Авторский блог Галина Иванкина 10:51 16 июля 2020

Песни про тесто

"Мёртвый человек" и придуманный бунт
9

«Эх, Цой, Виктор Цой, «Наутилус», Кинчев!

Я к шикарной музыке с детства восприимчив!»

Михаил Елизаров.

Одна хорошая знакомая — в юности рокерша и чуть-чуть гитаристка - посмела выдать в своём блоге кощунствие. Мол, если бы Цой не погиб на пике звёздности — молодым, красивым и — зовущим, то нынче мы бы наблюдали брюзжащего, политизированного деда, упорно бренчащего плохие песни. О войне с режимом и тщете бытия. Выпускал бы клипы с припевкой: «Мы снова хотим перемен!» и сделался бы в конечном итоге унылым позорищем. Даму-блогера заплевали. И меня сейчас тоже заплюют. Ну и ладно! Истина дороже.

По стенам до сих пор танцуют кривые буквицы «Цой - жив!» и, вероятно, грядущие археологи, чудом раскопав нашу цивилизацию, решат, что «древние московиты конца XX – начала XXI столетия поклонялись некоему Цою». Так уж случилось, что равнодушие к «умному» русскому року в нашей стране чаще всего трактуется, как «дурной вкус». Вам тут же предложат на выбор: убиться об стену, идти послушать Бузову (я не знаю, кто это, но мне уже предлагали), врубить блатной недо-шансон, протанцевать качучу под Джигурду.

Так вот — камин-аут, как ныне модно говорить! Я никогда не понимала Цоя, БГ, Макаревича. Понравился Кинчев — когда у него означилась тема славян. Летов — гений. Но его депрессия вперемешку с экспрессией? Лучше не надо. Пара-тройка песен манерного «Наутилуса» - роскошны. «Последняя Осень» Шевчука — хрустально-божественна. Остальное — мимо. Да. Я согласна с тем, что не доросла до этой дивной (или диванной?) музыки, изначально писаной для квартирных посиделок - так называемых «квартирников». Я вообще не люблю портвейн.

Допускаю, что русский рок явил собой мощную скрепляющую идею 1980-х, но вопросите сами себя, 50-летние мальчики и не менее зрелые девчули: «Какую кассету вы бы хотели получить в 1987 году: новый альбом Iron Maiden или же третью перезапись завываний БГ у кого-то на квартирнике в Питере?» Надо просто и честно ответить. Самим себе. И добавить со всей откровенностью: «Русский рок — ужасающе вторичный продукт» - прямо по Войновичу. Это не только — околомузыкальные экскременты (не путать с экспериментами) — это плоская подражательность, причём так и не ставшая чем-то уникальным.

Русский балет и русский роман также имели западную основу, однако французы когда-то копировали флорентийцев с венецианцами — не о том речь. Все мы дети единого корня — античной культуры; и естественным образом перенимаем слова, жесты и стили, но если тот же балет в начале XX века стал синонимом России, как и жанр эпического романа, то Russian rock – это студенческая, полуподвальная самодеятельность, хапнувшая мизерное признание только на волне интереса к Perestroika.

Тогда, на излёте золотых-восьмидесятых в СССР блеснула баксами искательница приключений Джоанна Стингрэй — мало что значившая у себя в США, как исполнительница, зато кайфовавшая от русской новизны и симпатичных парней из дремуче-неведомых «ансамблей». В стране тогда царил праздник непослушания, всё громыхало и рушилось под железное-цоевское: «Пе-ре-мен! Мы ждём перемен!» Когда Glasnost и Gorby вышли из моды, всё встало на свои места.

Мне могут заученно возразить: русский рок, в отличие от британо-американских коммерческих аналогов — то музыка интеллектуалов. Процесс усиленного думания. Поиск смыслов. Безусловно! Вот эти ритмо-рифмы — для изыскания бриллиантов мысли: «Папирос нет, и огня нет, / И в окне знакомом не гори свет. / Время есть а денег нет, / И в гости некуда пойти». Или вот это: «Какие нервные лица - быть беде; / Я помню, было небо, я не помню где». Два разных автора, но одна и та же словесная жвачка: «Кто я? Где я? Сигарет нет, а рок-н-ролл мёртв».

