Сообщество «Посольский приказ» 11:54 12 июля 2021

Пир во время ковида

центральным элементом Евро-2020 были английские амбиции

Евро-2020 стал уникальным турниром. Дело не только в несоответствии года проведения названию мероприятия, не только невиданным доселе форматом проведения чемпионата в нескольких городах по всей Европе и неожиданно плохом выступлении ряда фаворитов, к примеру, Германии и Нидерландов. Евро-2020 показал, насколько тонка грань между большим футболом и большой политикой, подарил красивую историю победы над трусостью и прагматизмом и возможно, стал прологом к страшной трагедии, развернувшейся на Альбионе. Центральным элементом этого турнира с самого начала были английские амбиции. Английское самолюбие в значительной степени завязано на футбольных успехах местных команд и на обидных и постоянных неудачах национальной сборной. В этот раз всё должно было происходить иначе: команда английского тренера Саутгейта была с большим отрывом самой дорогой на турнире, эксперты в один голос называли их фаворитами, их игровые планы предпочитали надёжность и перестраховку зрелищности и смелости, а дорога до финала проходила сквозь расклеенных немцев, беспомощных украинцев и засуженных датчан. Казалось бы, Британия вот-вот получит отдушину, яркий лучик в потоке плохих новостей, повод праздновать и наслаждаться жизнью. Заветный трофей был в двух ударах с 11-метровой отметки – только руку протяни. Но вся Европа в тот вечер болела против Англии и кубок Европы ушёл от владычицы морей самым обидным образом – в серии пенальти, в последний момент, когда триумф был уже так близок. Англия поставила на этот момент всё – и проиграла.

Теории заговора неизменно окружают футбол, вплетаются в его фольклор, силятся объяснить необъяснимое. После выхода Англии в финал (в результате сомнительного пенальти, назначенного датчанам за неправдоподобное падение английского форварда) эти теории расцвели бурным цветом. Одна из них крайне занятно интерпритировала события минувшей весны, связанные с проектом Суперлиги. Суперлигой назывался чемпионат, который собирались учредить европейские топ-клубы, дабы уйти из-под влияния излишне алчной и насквозь пропитанной коррупцией УЕФА. Проект, запущенный итальянским и испанским менеджерами, предполагал масштабное участие английских команд – без них проект лишался львиной доли интереса зрителей и инвесторов. Всё началось неплохо, английские клубы согласились участвовать, но в один момент – то ли под влиянием гневных заявлений Бориса Джонсона, то ли под воздействием фанатских митингов, так удобно возникших в самый нужный момент – резко отказались. Без них проект заглох, клубы не из Англии увидели отсутствие у Суперлиги перспектив, а УЕФА сохранила своё влияние и власть над потоками огромных денег, циркулирующих в европейском футболе. За это, говорят конспирологи, УЕФА оказалась премного обязана английским футбольным чиновникам, так что сборной Англии были обеспечены на Евро самые комфортные условия. Посудите сами – 6 из 7 матчей англичане играли в родных стенах, на стадионе "Уэмбли", подгоняемые поддержкой своих фанатов. Штрафы за хулиганство этих самых фанатов (обычно доходящие чуть ли не до угроз дисквалификации) ограничивались символическими в масштабах футбольной ассоциации десятками тысяч фунтов, так что английские фанаты спокойно дёргали датских женщин за волосы и плевали их детям в лица. Наконец, судейство, толерантно обозначаемое как “спорное”, явно имело целью затащить англичан как можно дальше. Так это или нет, сказать сложно, но судейство в финале не дало повода усомниться в непредвзятости арбитра. Тем не менее, Англия, провёдшая по сути домашний турнир, явно вела подковёрную политическую игру параллельно с футбольной. Испытывающая небывалое социальное напряжение из-за ковида, Британия сумела выровнять эпидемологическую ситуацию и к маю ослабить карантинные меры, бывшие на островах весьма жёсткими даже по меркам Европы. Ничто не предвещало беды – данные национальной системы здравоохранения убеждали в высоких темпах вакцинации, ведь на 11 июля первую дозу получило 45 миллионов человек, а вторую – 35 миллионов жителей страны населением в 66 миллионов человек. В газетах стали появляться ободряющие материалы, провозглашающие возврат к привычной жизни – так, по данным СМИ, окрытым пабам и барам нужна помощь рядовых британцев и каждый житель Соединённого королевства должен выпить 124 пинты (где-то 60 литров) пива для спасения любимых заведений в сложный период.

