Вышла в свет новая книга Александра Проханова "Поступь русской победы" — сборник идеологических манифестов, написанных ярким, образным языком мастера литературной метафоры. Отметить это событие в галерее Ильи Глазунова, что на Волхонке, собрался представительный форум русских интеллектуалов, художников, политиков и технократов. Предлагаем вниманию читателей фрагменты выступлений, прозвучавших в этот вечер в парадных залах картинной галереи.
Александр ПРОХАНОВ.
Эта книга рождалась на оборонных заводах, в научных лабораториях, в монастырских кельях, на митингах, которые проходили прошлой зимой в поддержку нашей государственности, в дискуссионных залах, где обсуждалось прошлое, настоящее и будущее России. Но это не идеологический трактат, не свод каких-то постулатов и выводов. Эта книга состоит из множества эссе, каждое из которых — это встреча, это контакт, это переживание. И все они, словно кусочки мозаики, складываются в идею русского развития, русской модернизации, русского рывка, русской победы, о которой мы все мечтаем, которую мы вымаливаем, которую мы готовим.
Но, прежде чем затевать этот рывок — чтобы он не стал фальстартом, чтобы он не был направлен на мнимые, ложные цели — нужно понять, что же такое русское самосознание, что такое русский человек и русский смысл. То есть нужно опять — уже в который раз за нашу тысячелетнюю историю — пробиться к глубинным кодам нашей русской цивилизации. К тем кодам, которые за последние двадцать лет пытались разрушить, вытравить из нашего народа, заменить их другими, чуждыми нам кодами.
Что это за коды? Каким глубинным ритмам бытия они соответствуют? Эти коды неразрывно связаны с действующей в русской истории имперской синусоидой. Наша история — это история нескольких империй, каждая из которых возникала, достигала расцвета, а потом опрокидывалась, превращалась в прах, падала в черную дыру небытия, из неё, казалось, уже никогда не сможет появиться на свет.
Но в силу каких-то таинственных, чудесных сил эта русская цивилизация и русская империя опять возрождались в новом обличии, в новой ипостаси — и переходили в новую эпоху. Так, империя Киево-Новгородской Руси, пройдя через ордынское иго, возродилась в Московском царстве; Московское царство, уничтоженное Смутой, возродилось в Российской, "петербургской" империи Романовых; разрушенная революцией и гражданской войной Российская империя возродилась в "красной", сталинской империи Советского Союза.
Сегодня из того пепелища, которое осталось на месте советской империи после 1991 года, возникает новая русская государственность, возникает пятая русская империя, как я называю её в этой книге. Нынешняя Россия — пусть обрезанная, униженная, затоптанная — возрождается из пепла, превращается в Евразийский Союз, провозглашенный президентом Путиным.
Это имперское, державное мироощущение — один из кодов русского сознания.
Второй код — это наша мечта об идеальном бытии, об идеальном устройстве мира; это мечта о райских смыслах, которые витают над нами и спускаются в нашу жизнь через труды, подвиги и молитвы. Единственная молитва, которую оставил нам Иисус Христос, — "Отче наш!", и в ней говорится: "Да приидет царствие Твое!" То есть мы ждём прихода Его царствия здесь, на этой земле. И в ней говорится: "Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли", — то есть воля Господня осуществляется и здесь, на этой земле.
Поэтому говорить о том, что Рай может ожидать нас только после смерти, а здесь должны царствовать зло, неправда и разрушения, — это неверно. Восхитительные райские смыслы должны просиять и среди нас.
В этой убежденности и состоит наша русская мечта.
Конечно, в моей книге говорится о святости русского оружия, потому что оно защищает не только наш народ, нашу землю, наше небо, наши моря, — оно защищает наши райские смыслы, нашу мечту о справедливости, красоте, любви и правде как неизменных законах бытия. Русское оружие одерживало не просто великие победы — оно одерживало святые победы.
30 миллионов наших отцов и матерей отдали свои жизни ради великой и святой Победы 1945 года — победы над мировым злом, мировой несправедливостью. И эта Победа является краеугольным камнем нашего сознания, нашей государственности.
В моей книге говорится о том, что сегодня световод русской истории разорван во многих местах, и из этих разрывов происходят потрясающие утечки, потери исторической энергии, без которой мы не можем развиваться дальше. И, конечно, едва ли не главная задача современных российских государственников — залечить места этих разрывов, восстановить единство нашей истории.
