Авторский блог Рами Аль-Шаер 01:07 16 апреля 2020

Право на будущее

ситуация в мире и ближневосточные процессы

Тема коронавируса породила реакции и комментарии самого разного толка. Есть материалы, где приводятся мнения представителей тех или иных политических и прочих структур, что якобы помощь со стороны России государствам, наиболее страдающим от пандемии COVID-19, не является бескорыстной.

Хотел бы подчеркнуть, что бескорыстный характер действий России, проявляющийся во внешней политике страны, проводимой как через трибуну ООН, так и посредством реальных односторонних инициатив — в том числе, по оказанию медицинской помощи Италии, Испании, а также другим пострадавшим от коронавируса странам, включая даже Соединённые Штаты Америки, является очевидным фактом. Россия доказала, что цель таких шагов заключается в том, чтобы внести реальный вклад: медицинский, практический, гуманитарный, — в решение тех или иных проблем. Эта присущая России на протяжении всей истории черта связана с характером её культуры, менталитета и традиционными ценностями. Россия никогда не стремилась и не стремится к использованию чрезвычайных ситуаций, гуманитарных катастроф для осуществления каких-то политических целей, хотя западные СМИ считают, что целью нынешней российской гуманитарной помощи является "отмена санкций, введённых странами ЕС и Соединёнными Штатами", а также стремление добиться признания права России на присоединение Крыма. Но очевидно, что эта информационная кампания является частью гибридной войны против России.

Мы видим, что Дональд Трамп, президент ведущего государства НАТО, инициирует телефонный разговор с президентом России Путиным, принимает помощь России, включающую в себя лекарства и медицинские принадлежности. Мы видим также, что главы государств-членов НАТО проводят телефонные беседы с лидерами России и Китая. В ходе этих бесед обсуждаются пути развития сотрудничества и оказания помощи в борьбе с распространением эпидемии коронавируса, в лечении инфицированных, в принятии профилактических мер по борьбе с распространением вируса. Были затронуты и другие важные проблемы, волнующие всех без исключения в этой критической ситуации.

Пандемия коронавируса COVID-19 обернулась тяжёлым мировым кризисом, стала катастрофой для ряда стран, в которых зафиксирован высокий уровень заболеваемости и смертности. Пандемия продолжается. Вне всякого сомнения, возникший кризис повлияет на межгосударственные отношения и, возможно, приведёт к смягчению напряжённости на национальном, региональном и международном уровнях. Сейчас мы переживаем важный поворотный момент, когда во многих государствах — особенно в развитых и передовых с точки зрения развития науки и экономики, у их руководителей, политиков, учёных, у всех тех, кто влияет на принятие важных решений, — формируются новые представления о важности и необходимости перехода к многополярной модели мира. Я считаю, что события, которые в последние годы произошли в мире, заставят США отказаться от стремления к мировому господству. Однополярный мир окончательно уходит в прошлое.

Поэтому, размышляя о сложившейся в мире ситуации, считаю необходимым высказаться по вопросу влияния нынешнего кризиса на арабский мир. Попробую сформулировать некоторые идеи по поводу тех шагов, которые через 2-3 месяца, то есть сразу после того, как пандемия коронавируса закончится, должны быть предприняты различными силами и сторонами конфликтов, продолжающихся на Ближнем Востоке и в арабском мире.

Сейчас широко обсуждается вопрос о том, что, дескать, в нынешних условиях необходимо сосредоточиться на борьбе с COVID-19, а другие вопросы оставить на потом. Это правильно, однако ничто не мешает нам проанализировать сложившуюся ситуацию после того, как была приостановлена вся международная деятельность, особенно — в таких горячих точках, как Ближний Восток. В этой связи необходимо призвать всех, кто имеет отношение к этой проблеме, подумать о том, как можно спасти целые народы, миллионы людей, которые живут в постоянном страхе смерти от болезней из-за нехватки лекарств, в страхе погибнуть в ходе продолжающихся конфликтов. Количество инфицированных коронавирусом в мире приближается к двум миллионам, а в течение последних двух месяцев умерло уже свыше 110 тысяч человек. Трагические цифры!

