Фраза Поппера «Марксизм погиб от марксизма», висевшая в финале его «Открытого общества», и сразу обесценившая всё произведение, по прошествии лет кажется не просто авторским недосмотром. Вполне возможно, что «перековавшийся» тёзка Маркса всё-таки подозревал как дефекты своих разоблачений, так и перманентное использование марксизма не как субъекта, а как объекта. То есть утилитарная роль фрейдо- (нео-) марксизма, продолжавшего свою поступь и после кончины марксизма без приставок (и помогавшего его разрушать) была и так очевидна (выговорить «Марксизм погиб от фрейдизма» Поппер не мог, а Эткинд* ещё инициативу не перехватил), но есть и другие способы использования неревизованного марксизма.
Марксистскую догматику всегда выкатывают тогда, когда у публики появляются сомнения в «научности» так называемой экономики. И в момент массового озарения, что предсказания астрологов, тарологов, хиромантов ближе к истине, чем прогнозы экономистов – на арену выгоняют весь цирк. Сексологов с рассказами, что при социализме было лучше, «историков левой ориентации», троцкистов и прочее шапито. Они доводят публику до неистовства, и электорат быстро возвращается к мысли, что пусть уж «классические» экономисты и дальше кормятся за счёт бюджета: от них хоть глаз не так дергается.
Однако сама проблема краха марксизма на 1/6 части суши отрефлексирована слабо. Мне, как технологическому детерминисту, греет душу мысль, согласно которой «марксизм погиб из-за двухкассетника». Этот несложный звукозаписывающий и звуковоспроизводящий прибор разрушил идеологическую монополию «диктатуры пролетариата», и сам факт возможности распространения неподцензурного контента девальвировал идеологию официального мейнстрима. Но эта точка зрения пока ещё проходит по ведомству маргинальных теорий, поэтому недолго набросать и других.
Например, «марксизм погиб от генетики». Высшая стадия либерализма, каковой является учение Маркса – явление антибиологическое, поэтому Трофим Лысенко действительно был продолжателем этой идеологической «научной» линии. «Вещества наследственности не существует, как не существует теплорода», это то, на чём стоял Третий Интернационал (а четвёртому – не бывать). И признание существования генетики – институционально поломало всю марксистскую конструкцию. Хотя не только неё, но и «наполеоновский кодекс». В общем, неслучайно, что левые гомункулы в Штатах и их европейские аналоги, после захвата власти, первым делом применили «культуру отмены» к первооткрывателю двойной спирали Джеймсу Уотсону.
Но интерпретация деградации базовой для СССР идеологии может звучать и как «марксизм погиб от образования». В самом деле, это неграмотному крестьянину можно было просто целеполагать: «Марксизм, брат, наука». И он верил: вон, умные головы, сколько томов накалякали. А по мере увеличения процента населения, умеющего читать и писать, девальвировалась значимость навыка генерации писанины и люди, пусть и со значительными препятствиями, в третьем пересказе Рабиновича, но могли ознакомиться с другими философскими доктринами. На их фоне марксизм утерял значение науки, принял форму волевого решения при полном отсутствии «волящего» субъекта.
Это допущение о вредоносности образования для марксизма (изложенного, кстати, основоположниками в «Критике Готской программы») может объяснять и некоторые девиации сегодняшнего дня, с периодически возникающим интересом к «левым ютуберам». Помимо субъективных факторов - «нелюбви», мягко говоря, администрации «буржуазных» площадок к «консервативным» вещателям, есть и объективные. Большая «любовь» публики к «гендерно-нейтральным» слащавым полупокерам, и деградация образования. Которая происходит тоже от объективного «прогресса» технологий (Тик-Тока, убивающего мозг), и связанной с ним гуманизации воспитания (учителя должны учить только тому, что нравится ученикам).
Снижению грамотности податного населения способствует и чисто либеральная, марксистская фишечка пропаганды «интернационализма» (эвфемизм «открытого общества», «экономика не может жить без мигрантов», забавный казус помощи «проклятым капиталистам» от декларативных борцов с мировым капиталом). Марксизм, не актуальный в качестве субъекта, вполне актуален для использования в качестве объекта. И проблемы его реинкарнации — это не проблемы марксистов. И даже не проблема бывшего марксиста Поппера (их бывших – не бывает).
*лицо, признанное иностранным агентом