Авторский блог Галина Иванкина 09:41 24 июня 2022

Прощай, Юрочка!

Шатунов ничего не доказывал – он интуитивно встроился в ритм времени

Это событие, отмеченное Яндекс-новостями, прошло в общем-то незамеченным, и блогосфера не вздохнула с горчинкой: «Ушла эпоха!» Эпоха ушла куда как раньше, и смерть Юрия Шатунова – солиста "Ласкового мая" - не стала шокирующим событием.

Он уже в конце 1990-х был героем позавчерашних дней. Юра, Юрочка Шатунов – ярчайшая звезда позднесоветского деграданса, когда верхи уже не могли и не хотели, а низы - …не хотели и не могли. Точнее, все могли и хотели, но совсем другое - не то, что предлагалось телеящиком, радиоточкой и передовицей, и это «другое» посильно явил хорошенький пацан из провинциального детдома. Явил случайно. Попал в точку и – прошёлся по оголённым нервам.

Звук, нота, песня – выражение момента. Шатунов ничего не доказывал – он, руководимый великим комбинатором Андреем Разиным, интуитивно встроился в ритм времени. Он пел для городских девчонок, затерянных в каменных джунглях. Увядшие белые розы, которыми только что восхищались, нынче выброшены и – мёрзнут. И ранимые оторвы с перламутровой подводкой зарёванных глаз – они, как те розы на один вздох.

«Девушки были – розы. Красота их была быстротечна, как красота цветка. Их следовала рвать до наступления темноты, ибо день краток и день – всё», - писала Вирджиния Вульф о юницах Ренессанса, но кто же знал, что Маленькие Веры из промышленных районов – столь же печальны и достойны сонетов? Я не входила в число поклонниц Юрика Шатунова, но его голос – это фон тогдашнего бытия.

Звучало цоевское «Пе-ре-мен!» и колоратуры "Миража" вперемешку со сладковатым Modern Talking-ом, чей распад опечалил фанаток всей Европы. А ещё – из каждого окна раздавалось: «Белые розы – белые розы, беззащитны шипы…» Конец 1980-х! Агрессия и напор. Желание крушить и бешеный темп. Всё, что казалось свежим пару месяцев назад, устаревало, не успев наскучить.

Киноафиши напоминали плакаты: "Легко ли быть молодым?", "Так жить нельзя!", "ЧП районного масштаба". Демократические силы пугали обществом "Память", а заодно – кулакастыми люберами и Ниной Андреевой, которая «не могла поступиться принципами». Лощёные мажоры из полночного «Взгляда» ваяли остренькую тележурналистику; сатирики наперебой измывались над дикцией Леонида Ильича; лыбились первые «Мисс» - они ещё плоховато дефилировали в купальниках, но уже не стеснялись этого. Рижский рынок торговал «варёными» джинсами, кооперативными пирожками и терпкой свободой. Она пахла дымом, а вовсе не белыми розами.

Творчество "Ласкового мая" сопровождалось скандалами и расследованиями, и девочки всё больше любили своего Юрочку – за чуть надтреснутый голос, обездоленность и «босяцкую красоту» – по меткому высказыванию Максима Шмырёва. А потом – схлынуло, и в 1992 году, когда на книжном развале мне попалась книжица Андрея Разина "Зима в стране ласкового мая", Шатунов и его розы-морозы представились чем-то устаревшим и навсегда вышедшим из моды. Чем занимался девичий кумир в 1990-2000-х, я не знаю – вспоминается лишь миленький клип "Эта звёздная ночь", где повзрослевший Май, ставший Июнем, изображал любовь к фотомодели Полине Ташевой, чьё имя странным образом осело в моей цепкой, юридической памяти.

Наверняка, были какие-то проекты, но для меня он остался тем, ошеломляюще-молодым, в джинсовой курточке со стразами, на излёте золотых-восьмидесятых. И вот – финал. Сердце. Ушёл туда, где розы – вечны и никогда не мёрзнут. У меня нет ностальгии по юности – мне жаль, что мужчины умирают так рано.

1.0x