Но ведь в Сирии, Йемене и Ливии в течение последних десяти лет погибло свыше двух с половиной миллионов человек. 70% из них умерли от болезней, ранений, полученных во время боевых действий, по причине нехватки медикаментов и отсутствия медицинской помощи. Остальные погибли в результате бомбардировок и обстрелов. Пострадавшие в ходе конфликтов в этих трёх странах — это беженцы, перемещённые лица, бедняки, люди, которые живут впроголодь, под открытым небом, остро нуждаясь в предметах первой необходимости. Так живут в течение десяти лет, на глазах у всего мира, около 22 миллионов человек. Эти катастрофические проблемы не решаются, хотя решение их существует. Оно заключается в выполнении резолюций Совета Безопасности ООН. Хочется надеяться, что у международного сообщества наконец-то проснётся совесть, и через два-три месяца, осознав свою ответственность за решение этих проблем, оно внесёт весомый вклад в выполнение всех соответствующих резолюций СБ ООН. Именно к этому стремится Россия, продолжающая серию интенсивных контактов с местными властями, которые должны понять, что именно на них ложится главная ответственность за шаги по спасению народов Сирии, Ливии, Йемена и Палестины. Они должны сделать всё от них зависящее для выполнения этой задачи наряду с теми мерами, которые следует предпринять международному сообществу.

Хотел бы поделиться своими соображениями по поводу тех шагов, которые необходимо предпринять для решения проблем, стоящих перед каждой из вышеупомянутых стран.

Сирия

В той кризисной ситуации, в которой живёт сирийский народ, руководство страны должно отказаться от ставки на военную силу, от иллюзии "неизбежной военной победы". В истории человечества ещё не было прецедента, когда любая власть, какой бы сильной она ни была, смогла бы победить волю своего народа.

Властям в Дамаске нужно признать действительное положение дел "на земле", перестать игнорировать катастрофические условия, в которых живёт большинство сирийских граждан. Эти люди уже девятую зиму(!) провели под открытым небом, многие из них умерли от холода, голода и болезней. К ним следует добавить 12 миллионов беженцев и перемещённых лиц. Поэтому Дамаск должен приступить к выполнению резолюции 2254 Совета Безопасности ООН. Не существует другого решения для спасения Сирии, сирийского народа, правительства, институтов власти. Путь выполнения этой резолюции предельно ясен: прежде всего, необходимо изменить Конституцию страны. Процесс изменения Конституции не является сложным. На фоне тех событий, которые происходят в Сирии, становится понятно, как этот процесс должен происходить. После этого под контролем ООН должны пройти выборы, в которых должны участвовать все граждане Сирии.

Сирийским властям необходимо выступить с соответствующей инициативой, даже если по этому вопросу не будут достигнуты договорённости с оппозицией. Это ни в коей мере не противоречит положениям резолюции 2254 Совета Безопасности ООН, особенно если учесть тот факт, что после того, как в стране практически окончательно были разгромлены террористические банды, ситуация "на земле" стала благоприятной для такого шага. Центральные власти восстановили свой контроль над всеми государственными институтами на большей части территории Сирии. Государственные институты возобновили свою деятельность. Всё это происходит в условиях полного прекращения огня и изменения позиции ряда стран по отношению к сирийскому кризису. Это позволяет правящему режиму в Дамаске выполнить соответствующую резолюцию Совета Безопасности при участии оставшейся части сирийской оппозиции в условиях раскола и разногласий между её представителями. Здесь я хотел бы подчеркнуть, что представительство большей части оппозиционно настроенных граждан не является монополией тех "платформ" оппозиции, которые были упомянуты в резолюции № 2254 СБ ООН. Нелишне напомнить, что в этой резолюции после упоминания "эр-риядской", "каирской" и "московской" оппозиционных "платформ" есть слова "и другие". Поэтому, когда власти в Дамаске приступят к выполнению этой международной резолюции под эгидой и контролем ООН, это будет означать, что большинство сирийских граждан избавится, наконец, от просмотра бесконечного "сериала" попыток помешать этому процессу под такими предлогами, как разногласия в Высшем комитете по переговорам, в Конституционной комиссии, — "сериала", по ходу которого появляются новые "действующие лица" и отряды оппозиции, такие как "Фронт национального спасения" со штаб-квартирой в Париже, различного рода "политические Советы переходного периода", "списки кандидатур", составленные в Евросоюзе и США, другие "изобретения", предусматривающие различные сценарии, наподобие "Президентского Совета", "экспертного правительства", пользующегося поддержкой арабских и международных "сил сдерживания" и т. д., и т. п. Одновременно с этим появился новый "доклад" Еврокомиссии о "преступлениях с использованием химического оружия в нарушение международно признанных норм ООН", — после того, как Совет Безопасности не одобрил этот и подобный ему доклады.

