Сообщество «Салон» 01:22 3 сентября 2022

По живому следу

К 80-летию со дня рождения Константина Васильева
4

Земной жизни Константину Алексеевичу Васильеву (03.09.1942—29.10.1976) было отмерено чуть больше 34 лет. А с момента его трагической гибели на железнодорожном переезде в Зеленодольском районе нынешней Республики Татарстан, (тогда Татарской АССР) прошло уже чуть ли не полвека — причём далеко не самых спокойных, далеко не самых светлых для отечественной и мировой истории.

Понятно, что за это время восприятие творчества художника не только «отстоялось», но и получило вполне определённую культурную ретроспективу — причём не просто определённую, но существенно искажающую тот контекст, в котором это творчество совершалось. Как известно, сохранилось около 400 работ Константина Васильева — но это лишь малая часть того, что было им создано: как всякий гений, он пребывал в почти непрерывном творческом кризисе, выбрасывал, уничтожал, переписывал уже сделанное.

И то, что считается (и является) сегодня его творческим наследием, могло бы иметь совершенно иной вид. Может быть, лучшее из возможных описаний Константина Васильева, с поправкой на то, что в стихотворении речь идёт не о художнике, а поэте, писателе, — известные строки Бориса Пастернака:

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов…

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

При жизни "Константин Великоросс", как он часто подписывал свои работы после 1969 года, "Васильев из Васильево", как обозначено еще одно невероятное совпадение имени и места жизни художника не был знаменит, он не продал ни одной своей картины, чаще всего не отличал своих поражений от побед, но жил с полной самоотдачей — так, как считал нужным… А в разное время считал очень по-разному.

Мать дала своему первенцу имя Владислав, полностью славянское, «владетель славы», так его и зарегистрировали в немецкой комендатуре Майкопа. А Константином его назвал уже отец, вернувшийся в освобождённый от оккупантов город, то есть с другим именем будущий художник прожил минимум пять месяцев. Может быть, это и незначащий момент, но мотив «иной жизни», «параллельной жизни» в творчестве и миропонимании Константина Васильева оказался необычайно силён: в качестве подтверждения этого тезиса можно привести, например, знаменитый «вымышленный» портрет младшей сестры художника Людмилы, 1949 года рождения, скончавшейся от осложнений лучевой болезни в 1967 году, неполных 18 лет отроду. На портрете, созданном в 1976 году, незадолго до гибели самого художника, его любимая младшая сестра — уже не юная девушка, но цветущая молодая женщина с верной собакой-овчаркой на фоне лесного пейзажа — наверное, такая, какой она жила тогда в «параллельной» реальности, доступной Константину Васильеву… Сравните.

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

Для отца он был очень поздним ребёнком — как утверждается, Алексей Алексеевич Васильев, из питерских рабочих, родился в 1897 году, был участником Первой мировой и Гражданской (воевал в составе знаменитой "Чапаевской" 25-й дивизии Красной Армии) войн. Его мать Клавдия Пармёновна, в девичестве Шишкина, по семейной легенде — из рода, к которому принадлежал знаменитый художник-пейзажист Иван Иванович Шишкин, была почти на двадцать лет моложе отца. О том, была ли у Алексея Алексеевича до его сорока с лишним лет другая семья, можно только догадываться — никаких следов возможных родственников по этой линии в известной нам сегодня биографии художника не просматривается. Опять — параллельная реальность, как будто несуществующая? «Символический реализм»?

Венок васильков на голове его "Жницы" так же символичен, как перекличка «молодого» серпика луны с «умирающим» серпом-сердцем в руке девушки.

двойной клик - редактировать изображение

И самая, пожалуй, знаменитая из всех васильевских работ, "Ожидание", просто заставляет задуматься над свечой в руке изображённой на картине девушки: ведь этот источник света не может помочь ей что-то увидеть за окном, в морозной тьме внешней — он лишь как тайный маячок, указывает кому-то дорогу к ней.

двойной клик - редактировать изображение

Вообще, горящая свеча — один из важнейших для творчества Константина Васильева символов. Как на портрете Фёдора Михайловича Достоевского.

двойной клик - редактировать изображение

Или самая последняя по времени картина, условно названная друзьями художника "Человек с филином".

двойной клик - редактировать изображение

Заметили, какой силы работы были созданы Васильевым в последний год его жизни?

Талант — это страшная сила. Произведение его массы (инерции) на ускорение может привести к чудовищным перегрузкам. А гений — талант уже в квадрате или в кубе. Васильев всегда был недоволен собой, своим творчеством, но никогда не пытался бросить свой крест — крест художника, и нёс его до конца. Он мыслил себя — прежде всегои только художником. Даже не человеком, а художником. И рисовал (за исключением нескольких периодов творческой самоаннигиляции, явно связанных со смертью сначала отца, а затем сестры) непрерывно...

«Художник испытывает наслаждение от соразмерности частей, наслаждение при правильных пропорциях, неудовлетворение при диспропорциях… Человек науки выражает в числах законы природы, художник созерцает их, делая предметом своего творчества. Там — закономерность. Здесь — красота».

Репродукции васильевских картин — даже самые качественные — по сравнению с оригиналами очень многое теряют, не дают представления о той полноте измерений бытия, в которых они были созданы и существуют.

Неудивительно, что ритмы ускорениям его мысли и руки помогала находить, гармонизировать и пережить музыка — понятный почти всем людям язык без слов. Для Константина Васильева музыка (симфоническая музыка) была необходимым условием выживания.

