Сто дней Трампа. Первые итоги, по индексу S&P 500 за это время: он просел на 7.3%. В первый срок Трампа индекс вырос на 5.3%. Однако Трамп - это не обезьяна с гранатой. Он дважды президент США, решивший одновременно бросить вызов Китаю и огромному суверенному долгу. Возможно, введя единую валюту амеро для США, Канады и Мексики. Если Канада, конечно, останется на карте мира. Он друг Израиля, которого, что не удивительно, сильно напрягает появление ядерного оружия у Ирана. В принципе такие люди, как Трамп, в своё время сделали Америку великой.
Но как мы знаем, с распадом СССР американцы расслабились, и что-то пошло не так. Первым звонком был кризис Lehman Brothers в 2008 году, который привёл к прекращению международного межбанковского кредитования, обвалу фондовых и сырьевых рынков. Трамп и его бизнесовая команда хотят изменить США и весь мир. И это вызывает уважение. Его планы пока в секрете. Как не вспомнить древнее римское – чем больше врагов, тем интересней война. Посмотрим, что у него получится.
А как это касается России? Ведь Россия и США торгуют очень мало. Торговый оборот всего лишь $3,5 млрд. Наследие холодной войны. Mark Mobius говорит, что его фонды сейчас сидят в кэше на 95% из-за рисков, связанных с торговыми войнами. Торговые войны могут привести к сокращению экспортных доходов России, так как упадут цены на сырьё, что потребует от ЦБ более жёсткой денежно-кредитной политики. Однако Трамп дал надежду российским брокерам. Надежду смягчения или снятия санкций, возвращения торгов долларом на Московскую биржу, и то, что акции российских компаний не будут больше стоить смешных денег. Пока смотрится, что США будут смягчать санкционный режим. А Европа, вопреки элементарной экономической логике, нет. Давайте посмотрим, что это значит для России и её денег.
Скажем сразу, Европа это уже не принципиально. Россия стала восточной страной как Турция, Иран или Азербайджан, переключив экспортные потоки на Восток. Прежде всего, в Индию и Китай. Успешно сработали хабы серого импорта в Киргизии и Узбекистане. Меры Евросоюза не работают за пределами блока, и не несут вторичных последствий. Самые болезненные для России это американские блокирующие санкции. Они автоматически распространяются на всех, кто взаимодействует с попавшими в чёрный список. Т.е. для «Газпромнефти», «Сургутнефтегаза», «Сбера», «Транснефти» и других фишек, важнее исключение из SDN-списка США. Конечно, есть требование согласования с Конгрессом отмены ряда антироссийских санкций. Однако есть лазейка: OFAC может выдать генеральные лицензии на работу с отдельными компаниями, обойдя эту проблему. Если СПБ Биржа попадет под милость OFAC, то возобновятся торги американскими и гонконгскими акциями.
Естественно, если США снимут санкции, а Европа нет, американские компании получат преимущество перед европейскими конкурентами на российском рынке. Что ещё хорошего от возможной дружбы с США. Нефтегаз, сужение дисконта Urals-Brent, нормализация операционных расходов, повышенные дивиденды. Связь, ослабление санкций ускорит модернизацию и снизит издержки. Транспорт, открытие международного воздушного пространства, а в морском сегменте послабления для подсанкционного флота.
Стоит вспомнить, что было 20 лет назад. Владимир Путин и Буш-младший неплохо поладили. Россия без проблем реструктуризировала внешние долги, в 2003-м получила инвестиционный рейтинг от Moody’s, на американские деньги в значительной степени были созданы современный нефтесервис, интернет, сотовая связь. Долларовый индекс РТС вырос более, чем в 10 раз, превысив 2000 пунктов. Несмотря на протесты Сороса и Михаила Ходорковского* Роснефть провела IPO более, чем на $10 млрд.
*лицо, признанное иностранным агентом