Самый страшный и болезненный из этих разрывов — разрыв между XIX и ХХ веками, разрыв между романовской, "белой" империей и советской, "красной" империей. Воссоединение "белых" и "красных" энергий в единый поток для защиты новой русской государственности — это огромная, даже не политическая, а метаисторическая, философская задача.
История для ученых — прежде всего система причинно-следственных зависимостей. Но наша история, помимо этого рационального, естественного компонента, несёт в себе и компонент сверхъестественный, компонент Чуда, Русского Чуда. И Русское Чудо, которое всегда, каждый раз, выхватывало нашу страну из "черной дыры" исторического небытия и снова ставило на ноги, снова давало ей крылья и способность лететь через века, — это Русское Чудо неизбежно, как Русская Победа.
То, что мы сегодня собрались здесь, в этом зале, для меня тоже — проявление Русского Чуда. Потому что в 1993 году, когда танки били по горящему Дому Советов, когда все наши надежды были расстреляны, такое казалось невозможным. Мы пережили эти двадцать лет, я вижу здесь, у самых стен Кремля, в этом чудесном зале, ваши прекрасные и дорогие мне лица. Для меня это — Чудо, для меня это — знак неизбежности нашей Победы.
Илья ГЛАЗУНОВ, народный художник России.
Александр Андреевич Проханов, которого я всегда рад и счастлив видеть, — это подвижник, великий подвижник Русского Слова и Русской Идеи. Я восхищаюсь не только его литературным творчеством, я восхищаюсь тем, что он всегда, несмотря ни на что, стоит за Россию, за Великую Россию. И, зная его вот уже скоро полвека, могу сказать, что он — настоящий солдат России, солдат Империи. Его мужество, его стойкость должны быть примером, вдохновляющим и укрепляющим всех нас на служение нашей Родине, России, каким бы тяжёлым это служение порой ни казалось.
Я поздравляю Александра Андреевича, с выходом его новой книги и уверен, что она во многих своих читателях пробудит чувство любви к России, сделает их русскими, потому что для меня русский — тот, кто любит Россию.
Слава России!
Владимир МЕДИНСКИЙ, министр культуры РФ.
На мероприятиях подобного род принято говорить о том, что знакомство с новой книгой подарит читателям еще несколько радостных, счастливых минут или часов. К сожалению или к счастью, перед нами — книга совсем иного рода. Особой радости или счастья читателю она не доставит. Это книга тяжёлых размышлений о том, где мы находимся, куда нам идти, зачем, с какой целью мы живём на этом свете.
"Поступь Русской Победы" — книга мучительная, трагическая, действительно окунающая нас в бездну небытия. Но, по всем канонам эстетики, она ведет через трагедию — к катарсису, через поражения — к победе, через смерть, небытие — к воскрешению и возрождению.
Поэтому я желаю только одного — чтобы эта книга Проханова была не последней, чтобы вы, Александр Андреевич, еще много раз пропускали через себя, переживали и переосмысляли все те правду и ложь, свет и тьму, чистоту и грязь, которые окружают нас в нашей жизни; снова и снова давали нам возможность пережить те мучительные размышления, которые всегда отделяют человека от животного.
Сергей ГЛАЗЬЕВ, академик РАН.
Александр Андреевич Проханов в лучших традициях нашей культуры будит совесть народа, не даёт нашей совести уснуть. И каждая его книга, каждый номер его газеты дают нам возможность почувствовать наше историческое предназначение, указывают путь Русской Победы, зовут пойти по этому пути и заставляют задаться вопросом: а что мы, каждый из нас может сделать для достижения этой цели?
И то, что презентация новой книги проходит здесь, в окружении полотен Ильи Сергеевича Глазунова, на которых запечатлены русские страдания, русская боль и русская вера, — глубоко символично. Мы проникаемся чувством ответственности за нашу страну, которая не может быть просто еще одним рынком для извлечения прибыли: за её прошлое, настоящее и будущее.
Наша новейшая история — это история бесконечного отступления. Мы сдали сферы влияния и территории, население продолжает вымирать и деградировать, наша промышленность и сельское хозяйство разрушаются, наша социально-экономическая инфраструктура находится на грани, а то и за гранью развала.
