Сообщество «Салон» 00:00 12 февраля 2015

Прима стиля

Фотокамера — кисть художника XXI века. И кто знает, не окажется ли одна из фотографий Светланы Захаровой от Владимира Фридкеса, извлеченная из выставки в 2015-м, тем, чем был… ну, допустим, рисунок Анны Павловой от Валентина Серова в 1909-м. Украшением русского балета. Олицетворением петербуржского стиля.

Двести лет истории русского балета — и всего лишь несколько имен, див русского балета, кто одним явлением на сцену держат публику на пределе мечты, манящей ирреальности. И каждая — воспитанница петербуржского хореографического училища, солистка Мариинского (Кировского) театра или представляющая школу Петербурга на сцене Большого театра в Москве. Как-то Олега Виноградова, главного балетмейстера Кировского театра с 1977 по 1997 годы, я попросила в беседе назвать три имени балерин, олицетворяющих собой петербуржский стиль. Этот совершенно отдельный мир хореографического искусства, за обжигающим холодом, сдержанностью которого в изводе красоты таится нездешний океан страстей. Олег Виноградов после паузы раздумий назвал такие имена: Уланова, степень воздействия которой на публику не поддавалась объяснению, Осипенко, по соответствию физической форме, Комлева, по чистоте и верности рисунку хореографа…. Из сегодняшних имен, конечно же, Захарова. "Знаете, — добавил балетмейстер, — за последние сто лет балерин с данными Светланы Захаровой не было".

Светлану Захарову, еще солистку Мариинского театра, я впервые увидела на сцене Большого театра в партии Жизели. Было это в середине 90-х годов. Совершенно юная, очаровательная балерина, она поразила тогда отстраненностью, почти отрешенностью от образа, непроизвольным изыском поз… "Жизель" со Светланой Захаровой (Жизель) и Сергеем Полуниным (Альберт) сверкнула на сцене Большого театра и года два-три назад. Светлана Захарова, уже прима-балерина Большого театра, этуаль миланского Ла Скала, предстала создательницей романтических грёз, наследницей Павловой—Спесивцевой—Улановой.

Балет — искусство света и тени.

Искусством света и тени называют также фотографию, эту алхимию фиксации мгновенья, в котором запечатлена вечность. В том случае, если в фотографии — русский балет, а в русском балете — дива, то фотография чудесным образом обретает магию старинных дагерротипов. Гармония идеальных линий балерины — тому ли причина? Ощущение хрупкости фигуры, почти бестелесности? Разбросанность ли по фотографии эмоции, вдруг застывающей, словно на полувздохе, и потому волнующей с какой-то ураганной силой.

Балерина русского балета — легенда. Балерина петербуржского стиля — миф. Запечатленная на фотографии, она творит поистине чудеса. Так вот и случилось однажды в Америке. Молодой человек перелистывал страницы журнала, и — будто молнией пробило! Наткнулся на фотографии Ольги Спесивцевой, сокровища Ballet Russe! Шарм балерины произвел столь ошеломляющее впечатление, что молодой человек дал себе зарок непременно найти балерину, след которой к тому времени, заметим, затерялся в одной из психиатрических клиник США. И он — нашёл. И помог устроить так, чтобы Спесивцева, всеми забытая и брошенная на чужбине, оказалась в пансионе Александры Толстой, дочери Льва Николаевича Толстого.

Выставка фотографий Ballet Russe была организована к 100-летию "Русских сезонов" в Петербурге и претворила в жизнь не один миф. Сегодня, 11 февраля, в Москве, открывается выставка фотографий, посвященная Светлане Захаровой. "Светлана Захарова. Стоп-кадр". И нет сомнений, событие это окажется еще одним витком в серпантине славы Ballet Russe, русского балета. Автор фотопортретов, фотозарисовок — Владимир Фридкес.

Владимир Фридкес — один из самых известных в настоящее время мастеров фотографии, на счету которого ряд престижных наград: премия "Серебряный венок", национальная премия моды и стиля в области фотографии "Астра", премия фестиваля "Мода и стиль в фотографии"… В историю Большого театра Владимир Фридкес тоже внёс свою лепту. Серия документальных фотографий Большого театра как старого имперского "храма искусств" принадлежит именно ему. Отношение к фотографиям неоднозначно, тем не менее, за десять дней до закрытия театра на мега-реставрацию в 2005 году, Владимир Фридкес засвидетельствовал на пленке "уходящую натуру", "все эти доски, лестницы, — по его словам, — прошарканные сотнями тысяч, может быть, миллионами зрителей, занавес, который поднимался и опускался сотню тысяч раз — все это, включая советскую символику".

Выставка "Светлана Захарова. Стоп-кадр" Владимира Фридкеса — страница в летописи новейшего Большого театра. Кроме того, в рамках проекта будет демонстрироваться документальный фильм "Светлана Захарова. Откровение" режиссера Кети Хараидзе. Фильм расскажет о жизни и творчестве прима-балерины Большого театра. Сама же прима-балерина прокомментировала для газеты "Завтра" работу над выставкой фотографий:

"С Володей Фридкесом мы познакомились на премьере балета "Легенда о любви", в Большом театре. Я танцевала премьеру и во время спектакля заметила человека с фотокамерой, который за кулисами сидел в темноте в какой-то непонятной позе и тихонько снимал, не привлекая к себе внимания. Меня это подкупило сразу. Потом я увидела его работу. И поняла, что хочу доверить ему свою мечту, мою первую фотовыставку. Он снимал меня на репетициях, на спектаклях и в студии. Это был настоящий творческий процесс для нас обоих. И, как мне кажется, получилось необычно и очень естественно".

Что ж, фотокамера — кисть художника XXI века. И кто знает, не окажется ли одна из фотографий Светланы Захаровой от Владимира Фридкеса, извлеченная из выставки в 2015-м, тем, чем был… ну, допустим, рисунок Анны Павловой от Валентина Серова в 1909-м. Украшением русского балета. Олицетворением петербуржского стиля.

P.S. Мультимедиа Арт Музей. Москва, Остоженка, 16.

Cообщество
«Салон»
5 марта 2024
Cообщество
«Салон»
19 марта 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x