«Ангара» разольётся балетом: зашумит и заплещет звуко-потоками, заиграет скрещением судеб, выраженных через танец.
Музыка – от меди и традиционного корня, от призмы собственного дара: многогранно-математической, от сгущения неба и плавных порывов онтологического ветра.
Отец Андрея Эшпая был композитором и музыковедом-фольклористом, мать знатоком, исполнительницей и любительницей народных песен.
Музыка входила в мир ребёнка, волнуя более, чем реальность: ибо и была реальностью.
Отец обучал, потом была музыкальная школа…
Война тяжело навалилась на явь: изъявив желание идти добровольцем на фронт, Эшпай получил отказ: в силу возраста; он учится в пулемётном училище, заканчивает курсы военных переводчиков; воюет на первом Белорусском фронте.
Здесь уже – музыка судьбы.
9 мая Эшпай встречает в Берлине.
Консерваторию заканчивает, выступает, как пианист – в основном исполняя свои произведения.
О! они разворачиваются радугой разнообразия!
Эшпай работал практически во всех жанрах: любой наполняя собственным космосом, пронизывая метафизическими нитями собственного дара…
Оперетты шампански ликуют!
Иное дело – симфонии: самый, может быть, сложный жанр.
Тяжелы – и: от неба – словно услышанные в слоение и струении небес, и – переведённые с небесного языка на музыкальный, земной; скрипичные взмывы концертов, и фортепианные раскаты оных.
Легчайшие песни: быстро становившиеся настолько известными, что и автор забывался: как «А снег идёт», например…
Лёгкость была в поэзии творчества Эшпая, божественное дыхание…
Так и осталось: создавший свой мир, он и сам растворился в многообразие предложенной миру музыки.