Всё это ведёт к порочному кругу, а целью таких действий является сохранение нынешней ситуации в Сирии, срыв всех действий в духе доброй воли, которые предпринимались и продолжают предприниматься для того, чтобы начать плавный и справедливый политический переходный процесс в Сирии. Мы все были свидетелями попыток воспрепятствовать миссии специального представителя Генерального секретаря ООН по Сирии в течение последних шести месяцев.

Хотел бы ещё раз подчеркнуть, что главная ответственность за прекращение страданий сирийского народа ложится на плечи официального Дамаска как основной силы, действующей "на земле". Власть должна мобилизовать все имеющиеся ресурсы для спасения сирийского народа. Это крайне важно сделать именно сейчас, в условиях прекращения огня на всей территории Сирии в соответствии с договорённостями, достигнутыми благодаря усилиям астанинской группы. Сирийскому правительству предоставлен шанс проявить добрую волю и выполнить волю международного сообщества, создать условия, необходимые для выполнения резолюции 2254 СБ ООН. Сирийским властям следует должным образом оценить военную и другую помощь, которую оказала и продолжает оказывать Сирии Россия, благодаря чему, а также благодаря действиям астанинской группы, удалось уничтожить международные террористические банды, сохранить суверенитет и территориальную целостность страны. Недавний телефонный разговор между президентами Владимиром Путиным и Башаром Асадом приобретает особое значение. После этого в Сирии побывал министр обороны РФ Сергей Шойгу. Это обстоятельство сирийское руководство обязано оценить должным образом и понять его смысл для того, чтобы использовать предоставленный шанс.

Палестина

Палестинское руководство, лидеры всех палестинских организаций должны немедленно положить конец расколу в палестинских рядах, созвать Палестинский национальный совет, воссоздать Организацию освобождения Палестины, в которую должны войти "Хамас" и "Исламский джихад Палестины", использовать все законные международно признанные методы национально-освободительной борьбы. Скажу откровенно: методы, которые использует палестинское руководство в Рамаллахе (а я располагаю информацией о сложных условиях, в которых оно работает), абсолютно несерьёзны. Ставка на международный "ближневосточный квартет" в составе Организации Объединённых Наций, Евросоюза, России и США с целью международной "реанимации" палестинской проблемы, является проигрышной вследствие продолжающегося внутрипалестинского раскола и разработанной Соединёнными Штатами Америки пресловутой "сделки века". Мы все видели, как представители "квартета" некоторое время назад провели по просьбе палестинского руководства встречу в режиме видеоконференции. В ходе этой встречи стало ясно, что США не только игнорируют, но и хотят упразднить этот формат. Ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что единственный путь возрождения борьбы палестинского народа за своё правое дело заключается в безотлагательном восстановлении единства палестинских рядов.

Сплоченность вокруг Организации освобождения Палестины, которая представляет всех палестинцев — как тех, кто живёт на её территории, так и тех, кто находится за её пределами, — является единственной гарантией того, что палестинский народ будет продолжать борьбу за правое дело. Скажу прямо: тот факт, что я делаю акцент на необходимость восстановления роли Организации освобождения Палестины, связан с моим прогнозом о том, что новое израильское правительство, которое будет сформировано в течение ближайших месяцев, примет решение об аннексии Западного берега и, в том числе, долины реки Иордан. Таким образом, палестинская национальная администрация практически перестанет существовать. А ведь некоторые представители палестинского руководства считают себя "руководителями государства" и убеждены в том, что являются "министрами". В действительности никакими полномочиями администрация не обладает. Без разрешения израильских властей они не могут даже вылететь за рубеж и вернуться обратно. С таким положением вещей нужно решительно бороться.

