Таинственно мерцающая загадкой красота её, связанная с обворожительностью детскости, простоты, бесхитростности.
«Когда деревья были большими» - они всегда так велики в детстве, что не хочется, дабы оно проходили.
Они – деревья – останутся большими, но уже решительно по-другому; а девушка Наташа с такой непосредственностью примет чужого человека, как своего отца.
Залюбуешься открытостью сердца.
Есть в образе, исполненном И. Гулая, такая акварельная правда, такое стремление обрести вновь отца, погибшего на войне, что щемит душу – зрительскую душу от сострадния и… красоты.
Роль, исполнена на высших регистрах психологизма, тонкая, будто сплетённая виртуозно из серебряных нитей.
…Гулая росла с матерью.
Жили бедно, очень бедно.
Мать подрабатывала портнихой, рассчитывая отдать дочь в Институт иностранных языков, но та самозабвенно мечтала об актёрстве.
В Щуку удалось поступить.
Затем – блеснуть на экране.
После роли Наташи в сквозном фильме «Когда деревья были большими», Гулая играет подругу Гашека в совместном, чехословацко-советском фильме «Большая дорога».
Гашек, вечно всем доставлявший неприятности, сам отчасти Швейк, гениальный саботажник, и подруга его – Шура, чья застенчивость наслаивается на горячность в отстаивание революционных идеалов…
Гулая идеально вписалась в роль, словно и не делала её, а проживала.
Ей вообще было свойственно свободное дыхание актёрства.
«Время, вперёд!» звенит медными дисками энтузиазма – молодёжного в том числе.
Кротость и грусть, бодрость и элегичность красиво смешивались в личность актрисы.
Она прожила недолго.
Смерть её, спекулятивно использовалась жёлтой прессой, вечно поганящей всё, к чему прикасается.
А жизнь И. Гулая представляется чистотой творчества и любви.