное и подспудное недовольство миром при зашкаливающе-высокой самооценке. Как тут не сбегать с букетом лилий на Немцов-мост?

1.0x