Как остановить это отступление? Ведь мало приказать: "Ни шагу назад!" — нужно еще обеспечить этот приказ необходимыми силами и средствами. Поскольку нынешняя модель государства: идеологическая, политическая, экономическая, культурная, социальная, — этого сделать не позволяет, её нужно менять. Но менять — на что? Есть ли в современном мире другая модель, которая пришлась бы впору нашей стране, нашему обществу?
Нет, такой модели нет, её предстоит еще создать, используя, синтезируя весь опыт человеческой цивилизации, не пренебрегая ни западными, ни восточными, ни отечественными наработками.
И здесь работа Проханова — работа одновременно и идеологическая, и политическая, и художественная — даёт пример такого синтеза.
Сергей КУРГИНЯН, лидер движения "Суть времени".
В России всегда очень много значил человек, личность. Перед её живой цельностью отступали, трансформировались, подстраивались под неё самые, казалось бы, проработанные и рационально безупречные идеи, из схем и чертежей тоже становясь живой цельностью.
Александр Андреевич Проханов тоже значим для меня прежде всего как личность в её живой цельности, а десятки написанных им книг и созданная им газета "Завтра" только подтверждают, но не определяют его значимость.
Проханов писал свои тексты и выпускал свою газету в таких условиях, когда это казалось не только невозможным, но даже бессмысленным: ведь все точки над "i", казалось, были расставлены в 1991-м и 1993-м годах, "общечеловеческие либеральные ценности" победили в глобальном масштабе, всё остальное должно быть забыто и отправлено на свалку, поскольку наступил "конец истории".
В такой ситуации встать и сказать "Нет!" — явное свидетельство свободы и величия человеческого духа, человеческой мысли, человеческой совести. Проханов был одним из тех, кто не только сказал "Нет!", но сказал это так, что был услышан всеми. Честь и хвала ему за это!
Юрий ПОЛЯКОВ, главный редактор "Литературной газеты".
Я не пропускаю ни одной новой книги Александра Андреевича Проханова, все рецензирую, на все откликаюсь, поскольку они — действительно в числе немногих по-настоящему значимых явлений нашей культурной и общественной жизни. Наверное, в сфере литературы, в сфере идей за последнее двадцатилетие никто не сделал больше, чем Проханов. Не стала исключением из этого правила и "Поступь Русской Победы".
Я долго думал, к какому жанру можно отнести эту книгу? И пришел к выводу, что это действительно пророческая публицистика. Многие эссе написаны в таких пророческих тонах. И очень многое — не всё, но очень многое — из того, что предрекал Проханов, сбылось.
В том числе — значительная часть российской элиты наконец-то поняла, в какую ловушку она угодила в 90-е годы и что надо как-то из этой ловушки выбираться. А Проханов задолго до прихода Путина сменил подзаголовок "Завтра" с "Газеты духовной оппозиции" на "Газету государства российского", не переставая выступать против Ельцина и отечественных "либералов", стоявших тогда у кормила власти.
И сегодня, создав Изборский клуб, он тем самым взялся за создание "дорожной карты" для выхода из той ловушки, в которой мы оказались. Надеюсь, что эта работа не окажется напрасной, будет востребована и обществом, и властью. Хочу пожелать Александру Андреевичу не только новых книг, но и новых успехов во всех его начинаниях.
Шамиль СУЛТАНОВ, президент Центра стратегических исследований "Россия — Исламский мир".
Эта книга, как мне кажется, раскрывает новую — новую даже для меня, который знает Александра Андреевича Проханова добрую четверть века, — его ипостась. Почему мы катимся в пропасть? В том числе и потому, что у нас сегодня нет идеологов, у нас пропала потребность в идеологии. И, пожалуй, единственный человек, который воплощает в себе сегодня функцию идеолога, — это Проханов.
Что такое идеолог? Это совмещение двух абсолютно противоположных стихий. С одной стороны, это реалист, который досконально знает и понимает мир, в котором он живёт. С другой стороны, это идеалист, который досконально знает, как этот мир можно изменить в нужную для этого мира сторону. Это человек, который одновременно живёт в двух мирах, настоящем и должном, притягивая их друг к другу и соединяя их собой, своей личностью.
Книга "Поступь Русской Победы" — это книга идеолога. Проханов раскрывает себя как идеолога, показывает, откуда мы идём и куда мы должны, а куда — не должны двигаться дальше.
