Авторский блог Александр Балтин 01:11 10 октября 2025

Пинтер

к 95-летию со дня рождения

Странные, тревожные, ветром бессмыслицы продутые пьесы…

Жизнь собирается из деталек, иные из них словно падают сквозь мистические пальцы, появляются другие, напоминающие сосудики абсурда, пьесы Пинтера перекликаются то с игрою Пиранделло, где персонажи никак не могут отыскать автора, то с пространством Кафки, где одиночество тоже онтологично…

«На безлюдье»… словна призвана расшевелить кого-то: потусторонними оттенками своими: четверо, вспоминающие прошлое, ругаются, спорят, плетутся ассоциации с психбольницей, несут бред, затягивает околесица.

Жизнь наблюдает.

Она наблюдает за ними, не вмешиваясь, столь странное ощущение создаётся, сознаётся, ткётся…

«Карлики» мерцают завораживающей детскостью: ведь проблема окажется в том, что родились мы не в большом пространстве мира, а в крохотном, размером с греческую скорлупку мирке, сами не сознавая оного.

Наиболее успешные сумеют обследовать края скорлупы: пока Пинтер соткёт игрушечный лабиринт романа: сложно организует его, наподобие корейской игрушки: шарик, изукрашенный резьбою донельзя, входит в шарик, шарик в шарик, и так…почти до бесконечности, у которой тоже должны проступить края.

Есть и другие варианты Пинтера: «Горский язык», например, где размышления о государственном насилие над личностью даются через суммы образов и системы взаимоотношений.

Багдадская тюрьма Аду-Грейб.

Произвол, возводимый чуть ли не в культ.

Неизвестность – как противостоять бездне худшего, заложенного в человеке.

Пинтер выступал в качестве актёра, режиссёра, гражданского активиста.

Словно писательство – только одна из сторон, и театр необходим в полнокровном единстве всех профессий, открываемых им.

Он сложен, конечно, - Гарольд Пинтер как сочинитель: но, вероятно, проще не истолковать современный мир…

21 ноября 2025
1.0x