Авторский блог Александр Балтин 12:03 20 июля 2024

Петрарка

сугубая поэтичность

1

Петрарка в русском исполнение Мандельштама – точно не переведён, а… вторично написан на русском, опредмечен русским голосом, пронизан русскими мелодиями Мандельштама: хотя сонет гудит органными трубами:

Промчались дни мои – как бы оленей
Косящий бег. Срок счастья был короче,
Чем взмах ресницы. Из последней мочи
Я в горсть зажал лишь пепел наслаждений.

Византия не ведала такой грусти: но она едва ли особенно интересовала Петрарку, собиравшего античные монеты: вот он склоняется над кругляшом с изображением Нерона, предпочитая однако, бородатого Марка Аврелия.

Возможно.

…никакой Лауры не было.

Тоже – вполне возможно: в пластах времён истину не открыть: палеонтологии в этом плане легче.

…для истории музыки волшебный звук Петрарки имел огромное значение: секстины, мадригалы, сонеты – они клались на музыку с четырнадцатого века; лютня звучала, серебрились голоса.

Автобиографию делал на латыни, а в качестве формы избрал обращение к потомству, не веря в собственную смертность.

«Письма без адреса» полны сатирическим ядом: но папские нравы не изменить, и «новый Вавилон» пап продолжал лютовать, развратничая.

Поэт знал папский двор, придворную жизнь, выполнял дипломатические миссии…

Латинские сочинения больше ценны для истории; итальянские разлетелись по миру, обеспечив Петрарке вечный лавровый венок: в котором он изображён на портрете Юстуса ван Гента…

…жизнь мадонны Лауры, истово переложенная стихами; гранёные строки ювелирных сонетов раскрываются безднами: придуманными, возможно, вполне кабинетным Петраркой; а может…и правда, соприкасавшийся с папским развратом, сам был настолько чист, что и не решился б открыться – только в стихах, написанных для всего мира: переливающихся столькими красками, что вся современность с её технологичностью, кажется нищей.

2

…а Лаура – была кошка: учёного-книжника, и, поскольку не удобно сочинять сонеты, обращаясь к кошке, была изобретена и женщина-соседка, страсть к которой и раскрывалась великолепием слова.

Почему бы и нет?

Впрочем, фантазия – не тот козырь, используя который Петрарка добивался вневременного успеха: хотя сонеты его пропитаны раствором того времени, в какое жил.

Мощная жизнь – изгнанный из Флоренции вместе с Данте, отец Петрарки находит убежище в Авиньоне.

Здесь учится Петрарка, соприкасается с латынью, дающей образцы напевов, которым стоит следовать.

Только нужна рифма: тот цементирующий материал, что не позволит разлететься строчкам.

Почему античность не ведала рифмы?

Было недостаточно рифмующихся созвучий?

Петрарка принимает священство, поселяется при папском дворе, пышность которого столь противоречит Христу, нисколько не противореча плотской любви.

Он пишет на латыни – эти произведения, имея историко-философское значение, не принесли б ему славу, пред которой отступают времена.

Закипают сонеты.

Закипают кровью, огнём, цветами, страстью…

Благословен тот вечер, месяц, год,

То время, место, та страна благая,

Тот край земной, тот светлый миг, когда я

Двух милых глаз стал пленник в свой черед.

Благословенна ты, боль роковая,

Что бог любви нам беспощадно шлет,

И лук его, и стрел его полет,

Разящих сердце, язвы растравляя.

(пер. В. Брюсова)

Напевы нежны.

Шёлк переливается, играя оттенками…

Шёлк чувств был изучен Петраркой, кошка которого…

Впрочем, про это уже было.

…он называет женщину Лаурой, сообщая, что впервые увидел её в церкви; она рано скончалась, а он ещё десять лет продолжал воспевать её.

…измышленный диалог с Августином расскажет «О презрение к миру»: в котором и бушевала… настоящая ли, выдуманная любовь.

Итальянская сонетная струя прерывает рассуждения Августина:

Весною дней, в обманчивом Апреле,

Я выплакал в стихах свою беду -

Ошибки юной первый шаг к стыду...

Я был другим, чем стал теперь на деле!

Душой сгорал я в сладостном бреду,

Стремясь в пустых надеждах к лживой цели...

О, если в жизни вы любить умели, -

Я состраданья, не прощенья жду!

(пер. Г. Блоха)

Петрарка положил начало гуманистической литературе: интерес ко всем сторонам внутренней жизни был проявлен богато…

Но петраркизм – сугубая поэтичность: она и в нашем времени жива, и всегда будет, поскольку векторы чувств, меняясь, остаются на главных своих направлениях.

И звучат, сияя таинственно, величественные сонеты.

1.0x