Реквием легендарному комбригу А. Мозговому и погибшим с ним бойцам
Горошко Ю. (позывной «Тавр»). Исповедь российского добровольца (Полная версия). М.: Традиция, 2017. 276 с.
двойной клик - редактировать галерею
двойной клик - редактировать галерею
двойной клик - редактировать галерею
двойной клик - редактировать галерею
двойной клик - редактировать галерею
двойной клик - редактировать галерею
двойной клик - редактировать галерею
двойной клик - редактировать галерею
двойной клик - редактировать галерею
двойной клик - редактировать галерею
двойной клик - редактировать галерею
В издательстве «Традиция» в июне 2017 года вышла новая книга воспоминаний участника Русской Весны 2014 года Юрия Горошко. Это книга-летопись, книга-реквием, книга-памятник, в которой читатель узнает правду об ополчении Новороссии, его героях и предателях, которую так старательно замалчивают и фальсифицируют в СМИ. «Тем ценнее свидетельства, подобные «Исповеди российского добровольца», т. к. именно они не позволят ни забыть, ни оболгать, ни предать – памяти погибших, борьбы продолжающейся, Новороссии, которая, как утверждал А. Б. Мозговой, случится, несмотря ни на что» (из аннотации). Поэтому и свою рецензию я назвала завершающей фразой этой книги: «Потому что ВСЁ… только начинается».
Эта книга заняла свое достойное место в ряду других книг о Новороссии (в частности, Геннадий Дубовой «Рыцари Новороссии. Хроники корреспондента легендарного Моторолы» (М., 2017), Ю. Евич и Ангел. «В окопах Донбасса. Крестный путь Новороссии» (М., 2016), о правде, которая неудобна в официальном медиапространстве.
Автор рассказывает свою историю, как он сидел и смотрел телевизор, переживал за Новороссию, а потом стал добровольцем и пошел воевать в отряд Алексея Мозгового. В каждой главе его книги – отдельный эпизод расписанной по хронологии летописи того, чему он стал свидетелем.
Это эпизоды-рассказы о ночном переходе через границу, о военном быте, о буднях в штабе «Призрака» в мирном Алчевске и желании воевать, о сказке про белые КАМАЗы, о битве за Дебальцево и о многом, многом другом. Особенно поразило автора, судя по всему, пересечение границы ночью. Это на самом деле очень яркий эпизод его книги: «Представьте себе тихую ноябрьскую ночь. Тишина такая, что можно оглохнуть. Над головой чистое небо, звезды… и луна. Я никогда не видел такой яркой луны. Кажется, что она светит специально в тебя назло, как прожектор. Мы идем через какое-то поле. Судя по всему, еще недавно кукурузное. Под ногами мешаются срезанные стебли. Идем молча. Ощущение такое, что ты, как минимум, пересекаешь Мексиканскую границу в районе штата Аризона. Еще немного и в овраге завоют койоты. Шли мы и правда недолго. Но эта картинка и впечатления остались у меня в памяти на всю жизнь. Впрочем, как и многие другие вещи, связанные с Донбассом»...
Как автор принял решение поехать на войну? Что его к этому побудило? Эти вопросы очень часто задают ополченцам. Но, если такой вопрос был уместен в начале войны, то сейчас, когда уже и так всем понятно, почему люди едут защищать Донбасс, этот вопрос утратил свою остроту и актуальность. Кроме того, лучше всего об этом Ю. Горошко сказал в своем стихотворении, выразив чувства и свои, и многих других братьев по оружию:
Зима пришла на огненный Донбасс…
Истерзанный, израненный, изрытый…
Он нас позвал. И в этот трудный час,
Стоим мы с автоматом и молитвой <…>
Ю. Горошко задает себе и читателям непростые вопросы, неудобные вопросы. Например, как быть с лозунгом «русские своих не бросают»? Как быть с мародерством? Вопросы о дисциплине в других отрядах ополчения и на блок-постах, о беспределе в ЛДНР. Как быть с гуманитарными конвоями, которые после прохождения таможни растворяются в никуда?.. А ведь «нам о них рассказывают и даже показывают… по телевизору. Каждый раз нам их демонстрируют с разных сторон. А вы сами их видели? Я лично – нет… <…> Но справедливости ради скажу, что я замечал ту самую продукцию, что они везли. На рынках! Но никак не на складах нашего «Призрака». До нас эти «Камазы» просто не доезжали…».