Всё шло к снижению недовольства, как вдруг началась очередная волна ковида. Едва ли не более неожиданная, чем первая, четвёртая волна (так её окрестили в масс-медиа) несла болезнь с новым вариантом вируса – индийским. Робкий лепет врачей и исследователей о том, что используемые в Британии вакцины не так эффективны против индийского штамма, как против уже привычных разновидностей, никого не интересовал – британские соцсети наполнились гневом и негодованием рядовых подданых короны, почувствовавших себя обманутыми. На фоне этого разгорелся скандал с министром здравоохранения Мэттом Хэнкоком. Этот самый министр, замужний мужчина, глупейшим образом попался на интрижке с собственной помощницей, что немедленно вызвало общенациональный скандал (также призванный замаскировать прокол британской пропаганды с эсминцем Defender). Хэнкок тут же оставил свой пост, что вызвало в британских СМИ острую реакцию не только на его супружескую измену, но и на его профессиональную деятельность – все тут же принялись ругать бывшего министра за вялую реакцию на новые волны ковида и слабости национальной системы здравоохранения. Беды медицины – в Британии тема такая же вечная, как в России – бедственное состояние автодорог. Но в этот раз эта тема наложилась на происходящее вокруг буйство индийского штамма, очень слабо фильтрующегося британским «коллективным иммунитетом». 31 тысяча заражений в день – пости половина от зимнего максимума, вызванного Рождеством и Новым годом. Очевидно, что новый всплеск, который, судя по тенденциям, ещё далёк от своего пика, является следствием майских послаблений, за чем следует казалось бы логичное решение – вновь ввести ограничения и опять запереть людей по домам. Прекратить сообщение с материком и внешним миром вообще, прикрыть гигантский авиахаб в аэропорту Хитроу, ввести комендантский час и запретить собираться большими толпами – этими мерами в ковидную эпоху никого особо не удивить, но британское правительство не спешит их вводить. Почему же?

На Даунинг-стрит отлично знают цену общественной поддержке. В самом начале июля прошли довыборы в паре округов в Западном Йоркшире. Казалось бы, ничтожные кляксы на огромной карте Британии не должны волновать Лондон, но победа на этих довыборах лейбористов – победа грязная, вымученная и с крохотным перевесом – показала тори, что они не так всесильны, как они были уверены ещё недавно. Лейбористская партия погрязла в скандалах и внутренних раздорах, в дрязгах между радикальным и умеренным крылом, но всё ещё не растеряла поддержки. Яркий бренд, левая повестка и соблазнительные для меньшинств лозунги – оружие, которое будет пущено в ход при первом же крупном провале консерваторов. Именно поэтому Джонсон и его партия стараются по возможности отыгрывать роль «хорошего копа» – не закрывать пабы и рестораны, не запирать людей по домам и не запрещать им собираться. А если на время ослабления ограничений придётся какой-нибудь повод для национальной радости, типа успешного выступления на Евро, это поднимет рейтинги консерваторов и Джонсона до небес. Именно для этого нужны были все те нелепые фото с футболке сборной, открытые письма в адрес команды Саутгейта и позравления с каждым пройденным этапом плей-офф. Именно это по-популистски наивное желание понравиться и боязнь вызвать отвращение у граждан (о котором говорили опросы общественного мнения в середине весны) может сыграть с Британией и Борисом злую шутку. Карл Фринстон, профессор Университетского колледжа в Лондоне, предсказал, что в ближайшие недели после Евро в британские больницы попадёт вплоть до миллиона новых ковидных больных. Всё это – следствие страшного совпадения безответственности государства и недисциплинированности граждан. Заполнившие 90-тысячный “Уэмбли” почти под завязку, высыпавшие на улицы и площади крупных городов, нагрянувшие в пабы и забегаловки, британцы вот-вот столкнутся с расплатой за недолгий пир во время ковида.

Фото: Sports.ru

1 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
14 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x