Йемен

Необходимо распустить арабскую военную коалицию по Йемену. С такой инициативой должны выступить Саудовская Аравия и Объединённые Арабские Эмираты. Йеменцам должно быть предоставлено право самим решать судьбу своей страны, действуя также при помощи Организации Объединённых Наций. Гражданская война в Йемене была спланирована Соединёнными Штатами Америки и Великобританией, а затем в неё была втянута Саудовская Аравия и ряд других стран Залива. Москва тогда настоятельно советовала всем не вмешиваться во внутренние дела Йемена, опасаясь катастрофических последствий такого вмешательства. Однако именно это и произошло. Результатом йеменского конфликта стала крупнейшая в мире гуманитарная катастрофа. Справиться с этой катастрофой, смягчить её последствия можно лишь в том случае, если все стороны возьмут на себя обязательство действовать в соответствии с волей международного сообщества в лице ООН и других международных организаций, предпринимая шаги по урегулированию этого кризиса.

Ливия

Необходимо сменить руководство сторон конфликта, так как его представители не смогли достичь соглашения ни в ходе встречи в Москве, организованной по инициативе российского руководства, ни в результате последовавшей за ней международной встречи в Берлине. Стало ясно, что руководители сторон конфликта не являются самостоятельными фигурами в принятии своих решений, не ставят во главу угла интересы ливийского народа, о чём говорят предпринимаемые ими шаги. Поэтому необходимо активизировать роль ООН совместно с союзом племён, с шейхами, с целью сближения позиций и достижения перемирия. Необходимо создать единый руководящий Временный Совет, который должен сформировать правительство национального единства. Это правительство будут по очереди возглавлять члены Совета. Задачей правительства должна стать перестройка государственных институтов, определение приоритетных направлений их работы, восстановление разрушенной в результате конфликта инфраструктуры, прекращение страданий ливийского народа и оказание помощи всем пострадавшим от конфликта гражданам.

Ставка одной из сторон конфликта на то, что именно она является "законной, международно признанной", — большая ошибка. Лучшим доказательством этого является упоминание "двух сторон ливийского конфликта" в последней резолюции Совета Безопасности ООН. Поэтому в нынешней ситуации вокруг ливийского кризиса ни одна из конфликтующих сторон не должна делать ставку на возможность своей победы над другой стороной, на то, что она "пользуется международной поддержкой или признанием", за счёт другой стороны.

Ранее я, как и многие мои коллеги, в своих статьях уже выражал надежду на то, что мир изменится после окончания кризиса, вызванного пандемией, после того, как мы получим урок, который всем нам преподал covid-19. Давайте вспомним, как совсем недавно (с исторической точки зрения) Советский Союз, США и Великобритания объединили свои усилия для разгрома фашизма, несмотря на огромные идеологические противоречия между силами империализма и социализма. 75 лет тому назад такое сотрудничество было успешным. Сегодня человечество столкнулось с реальной страшной угрозой. Дело в том, что, несмотря на огромный прогресс в области научных исследований и освоении космоса, несмотря на наличие многих научно-исследовательских медицинских центров и бактериологических лабораторий, специалисты до сих пор не смогли определить и оценить масштаб опасности, угрожающей человеку и окружающей среде в результате распространения пандемии. Поэтому у человечества нет другого выбора, кроме сотрудничества (особенно между великими державами, прежде всего — между Россией, США и Китаем) с целью решения наиболее актуальных проблем, которые привели к катастрофической ситуации, сложившейся во многих странах, и, прежде всего, в охваченных конфликтами Сирии, Палестине, Йемене и Ливии.

Что же касается вопроса, который широко обсуждается в эти дни о том, будем ли мы жить в новом мире после окончания эпидемии, то ответ здесь однозначный: да, будем! Мир обязательно изменится. В этом отношении я — оптимист, и думаю, что мы станем свидетелями интенсивных контактов между мировыми лидерами. Эти контакты будут проходить в духе конструктивного сотрудничества, а не в той атмосфере, какая была в прошлом.

Не случайно в ходе телефонного разговора между президентами России и США, состоявшегося недавно в этих сложных условиях, затрагивались не только вопросы борьбы с коронавирусом и последствиями его распространения, но и ситуация в Сирии. Была подчеркнута необходимость начала осуществления практических шагов по урегулированию сирийского кризиса. Надеюсь, что НАТО, в конце концов, поверит в бескорыстный характер внешней политики России, и что нашей общей целью в недалёком будущем — после того, как удастся спасти человечество от угрозы коронавируса — станет процветание, благосостояние и счастье всех людей на Земле.

1.0x