Сообщество «Глобальное обострение» 04:37 2 декабря 2021

Праздник отменяется

в балете "Щелкунчик" обнаружили проявления расизма

Государственный балет Берлина с самой большой балетной труппой в Германии 24 ноября внезапно отменил постановку "Щелкунчика", которая намечалась на наступающие новогодние праздники. В балете Петра Чайковского в который раз обнаружили проявления расизма и стереотипов, присущих XIX веку. Об этом в интервью газете The Bild сообщила Кристиана Теобальд, интендант Staatsballett. Оказывается, в нынешнюю постколониальную эпоху некоторые эпизоды постановки становятся сложными и не вписываются в современные европейские тенденции, так что показ остановили на целый сезон. Речь идёт о дивертисменте, где танцуют игрушки из разных стран. Поступающие в балет ещё с 2015 года жалобы на появление в одном из актов двух детей в чёрном гриме Теобальд считает совершенно справедливыми. Среди других сложных моментов она назвала «китайский танец с семенящим шагом и восточный танец в сопровождении женщин из гарема», а также солиста с коричневым макияжем — изображение негра на Западе в наше время называется «блэкфейсом» и строго карается.

Ещё предыдущий глава берлинского балета Йоханнес Ойман утверждал, что "Щелкунчика" с карикатурными китайцами и раскрашенными в чёрное детишками оставлять в таком виде никак нельзя. Постановка уже несколько лет в преддверии Нового года оказывалась объектом критики различных защитников прав этнических меньшинств, так что в каком-то смысле отмена балета назревала уже давно. Тем не менее после заявления Теобальд даже привычная к буйству запретительного либерализма немецкая пресса удивилась решению труппы:

«Staatsballett видит проблему "Щелкунчика" в семенящих китайцах? Но это не более чем с любовью сделанный шарж. За это весь балет с репертуара не снимают», — пишет автор статьи "Климат безопасности" в газете The Berliner Morgenpost. Колумнист называет это новой формой «идеологической опеки» и прямо призывает заглянуть в конституцию ФРГ, где всё ещё написаны слова: «Искусство, наука и образование — свободны». Издание The Frankfurter Allgemeine Zeitung уже в подзаголовке статьи, посвящённой "Щелкунчику", задаёт вопросы: «Публику что, держат теперь за идиотов? За тупых? За расистов? За тупых расистов?»

Стоит отметить, что в Европе обидный «блэкфейс» с «неправильными» представлениями о чернокожих мерещится повсюду. В Бельгии и Нидерландах несколько лет назад решили распрощаться с рождественским персонажем Чёрным Питом, вечным спутником местного символа Рождества Синтерклааса. Пит сопровождал его так же, как Снегурочка ходила с Дедом Морозом, теперь же Синтерклаас будет шагать по прогрессивной Европе в гордом одиночестве. Артистов с чёрным гримом встречали гневными митингами, так что Питу нужно было либо изменить оттенок кожи, став совершенно другим, уже не Чёрным Питом, персонажем, либо отбыть в забвение.

Современные тенденции пересматривать культуру и традиции в угоду противодействию зачастую фантомным расовым и гендерным стереотипам выглядят как намеренное оболванивание потребителей массовой культуры. За размытием идентичности — порой нелепой, гротескной и часто обидной — скрывается прямое вмешательство в замысел автора, попытка перекроить идею творца, умершего много лет назад, в угоду прихотям сиюминутной повестки. Да, Пётр Ильич не увидит того, как его балет, изменённый до неузнаваемости, будет стоять на службе у ключевых нравственных ценностей нового мира, но это, может статься, уже скоро увидим все мы. Танцам арабских, китайских, русских и испанских кукол — уникальным, ярким и напыщенно-пафосным — на смену придут марши серых посредственностей, ничем не отличающихся друг от друга и не оскорбляющих никого. Мир, прихода которого так ждут немецкие артисты, — мир бесконечного парада воинства мышей.

1.0x