Новый роман Александра Проханова "Леонид" — исключительное явление даже в нынешнем жанровом и стилевом многообразии российской литературы. Впечатляет дерзновенность замысла. Роман написан на стыке нескольких традиционных жанров: политического триллера с парадоксальными чертами жёсткой пародии; политического памфлета, в котором наряду с реальными действуют герои и персонажи отчасти условные; феерического гротеска, героико-эпического нарратива, философского романа, лирической драмы. Читатель, захваченный стремительным развитием повествования, поначалу испытает некоторое замешательство, будучи не в состоянии с ходу определить эту систему жанровых координат. Чтобы восстановить целостность восприятия, необходимо освободить своё сознание от условностей жанровой дифференциации и увидеть авторский замысел в его свободе и полноте. Контрастное, но органичное сочетание реального и условного; прикосновение к глубинным тайнам современной политической жизни; взгляд на историю России как мистическое таинство, подвластное не произволу отдельных личностей, а сложному комплексу объективных причин и случайных совпадений; беспощадное обнажение сущности политических процессов — всё это делает роман "Леонид" центральным явлением современной отечественной литературы.
Главные действующие персонажи романа — президент России Леонид Леонидович Троевидов и боевой офицер, подполковник Александр Трофимович Верхотурцев, волею судеб ставший вице-президентом. Роли этих персонажей в координатах повествования несопоставимы, но именно во взаимодействии они представляют собой художественное средство для раскрытия драмы и трагедии власти. И если черты Троевидова недвусмысленно говорят о его прообразе, то фигура Верхотурцева является абсолютно вымышленной, плодом авторского воображения. В сущности, роман представляет художественную версию реалий политической ситуации современной России. А также рисует ход событий, который мог бы быть, или не исключён в будущем.
Леонид Леонидович Троевидов, находясь на переломном этапе своей президентской деятельности, испытывает неудовлетворённость от того, что все его достижения находятся под угрозой. Система, созданная им, постоянно колеблется, она неустойчива. В то же время непреодолимо внутреннее противоборство Троевидовачеловека и Троевидоваправителя. Долг руководителя великого государства требует от него компромиссов и решений, многие из которых находятся "по ту сторону добра и зла", а с позиции простых людей могут представляться бесчеловечными.
"Россия была громадным самолётом, который Леонид Леонидович поднял когда-то в небо. Оснастил могучими двигателями, сконструировал рули, вставил приборы, залил топливо в баки. Направил в полёт. Теперь, по прошествии лет, двигатель давал сбои, топливо иссякало, руки перестали слушаться, приборы выходили из строя. Самолёт терял управление. Снижался, готов был рухнуть, усыпав обломками, как это уже было однажды, пространство от арктических льдов до горячих пустынь.
Леонид Леонидович чувствовал приближение катастрофы, старался её избежать…"
По мере того, как осуществлялись державные замыслы, начинали обостряться внутренние противоречия. Достижения вызывали претензии даже со стороны тех, кто ещё недавно поддерживал президента Троевидова в его начинаниях. Усиление мощи России неизбежно порождает недовольство Запада, и, как следствие, это недовольство множит враждебные действия по отношению к России — государству, позволившему себе сбросить либеральное наваждение и пойти собственным путём. В стране сформировалась новая "элита", которая не желала жертвовать чем бы то ни было во имя такой, в их понимании, эфемерности, как "великая Россия". Предательство проникло не только в среду творческой интеллигенции и новых собственников, оно явственно царило уже и в ближайшем окружении Троевидова. Долг перед страной и инстинкт самосохранения требовали от него незамедлительных действий. И он "решил внести в Конституцию поправку, утверждающую пост вице-президента. Дублёра, который мог заменить президента, если тот выбывает из строя". На роль дублёра был избран офицер, воевавший в Сирии и чудесным образом уцелевший в ситуации, когда выжить было невозможно. Атакованный самолёт развалился в воздухе, и подполковник Верхотурцев должен был погибнуть при падении в море. Но он выжил. Правда, после чудесного спасения с ним происходят странные, непонятные вещи: он стал слышать таинственные голоса, ощущать в себе присутствие других людей, пророчествовать о прошлом и будущем. Именно такой человек — боевой офицер, не испорченный властью — оказался нужен для декоративной, по сути, должности вице-президента. Вокруг этой сюжетной завязки разворачиваются события романа.
Роман "Леонид" — о сущности власти, о её тяжком бремени, подчас непомерном даже для очень сильного человека. Исторически сложилось так, что народ персонифицирует свою власть в лице её главного представителя и жёстко спрашивает в случаях разочарования. Но за пределами народного понимания, как правило, остаются таинственные, нелогичные в своих проявлениях механизмы, заставляющие принимать жестокие решения, делать выбор в ситуации, когда выбора нет, и брать на себя ответственность, нести которую человек, волею судьбы поставленный у руля государства, не всегда внутренне готов. Соратники и сподвижники, кому правитель привык доверять, вдруг превращаются в скрытых беспощадных врагов, столкновение с которыми неизбежно. В то же время народ не прощает ни малейшего промаха, ни единого решения, принятого во имя великой цели, но требующего чем-то поступиться. Приближённые льстят и тут же готовы совершить предательство. Люди, на которых делается ставка, стремительно перерождаются и становятся врагами, порой даже не осознавая этого.