Если в ретроспективе васильевского творчества попытаться выделить самое важное — то, как представляется сегодня, это будет прежде всего неприятие, отрицание социалистического реализма. В любых проявлениях данного творческого метода. При всех личных поисках и метаниях такое неприятие оставалось неизменным для Константина Васильева, его внутренней «константой». И дело здесь было не в том, что этот метод сам по себе плох или непригоден, но самому Васильеву он был внутренне и абсолютно чужд.

Не технически — здесь для него, художника «от Бога», никаких ограничений не было, он мог (и умел) работать в любом из существующих стилей, но искал — свой собственный. Траектория этих его исканий — отдельная и, по большому счёту, до сих пор абсолютно неизученная тема. Но факт, что эта траектория чем дальше, тем больше заходила в неизвестные и недоступные другим пространства.

двойной клик - редактировать изображение

Можно сказать, что судьбу Константина Васильева: и жизненную, и творческую, — во многом определил системный кризис советского общества, его целей и ценностей, пришедшийся как раз на двадцатилетие 1956–1976 годов, с ХХ-го по XXV-й съезды КПСС, в принятой сегодня хронологии — от «оттепели» до «застоя» . Почему-то не принял он для себя как образ будущего обещание коммунизма «нынешнему поколению советских людей». А потому не принял ни соответствующие образы настоящего (хотя поработал художником-оформителем на разных предприятиях, даже представить его работы на текущую производственную или бытовую тематику не получается, как портрет валькирии на Доске почёта с передовиками соцсоревнования), ни образы прошлого.

Найти более «несоветского» по духу своему, чем Константин Васильев, художника в его времени, среди его современников, как представляется, просто невозможно (нет, «антисоветских»-то — превеликое множество, но это, как сейчас принято говорить, совсем другое). Из этого неприятия родом — все его художественные «фэнтэзи», не только прошлого касающиеся. Он был следопытом не только прошлого, но настоящего и будущего, не просто «шёл по живому следу», но оживлял созданные им самим следы.

двойной клик - редактировать изображение

Трудно сказать, что конкретно было тому причиной, но причина точно была, причём прочно, неразрывно, наживо и намертво, связанная с глубинной, корневой сущностью самого художника, перетекающей в творческую личность его «я», уже доступную внешнему созерцанию. В те «цветочки» и «ягодки», которыми являются его картины. Опять же, нельзя исключить, что, проживи Константин Васильев ещё хотя бы лет десять-пятнадцать, он, может быть, нашёл для себя и точку опоры, и точку равновесия с современной ему реальностью, и пресловутое «неоязычество» в его творчестве приобрело бы несколько иное значение и вес, но всё это сегодня и навсегда — лишь предположения, не более того, а жизнь художника оказалась своего рода метафорой грядущего полёта любимой им России (не Запада и не Востока, но Севера): полёта в пропасть или полёта через пропасть, это выясняется только сейчас, сегодня.

А тогда очень многое представлялось и воспринималось всего лишь как игра: интеллектуальное и образное моделирование «понарошку» некоего иного, желаемого в иных пространственно-временных «хронотопах» мира, — не более и не менее того. Но ставкой в ней всё равно была и оставалась жизнь. Пространство игры превращалось в пространство войны. И любовь этого пространства, вышедшего за пределы холстов, очень быстро стала для художника по-настоящему смертельной. Как говорится, бойтесь своих желаний — они всегда исполняются. Правда, исполняются не тогда и не так, как вам того хотелось изначально.

двойной клик - редактировать изображение

«Если мои картины не нужны Отечеству, то всё моё творчество следует признать неудавшимся», — говорил Константин Васильев. Но главный парадокс заключается в том, что современная Россия во многом пошла по его «живому следу», ступила на созданные (не открытые, а созданные) им пространства, наполняя их словами и делами. Может ли художник рассчитывать на большее?

Фото: Константин Алексеевич Васильев на персональной выставке своих картин в Зеленодольске, 1976 год

Cообщество
«Салон»
7
29 августа 2022
Cообщество
«Салон»
4
Cообщество
«Салон»
2
Комментарии Написать свой комментарий
3 сентября 2022 в 09:10

Спасибо! Какая мощь!
И я здесь все время твержу про 1976 год, год начавшейся смены эпох.

6 сентября 2022 в 10:48

Его убили! ЦРУ, МИ-6, Моссад имеют программу по уничтожению всех выдающихся державников России. 71 учёный пал от этого. Программа имеет гриф ТОП СЕКРЕТ! АНБ со своими супер компами проводит поиск, анализ всех лиц во всех сферах жизни деятельности России , происходит вербовка, если не получается это лицо уничтожается.

6 сентября 2022 в 10:50

Война за души детей идёт ВЕЗДЕ! ФСБ выявила на территории 46 регионов России 187 сторонников "колумбайна"* и украинской радикальной группировки МКУ**. Граждане призывали к массовым убийствам.
Почти две сотни граждан России (187 человек), участников интернет-сообществ, оказались сторонниками идеологии массовых убийств, администрируемых модераторами террористического движения "Колумбайн"* и украинской радикальной группировки МКУ** ("Маньяки; культ убийств"). Выявить их удалось в рамках совместной работы ФСБ, МВД и Следкома России.
У задержанных изъяли и пропагандистскую литературу, и холодное оружие, и переписку с украинскими идеологами массовых убийств, а также фото- и видеозаписи так называемых акций "прямого действия".
Участников обучали по инструкциям проводить теракты с самодельными бомбами и зажигательными устройствами на объектах, относящихся к органам власти, к сфере образования и транспорту.
* "Колумбайн" - движение признано террористическим по решению Верховного суда Российской Федерации и запрещено в России.
**Группировка МКУ - запрещена в России.

6 сентября 2022 в 12:26

ЭТО ОН НАС ВЕДЁТ! БЛАГОДАТЬ ГОСПОДНЯ В НЁМ!

1.0x