Некоторые свои горькие, неудобные вопросы автор задает в стихах:
Новороссия, Новороссия…
Быть тебе на земле, иль не быть?
Что ответишь ты нам, если спросим мы,
Скольких нужно еще схоронить?
Сколько времени, крови истратишь ты,
Зарождаясь в донбасских степях?
Нет отца у тебя и нет матери.
Только дух, только воля и страх…
И в самом деле, сколько еще нужно жертв, чтобы состоялась Новороссия, которую многие считают проектом, закрытым еще в 2015 году? И главный вопрос – почему кому-то не выгодно, чтобы этот проект осуществился. Один из ответов на этот вопрос в том, что лидеры ополчения не были удобными медийными фигурами: «…Мозговой <…> со своими идеями о Новороссии никак не вписывался в «генеральную линию партии». Скажу даже больше: по многим вопросам эта линия сильно отличалась от официальной»… А. Мозговой был неудобен и своими телемостами с командующими ВСУ, которые разрушали стену пропаганды, и своим нежеланием подчиниться соглашательской линии местных властей ЛНР…
Однако, книга Ю. Горошко не только о неудобных вопросах. Это книга, написанная в память о тех, с кем автор воевал в одной бригаде, и о тех бойцах, которые погибли вместе с легендарным комбригом (Ю. Горошко оставил живые портреты героев Новороссии – Холса, Песни, Метлы, Ани).
Как сказал Ю. Горошко в интервью: «В первую очередь, люди поехали воевать за Новороссию, и Алексей Мозговой погиб за эту идею. И я, в общем-то, поехал ради этой идеи. <…> Мне иногда задают такой вопрос: когда война кончится? А я говорю: все только начинается. У меня книга так и заканчивается: «На этом, наверное, можно поставить жирную точку, добавив, что моя книга — «Исповедь российского добровольца» подошла к завершению… Но так я сказать не могу. Потому что что-то мне подсказывает, что это еще не конец. А знаете почему? — Потому что ВСЕ… только начинается!!!» (с. 264). Я даю людям понять, что будет еще битва за Новороссию номер два. И будет в книге вторая часть. Не потому, что я так хочу, а потому, что время диктует свои условия». И с этим невозможно не согласиться, потому что и сегодня мы видим, как во время попытки подписания очередных минских договоренностей украинские войска идут на прорыв в районе села Желобок Славяносербского района.
Всё только начинается… И для того, чтобы силы Добра одержали победу над силами Зла, очень важно не забывать героев, отдавших свои жизни за осуществление идеи большой Новороссии. И потому очень важно публиковать свидетельства о Русской Весне 2014 года из первых рук, из рук тех, кто действительно воевал, а не отсиживался в кабинетах, ожидая, когда позовут получать незаслуженные награды… Истинные герои оказались незаслуженно оттесненными на второй план. Ю. Горошко говорит об этом с болью и сожалением в интервью: «Мы живем в мире двойных стандартов. Мы говорим, что наши заключенные сидят в тюрьмах СБУ, но почему-то никто не говорит, сколько людей сидит в луганских и донецких подвалах. Наши добровольцы сидят там с 2014-2016 года. Об этом никто вслух не говорит. Якобы по уголовным статьям… Получается, что все там уголовники. Тех, кого не удалось убить, сидят на подвале. Большинство, конечно, успели уехать оттуда. Это к вопросу, ради чего туда ехать воевать. Например, моя идея умерла вместе с Мозговым. Пока он был живой, я думал, что, может быть, Новороссию удастся построить. А когда его убили, я понял, что идея Новороссии сожжена и пепел развеян. Я уехал немножко раньше. Я в марте уехал. Хотел вернуться. А его в мае убили. И я понял, что возвращаться просто не к кому…».
Но, конечно, это не может быть поводом для пессимизма. Это скорее повод задуматься, что нужно сделать для нашей победы. Наверное, прежде всего, если говорить об информационном фронте, мы можем и должны сохранять память о том, как все было на самом деле. Так и автор пишет в эпилоге к своей книге: «Я очень надеюсь, что свою «Исповедь российского добровольца» я писал не зря. Потому, что писал я ее не ради себя, а ради тех, кто остался на Донбассе навсегда. Ради тех, кто уже никогда не вернется домой. А еще – ради живых… чтобы они их помнили».