Ярко и образно показаны взаимоотношения президента Троевидова с разными представителями российской элиты, и у каждого из них — собственные цели и задачи, каждый ищет выгодное для себя место в структуре государства. И в центре всех этих разнородных, подчас непримиримо враждебных друг другу интересов — фигура президента, сохраняющего и поддерживающего зыбкое державное равновесие. В ситуации, когда доверять нельзя никому, Леониду Леонидовичу Троевидову не остаётся ничего другого, кроме как руководствоваться инстинктом самосохранения и устранять на своём пути все препятствия — как реальные, так и возможные. В этом — и его личная драма, и драма его власти.
Особое внимание в романе уделено продажности интеллигенции. Знаменитый театральный режиссёр, осуществляющий льстивую и подобострастную постановку, прославляющую президента Троевидова, при изменении ситуации готов моментально внести в сценарий коррективы — в интересах новой власти. Циничные журналисты в угоду конъюнктуре легко меняют свою позицию. Президент не питает иллюзий по поводу "мозга нации", и своё мнение в разговоре с пресс-секретарём Симеоном Викторовичем Пушновым выражает предельно жёстко:
"…Наша либеральная интеллигенция, Симеон Викторович, это слизь, которая закупоривает лёгкие государства. Когда её слишком много, государство перестаёт дышать и погибает. Государство разрушают интеллигенты, создавая протестную музыку, плодя насмешки и анекдоты, печатая пасквили на героев и государственных мужей. Эту либеральную слизь нельзя побороть. Она не умирает в ГУЛАГе, как думали коммунисты. Ей нужно противопоставить другую слизь, патриотическую. Пусть две слизи пожирают друг друга…".
Эта сентенция имеет особую ценность, поскольку проясняет очень многое в современной культурной политике России.
Ближний круг друзей-соратников, вместе с которыми Леонид Леонидович Троевидов и создавал структуру государства, также готов совершить предательство ради сохранения и приумножения своих богатств. Об этом написано подробно, с большой художественной силой и убедительностью. Множество персонажей в романе позволяет создать объёмную картину современной российской действительности, что порой шокирует и откровенностью авторских суждений, и узнаваемым фактическим материалом.
Придуманный Леонидом Леонидовичем пост вице-президента должен, по его замыслу, исключить возможность хаоса и борьбы за власть в случае ухода Троевидова со своего поста. Человек честный, мужественный, но лишённый политического опыта, подполковник Александр Трофимович Верхотурцев попадает в сеть интриг, в которой сохранить доверие своего начальника Троевидова практически невозможно. Верхотурцев погибает, и его гибель восстанавливает равновесие в структуре руководства государством. В государстве не может быть двух центров власти. Если подобное происходит, то влечёт за собой ослабление государства, а в перспективе — хаос и распад: Верхотурцев стал сакральной жертвой, подтверждающей эту истину. Леонид Леонидович Троевидов переступает через всё, что угрожает сохранению целостности вверенного ему государства. "Птица русской истории", свившая себе гнездо в его груди и на мгновение, казалось, покинувшая его, возвращается на своё место.
"Он стоял среди кремлёвских зубцов, на него смотрели кремлёвские колокольни и купола, и он чувствовал, как они тянут к нему свои каменные руки и не хотят отпускать. Его не отпускал Успенский собор, где помазывались на царство цари, многие из которых были убиты. Не отпускал Архангельский собор с погребениями великих правителей. Не отпускала чёрная стальная брусчатка, по которой проходили полки и сразу попадали на фронт. Его не отпускал Сталинград с фонтаном, где пионеры удерживали своим танцующим хороводом страшное чудище. Его удерживали великие поля сражений, угрюмые горы, могучие полноводные реки. Они держали его, не пускали, принуждали остаться и править этой таинственной, жестокой и прекрасной страной, которая погибала и требовала от него, чтобы он удерживал эти расползающиеся пространства, эти ввергнутые в смуту народы. Сберёг государство. И он знал, что ему не уйти, не укрыться, и его державный удел — удерживать, держать в руках эти континенты и океаны, слыша, как хрустят его кости и из глаз хлещет кровь…".
Леонид Леонидович Троевидов — фигура, при всех узнаваемых деталях и обстоятельствах, во многом условная. Равно как и встречающиеся в романе реальные события нашей действительности переплетаются с вымыслом. Роман заставляет задуматься о многом. Государственную власть нельзя судить по житейским законам человеческого общества. Задачи, которые встают перед властью для осуществления её миссии, нередко идут вразрез с индивидуальной моралью человека и абстрактным гуманизмом. Александр Проханов в своём романе осуществил дерзкий и масштабный акт художественного осмысления природы и сущности государственной власти в нынешнюю эпоху, исполненную неразрешимых противоречий и трагических столкновений.
Особого внимания заслуживает художественный язык прозы Александра Проханова. Живой и динамичный, образный и изящный, он напоминает и о традициях русской классики, и о завораживающих экспериментах русского модернизма начала XX века, и о высших достижениях русской советской литературы.
Роман "Леонид", несомненно, станет бестселлером, поскольку ничего подобного в современной литературе ещё не было — по глубине содержания, по литературным достоинствам, а главное — по истинной, а не надуманной, актуальности. В нём содержатся ответы на многие роковые вопросы о сущности государственной власти в России.
Илл. Василий Проханов. "Птица счастья Завтрашнего Дня".