Любая идеология сегодня — труп, зачастую даже — разложившийся труп, если она не находит своего субъекта, своего героя. Есть герой — есть идеология. Нет героя — нет идеологии.
Поэтому важно, что Александр Андреевич Проханов является не только идеологом, но и героем своей идеологии. То, чем он пожертвовал ради её утверждения, то количество лишений и оскорблений, которое он перенёс за последние четверть века, вплоть до покушений на убийство, по-моему, в полной мере подтверждают этот тезис.
Юрий ЛАСТОЧКИН, глава городского округа город Рыбинск.
Думаю, презентация этой книги — хороший повод для того, чтобы все почитатели Александра Андреевича Проханова могли собраться вместе и сказать, наконец, то, что они о нём думают.
Прозвучало уже много слов, и все они — не о книге как таковой, а о человеке, который её написал.
По моему мнению, конечно, Проханов — не герой. Потому что герой — это какой-то акт героизма, один или несколько всплесков человеческого бытия. А Проханов — постоянно в трудах, в разъездах, он постоянно тратит катастрофическое количество своей энергии, а она всё прибывает и прибывает к нему. Он — пассионарий, подвижник во имя России. Подвижников всегда было меньше, чем героев, потому что раз проявить свой героизм — доблесть, а постоянно совершать сверхусилия над собой и окружающим миром — тяжкий труд.
Мы потеряли и продолжаем терять бездну исторического времени. И пока путь к Русской Победе — долгий путь. Она, хотя и остаётся, как всегда, рядом с нами, но пока невидима. Чтобы мы могли увидеть её и дойти к ней, должно, при нашей нынешней энергетике, пройти, наверное, не пять и не десять, а, может быть, тридцать или сорок лет. Но если мы сумеем овладеть той пассионарной энергетикой, которой владеет Александр Андреевич Проханов, преодолеть пропасть отставания, отделяющую нас от русской Победы, можно и за одно мгновение.
Сергей БАБУРИН, ректор Российского государственного торгово-экономического университета.
Я продолжу рассуждения Сергея Ервандовича Кургиняна и задамся вопросом: а услышат ли Проханова те, кто принимает ключевые решения власти в Российской Федерации? Те, кто может и должен сделать идеологию Русской Победы идеологией нашего государства? Вот ведь в чем проблема.
В 1993 году, после расстрела Верховного Совета, один из моих соратников, выступая в Сибири, произнёс фразу, за которую его хотели привлечь к уголовной ответственности, но не смогли. Она звучала просто: "Русские, завтра — наш день". По существу, это был лозунг, который связывал новую газету Александра Проханова "Завтра" с разгромленной и закрытой ельцинскими наёмниками газетой "День". Но газета и живёт день, неделю, месяц, а книга остаётся на века.
Поэтому я желаю, чтобы "Поступь Русской Победы" была услышана в коридорах нашей власти. Чтобы там не просто прочитали ту или иную статью, а попытались осмыслить логику и вашего, Александр Андреевич, творчества, и вашего призыва.
Потому что никакой Изборский клуб ничего не изменит, если "наверху" по-прежнему будут считать, что никакие опасные процессы в обществе и стране не идут, что у них всё под контролем и всё "в шоколаде". Западнизм, захвативший нашу страну в конце ХХ века, до сих пор сидит в порах власти. И если он там останется, то через тридцать лет прохановскую книгу здесь будут переиздавать только на китайском или на английском языке, читать её и говорить: "Какие интересные люди жили до нас в этих местах!"
Но я искренне надеюсь, что этого всё-таки не произойдёт.
Иеромонах ПЁТР (Василенко), настоятель Свято-Алексиевской пустыни.
Мне очень близок автор этой книги как человек. Как человек православного и патриотического сознания. Для меня он был и остаётся образцом служения интересам народа и страны. Кроме того, Александр Андреевич Проханов действительно обладает пророческим даром, и его прозрения, его предвидения, его прогнозы очень часто сбываются. Этот дар, а также его мужество и его мудрость свидетельствуют о том, что он особо отмечен Богом, что на него в этом мире возложена некая миссия, и он эту миссию выполняет. И эта миссия не сводится только к пробуждению умов или к укреплению духа нашего общества — она соединяет прошлое, настоящее и будущее нашей страны в целостную симфонию истории, на мой взгляд, созвучную тому, что Бог думает о России в вечности.