…концентрация понятого: и того, насколько жизнь человека человеку не принадлежит, и сколь стоит отторгать обиды и зло от сердца – ложится лирическим порывом хорошего натяжения-напряжение в поэзию И. Карениной, определяя ядро её, сущность говоримого:
Мысли мои без обиды и зла,
Паводок сердца, разливы печали.
Было тепло — и не стало тепла,
Все получается так, как не ждали.
Нам по проселкам мотаться весь год,
Претерпевая неявные муки.
Я говорю себе: это пройдет,
Все перемелется, кроме разлуки.
Августовские яблоки звёздами нависают над завершением летнего мира.
Августовский номер «Москвы» открывается подборкой Карениной, давая хороший настрой всей поэтической части номера.
Великолепие мира: взятое в апрельском его варианте – поётся Е. Сальниковой: с роскошеством деталей и нюансов, с тою непременностью бытия, растворяясь в которой, чувствуешь себя частичкой всеобщности человечества:
Тягуче, как смычок виолончели,
свет вырастает в глубине апреля.
Что за прелесть — синие дворы!
Не простыни на бельевых веревках,
а птицы, парапланы!.. Подмалёвком
весне цветная россыпь детворы —
…прошлое, скрещиваясь с настоящим, ломится в действительность, давая жёсткие образы: и, изображённые хорошим световым движением души, вспыхивают они… скорбью: что ж? она необходима, дабы постигалась жизнь пониманием трагедийности…которую стоит преодолеть:
Под Вязьмой есть дорога в прошлое,
Но горестно по ней идти.
И молча крестятся прохожие,
И слезы душат их в пути.
Здесь слышно голоса солдатские,
Но имена не разобрать,
Под ржаво-земляными касками
Могил уже не сосчитать.
Поэзия Т. Черновой совмещает: внимательный интерес к прошлому со всеми порывами, шорохами и голосами конкретно-нынешнего бытия.
Означенный первым словом стихотворения «побег» отменяется – на время, которое потребуется поэту, чтобы осознать и живописать суммы соцветий красоты, данные окрест, и П. Суслов, показывая обыденное, словно прорастает сквозь него – стихом – в живую метафизику бытия:
Побег еще свершится, а пока
в знакомых комнатах присмотримся покрепче
к бескомпромиссной глади потолка
и обнаружим вдруг побеги трещин,
бутоны вздутий, лепестки облезших
белил…
Густоцветно разворачивает природные панорамы Ю. Савченко: и переливаются они живою радугой, скрещивая цвета, расплёскивая их щедро:
Осень подернула охрой и хною
Тощей травы межевую косу.
Пёстро мелькает сквозь блеклую хвою
Смелая сойка в сосновом лесу.
Пахнет с горчинкой наследие лета,
Все еще дышит живая листва,
Но и тепла, и короткого света
Ей напоследок хватает едва...
…так, звукописью и цветами: богатыми, как перья жар-птицы, суммами шаровых бед и зигзагов радостей, раскрывается поэтический мир очередного номера «Москвы», и то, насколько разнятся поэтические голоса, хорошо свидетельствует в пользу богатства и разнообразия современной поэзии.