Круглое, крупное слово – Земляки: округлое, домашнее, и альманах с таким названием, выходящий в Нижнем Новгороде, сразу настраивает на уютный лад.
Альманах обширен: включая в себя большинство литературных жанров, он словно представляет срез современной словесности: и драгоценной рудой сверкающие созвучия дают возможность соприкоснуться с современным родным словом в высшем его –художественном аспекте.
Крупный снег повалит сразу – и породист, и пушист,
Как отточенная фраза на тетрадный ляжет лист.
Он завалит наши крыши, заметелит купола.
Выше, глуше, тише мыши, вот такие, брат, дела.
И деревья он покроет, и корявые кусты.
Все мирское он зароет, чтоб его не вспомнил ты.
Природные напевы Е. Эрастова интересно оттеняются культурными мотивами: когда снег, пуша великолепно, сопоставляется с возможностями фразы, словно прорезающей отточенностью своею лист…
Поэзия Т. Батуриной работает с крупными массивами смыслов, и то, насколько поэт видит по-своему историческую, корневую глубь, свидетельствует в пользу поэтического дара:
Ложились отческие рати
Во сне́ ги смертны, не во сны…
Но шли и шли отец и матерь,
Всё шли по времени войны.
Их души прятал Огнь Небесный
От преисподнего огня –
И возвышался ход сокрестный
В святом предчувствии меня.
И словно ощущение этого огня переходит по нервам строк в живые читательские нервы.
В тёмные штольни истории – дабы осветлить –погружается и В. Болохов, творя поэтические произведения сильного звука и твёрдого смысла:
Иду на вы… Кто честен – тот и прав.
Тем паче там – где и не пахло правом.
Иду на вы… И стяги Святослава
вздымались – вызов недругу послав.
Иду на вы… И мирное орало
менял на меч – хлебодобычный – смерд.
Гласит преданье: презирал забрало
крестьянин ратный – идучи на смерть.
…вероятно, предки наши, более связанные с природной почвой жизни, не боялись смерти, относясь к ней просто, отчасти по-житейски; мы едва ли ныне можем так.
…счастье – основное понятие в жизни: стремление к нему многое определяет в бытование человека на земле, и Е. Кухтин, выводя свою формулу счастья, показывает себя метафизиком поэзии:
Нет, не хочу ни деревом, ни птицей
Быть после смерти, ни водой в горсти.
Тем более в другого воплотиться
Я не хочу – и жребий свой нести.
Но дай мне Бог терпения и сил
Всё вынести, что суждено от века,
Чтобы сказать: я счастья не просил. –
И умереть счастливым человеком
Стоическая интонация мерцает, и противоречивый поворот последней строки словно открывает новые возможности мировидения.
Интересно обращение Д. Кальнова к миру прошлого: где всё раскрывается цветами постижения бытия в той форме и через те формулы, которые даны человеку:
В прошлом ближе тропинки,
растения взгляду детскому.
Вещи точны. И метафоры как ощущения:
череп ящерки – череп луны.
Ближе мир со своими планетами
из карбида, смолы и песка.
Ближе вид, занесённый кометами,
и ожившие старыми кедами,
существа со страниц дневника.
Шуршат страницы, проходит жизнь, остаются стихи…
Поэзия борется со временем – используя весь пёстрый скарб разнообразного мира, и Д. Каршин хорошо показывает это, крупно собирая предметы и эмоции в мир стихотворения:
Нет, я не сплю, я слышу – по дому ходят дети.
Трогают пальцами стены, хихикают в рукава,
Шуршат плащами в прихожей, звякают кухонной медью,
За убежавшей монеткой ползают под кровать.
Пожалуйста, не говори мне, что это всего лишь старость,
Что дом наш горбом согнулся, кашляет и кряхтит,
Что кран подтекает в ванной, что ветер хлопает ставней,
Что осыпаются в вазе высохшие цветы.
Новогоднее счастье вспыхивает, рассыпаясь искрами, в поэзии А. Ильиной:
Еловые лапы мерцают и пахнут,
И иней к окошку приник.
Мой дом в Новый год будет настежь распахнут,
Чтоб чудо принес снеговик.
Он будет весёлый, он будет хороший –
Подарки, стихи, хоровод;
Оставит немного снежинок в прихожей
И снегом укутает лёд.
Верится в хорошее: ведь не может же жизнь обманывать своих детей…
В «Тихом переулке» А Лушина свободно дышится:
Утра ранних неспешных прогулок
Дома мне не зачислят в вину,
Ведь на Тихий родной переулок
Обязательно я загляну.
Раздел «Стихи по кругу» раскрывает индивидуальную бездну каждого поэта через минимум стихов.
Острыми иглами работает ирония в поэзии Н. Симонова:
Поэт попал в Союз писателей,
Он много лет мечтал о нём.
Обмыл приём в кругу приятелей,
Но был задержан патрулём.
Как все поэты, ходим гордо мы,
Но всё до времени, как знать…
Он, пообломан держимордами,
Лёг на казённую кровать.
…интересно вспыхивает калейдоскоп детской поэзии, завершающей альманах.
«Земляки» богаты прозой и литературоведческими исследованиями, но поэзия всегда полнее раскрывает душу: именно потому это обозрение и посвящено ей.