Портрет В. Перова, напряжённо вглядывающегося в пространство, грустно, скорбно отчасти – портрет, исполненный И. Прянишниковым с тою мерой проникновения в душу, которая поражает.
Прянишников происходил из купеческой семьи: из недр России: Боровский уезд Калужской губернии хорошо представлял её тогдашнюю.
С десятилетнего возраста живя в Москве, у дяди, рано проявив страсть и способности, с двенадцати учится уже в Московском училище живописи, ваяния и зодчества – знаменитом училище: такое созвездие имён!
С Перовым сошлись близко: общо смотря на многое: от приёмов живописи до окружающей обстановки, чья правда вечно шероховата.
За картину «Чтение письма в мелочной лавке», виртуозно смешивающую жанр и портрет, получает серебряную медаль.
В создание передвижных выставок участвовал активно.
Быт интересует его: крепкий настой оного и определяет жизнь, но – просвечивает через него нечто, наиважнейшее.
Метод Прянишникова – вариант критического реализма в литературе: сильно влиявшей на художника…
Развлечения городского люда убоги – убедимся, вглядываясь в картину «У театра марионеток».
«Калики перехожие» завораживают мерой страдания: заслуженного ли?
«Швея» надорвётся трудом…
Колористическая насыщенность его произведений возрастает; композиционная цельность становится самородной.
Пейзажно-жанровые мотивы соединив в картине «Порожняки», был признан современниками новатором.
Он уходит в исторический жанр.
«1812 год» - плетутся внутри зимы французы, пестреют мундиры, поражение тяжко, мороз всегда на руку русским.
Прянишников живописует скорбно-согбенную помпезность «Крестного хода»…
Разнообразный, казалось, стремился всю русскую жизнь вместить в огромность своих холстов; и есть стройно-скорбная картина А. Корина «Панихида по И. Прянишникову», свидетельствующая о мере любви к художнику.