Прочитала сегодня статью Ходанова "За что можно уважать Солженицина А.И." И решила дать ответ. Читаем у автора статьи :
"В 1998 году Солженицын был награждён орденом Святого Андрея Первозванного, однако от награды отказался, сказав: «От верховной власти, довёдшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу».
Писатель В. Шаламов, автор «Колымских рассказов» писал о Солженицыне: «Деятельность Солженицына — это деятельность дельца, направленная узко на личные успехи со всеми провокационными аксессуарами подобной деятельности…»
Я считаю, что на самом деле, в данной ситуации, Александр Исаевич был просто ознакомлен с Уставом ордена, поэтому из скромности отказался от принятия государственной высшей награды, которой его своим Указом наградил Ельцин Б.Н., поскольку прекрасно осознавал, что никаких деяний, способствующих процветанию России за ним просто не числится.
Вот за эту принципиальную позицию мы и можем уважать г-на Нобелевского лауреата Солженицына А.И."
Вот это рассуждение (утверждение) и повергло меня в пучину раздумий...
Вот сейчас на полном серьёзе некоторые борзые литературоведы и орда либералов всё пытается натянуть ... на литературное творчество А.И.Солженицына ... ни более ни менее, как сапоги Толстого, льва русской литературы.
Говорят: не в свои сани...эээ...сапоги не лезь. Вот я и решила проверить, не жмут ли господину Солженицыну чужие сапоги?
Всем известно, что есть в России непревзойдённый писатель - Лев Николаевич. Родились под пером его и "Война и мир", и "Севастопольские рассказы", и "Детство", и "Анна Каренина"... Всё то, что бесспорно вознесло его к самым вершинам мировой литературной славы и русского народного признания. Широкая Волга художественного творчества о добром и вечном...
Только приключилась с ним беда: то ли Арзамасский приступ ужаса от страшной переработки, то ли иное что, но вдруг-вдруг-вдруг увидел он жизнь под совсем другим углом. И отринул он свои прежние убеждения идеалы и стремления. И решил круто порвать со старой жизнью, отдать семье дань в виде авторских прав на прошлые писания (до его духовного прозрения) и уйти ...образно говоря, " в Гималаи". Повыше и подальше от суеты мирской, чтобы там, в пустыне, стать совестью людской и "глаголом жечь сердца". Если у людей совесть спит или отсутствует, то кому-то надо быть национальным её вместилищем?
И совсем было вышло у Льва Николаевича... но беременная супруга поломала все планы...умалила и устыдила... и даже потом в паломничество по святым местам отпустила... И пришлось бедному Льву Николаевичу стать совестью русского народа не в горних высях, а на дому - в Ясной поляне. Под уговоры любящей супруги - "А ты побудь совестью, а потом - немного и отцом и мужем, а потом - опять совестью, а?". Вот он и сдался на уговоры... Но писал с каждым годом всё строже сдвигая густые брови свои...громил...орду громил и кровососов...
Впрочем, я об этом уже говорила... Ну да ладно, повторюсь...
"Последние десятилетия жизни Великий старец писал анархические идеи о вреде государства, армии, государственных институтов, медицины, образования...
Интересно почитать стенограмму его беседы с молодыми учителями России. На вопрос, как учить, если программа и учебники не совсем совпадают со взглядами молодых, революционно настроенных учителей...Лев Николаевич дал ответ - а вы уходите, вообще не учите...бросайте это дело...
Столь же интересно почитать сказки его об Иване - дураке и его братьях. Мораль сказки - надо всем жить дружно, землю пахать и любить друг-друга без насилия от государства: без армии, без налогов, без управления...как в раю, а если придет враг вас завоёвывать, пусть забирает вашу землю...По-лютует пару лет, потом увидит, как вы хорошо, по-доброму живёте...и перевоспитается сам собой...упразднит и свою армию, и своё правительства...И будет землю пахать и жить по-совести рядом с вами."
И за его (описанное) миротворчество, трансгуманизм, поддержку раскольнического движения духоборов и вообще из глубокой признательности и уважения - предложили наши европейские "партнёры", всегда чрезвычайно озабоченные улучшением жизни и сурового климата Руси Великой, Совести земли русской, свет Льву Николаевичу ни более, ни менее, как Первую в мире Нобелевскую премию по литературе. Как засобиралась Софья Андреевна...наряды для церемонии вручения стала мастерить...(трудолюбивая графиня всю семью свою огромную обшивала, вела хозяйство и издательские дела...и ещё от руки переписывала все тома произведений гения-мужа, да раз по сто ...) . Вот хоть на пару недель оторвусь от бесконечной работы по имению, издательству, переписки, воспитания...да проветрюсь по европам! Хоть раз в жизни! .
Да-с... Мастерить-то она начала, да тут пришёл черёд Льву Николаевичу вернуть ей должок , тот, который платежом красен. Обломал Лев Николаевич жене своей немолодой все европейские планы! Резко и крайне грубо отказался он от Нобелевской премии, предложив комитету, раз им уж так неймётся, отдать премию духоборам. А то тем в Америке (США) ещё хозяйство налаживать, а средств немного...Тут уж пришла пора оскорбиться Нобелевскому комитету. Вы уж там в России своим царям указывайте, а мы тут сами разберёмся... Принципиальный нашёлся...
Другое дело, что Лев Николаевич и сам порывался жить по собственным принципам, поэтому получить отличие из рук изобретателя смерть-сеющего-динамита не возжелал.
двойной клик - редактировать изображение
Однако, один Лев Николаевич провёл в России такую антигосударственную работу, что нынешним бессчётным НКО и не сдюжить...И не случайно на карикатурах того времени изображали великана Старца и карлика мелкого - царя Николая... Ничто в сравнении с Яснополянским гигантом....
Как-то так дело обстояло...
А теперь - к нашим баранам... К виновнику торжества - А.И. Солженицыну.
Вот как хотите, а видится мне этот исторический персонаж как пародия на Великого нашего Старца Яснополянского.
Только думая о Льве Николаевиче приходят на ум трагедии Еврипида, а думая о господине Солженицыне- комедии Аристофана. Может просто в соответствии с законами мироздания : первый раз - трагедия, второй -комедия?
Коробит просто кричащее желание Первого нашего Диссидента повторить основные толстовские вехи жизни... и повторил, уж как смог.
Начать со внешнего вида...
двойной клик - редактировать изображение
Борода, блуза...мимикрия. Надавим на кнопку в народной ассоциативной памяти.
Чем они схожи?
Оба писателя любили и уважали математику.
Оба учительствовали.
Оба прошли войну. Лев Николаевич - Крымскую. В самом страшном и опасном её месте. Севастополь, Туда он сам сразу перевёлся из безопасного Кишинёва.
Александр Исаевич - в 74 транспортно-гужевом батальоне, Костромском военном училище и после - командиром батареи звуковой разведки.
Оба были не сильны здоровьем.
Оба вели дневники.
На этом их линии расходятся.
Художественное я даже и сравнивать не хочу. Смешно это.
Оценивать Толстого по изначальным писаниям его легко и приятно. Полёт души и слова.
Оценивать Солженицына по его Одному только дню Александра Исаевича уже достаточно, чтобы понять даже в рамках тех лет, что это не есть художественное. Нет нам ни полёта, ни дух захватывающей красоты слова, которая всегда одухотворяет и даёт душевный подъём даже в самых драматичных трагедиях...Еврипида например. Нет тех самых "мурашек восторга", которые не обманешь. А что есть? А есть стремление хайпануть, простите за современный слог. Стебануть...И на этой паре гнедых он и выехал в свет...Так и помчал, так и помчал, и всё по чужим судьбам... зато к личному успеху...
Поговорим об идейном.
Лев Николаевич в первый период своего творчества покорил литературный Олимп широтой души, красотой слога, любовью ко всем людям и выраженным русским патриотизмом его писаний.
Александр Исаевич сразу начал с претензий, упрёков, неприязненного писания.
Если Лев Николаевич любил народ и любил искренне, оттого, что рос с ним и знал его жизнь и тяжёлый труд, взаправду хотел найти "зелёную палочку", чтобы жизнь всех-всех стала счастливой, то у Александра Исаевича задача вышла изначально от обратного.
Не найти и создать, а разоблачить и разломать.
Не раскрыть объятия всем обездоленным и согреть сколько можно любовью и добротой, а, ожесточившись, преследовать всю жизнь одного человека, правда великого - Сталина- и пусть от народа только щепки летят. Что ему последствия от его красного словца...
Супруга Льва Николаевича частенько говаривала, ну ты уж слишком... и давай его с небес на землю стягивать, увещевая, что ломать - не строить.
Супруга Александра Исаевича только подзадоривала в таких случаях "Совесть мира" - так их, давай!
Вот и вышло, что немалыми трудами этих двух писателей распахана была почва земли русской и брошены семена в землю... И, как в легенде о Золотом руне, взошли всходы войны, разрухи, смерти, бесконечных смертей ... Войны Гражданской и бандитской 90-х годов.
Только идеи Толстого второй половины его творчества косвенно способствовали при установлении советской власти.
двойной клик - редактировать изображение
А идеи Солженицына (всего его творчества)-прямо- крушению СССР и установлению олигархата.
двойной клик - редактировать изображение
Если Лев Николаевич шикарно отказался от Нобелевки, то Александр Исаевич скопировал этот жест только в местных масштабах, а уж на мировой арене его супруга наряды-то выгуляла, будьте благонадёжны... ( и далеко не самошитые).
И если в произведениях Льва Николаевича (особенно ранних) - и упоение природой, и гордость за весь народ и землю русскую и искренняя боль от бед и горечи земной жизни, то наш герой - Александр Исаевич - если чем и упивается, так это своей личной обидой, которая застит ему весь белый свет. Ну не дано было ему доброго сердца и широкой души, да и талант его не толстовского масштаба.... Вот и жил, чем имел, и писал под диктовку больного самолюбия.Вот и выходят карикатуры на него не в той тональности, что о Льве Николаевиче...
двойной клик - редактировать изображение
Ну не вышло из него гения, равного Толстому, вот и торчал он вечной укоризною и что ему последствия в масштабах полу-мира?
А в памяти людской Толстой - глыба и матёрый человечище.
А Солженицын - персонаж под руку с Горбачёвым. Шерочка с машерочкой ...парочка , услужливо показывающая народам прямую дорогу в пропасть олигархата и "конца истории".
И разгребать за ним как всегда приходится непричастным.