Очевидно, «дырки-булки-вилки» и «князья тишины», бредущие по «бриллиантовым дорогам» тогда казались круче официозных канцон о любви к веснушчатым девчонкам, о БАМе и комсомоле, что беспрестанно выдавали все радиоточки Советского Союза. Наш самопальный рок был ещё и терпко-жёсткой альтернативой дискотечным «Арабескам» и сменившим их «Модерн-Токингам». Но признайтесь уже сами себе — там нет никакой потрясающей музыки, нет по-настоящему годных стихов. Нет ничего кроме нормального юношеского протеста. Песни протеста. Про тесто. То тесто, которое не сделалось пирогами.

Привыкшие быть фрондирующим авангардом, рокеры «цвета ультрамарин» в 1990-х дружно утихли и затесались в команду Ельцина. Всё стало именно таким, как им грезилось. Проснись и пой. Так, да не так! Бороться-то с чем?! Неслучайно Егор Летов красиво метнулся в сторону коммунистов и спел о «молодом Ленине» и таком же юном Октябре. Где Пахмутова — и где Летов? Эра коммерции не приняла борцов за свободу и обозначила их новый статус - «герои вчерашних дней». Музыкальное изобилие 1990-2000-х создало новых звёзд, в том числе и в рок-среде.

В 2010-х старая гвардия снова зашевелилась — начались бессмысленные и  беспощадные мини-бунты Макаревича, Гребенщикова и, как водится, «Юры-музыканта». Потянуло на борьбу с режимом — столь же неопасную, как в позднем СССР. Нет ничего слаще: бранить власть, которая и не собирается тебя прессовать. Это как показывать язык директору школы или дяденьке-милиционеру, что на тебя и не смотрит.

Глянула я тут обсуждаемый клип Юрия Шевчука. Наверное, так не узнала бы о нём, да Захар Прилепин маякнул постом - как раз об этом. О вечной детскости и полуобразованности «богов рок-н-ролла». Перед нами — страшный-престрашный мультик о маленьком человеке, томящемся в одном чёрном-чёрном городе. Пардон, в сером. «Снова за окном — инфернальный век. Ходит по земле мёртвый человек», - выдавливает из себя Шевчук.

Красное — на тёмно-сером. Фигуры механических убийц-полицейских. Отсылки к пинк-флойдовской «Стене». Тоталитарный морок. Надо всем расправил крылья надувной Кощей, под которым наверное подразумевается кто-то из столпов «режима». Или сам режим в его материализованном воплощении. По красной крови плывут какие-то гробы. Автор утверждает, что ему давят на мозги, а ещё - кормят «кровью и говном». Смысл песни - «мёртвый адский трэш» бродит по стране и пожирает всё живое. «Духовные скрепы — на кладбище света». И символ нынешнего ТВ: «Убей всё, что сложно!» Тут Шевчук прав — нынче не в моде сложное и особо умное. Ну, так вы, мальчики-зайчики, так старательно шатали когда-то Совдеп — в том числе раздражаясь на его не рок-н-ролльную серьёзность — что каждый получил свой тычок по темечку. Вы со своим псевдо-глубокомыслием не нужны карнавально-рекламным СМИ.

Клип не такой уж длинный, а утомительный. Вакханалия болезненного сновидения — персонаж тонет в крови, спасается от зубов и клыков. Снова падает. Чудовища хотят его слопать или — застрелить. Но финал клипа — совершенно мирный. Главгерой оказывается в своей комнате, заваленной, к слову, пустыми бутылками. И цветок на подоконнике — тут же. Чудовища никого и ничего не съели, даже хорошенькое растение! Нагнетающая тоску, серо-кровавая ахинея произошла не в реальности - она лишь плод воображения. Это же знаковый клип! О том, что весь их бунт — придуманный. Вопли и сопли протеста. Про тесто. А пирогов не было и не будет. Потому что уметь надо! 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
16 июля 2020 в 12:18

Русский рок - это не только околомузыкальные экскременты и плоская подражательность - это пристанище слабоумных лентяев с претензиями на "звездность" и прочую халяву.

16 июля 2020 в 12:55

Да и рок-то сам по себе, т.с. классический, умер к концу 70-х.И БГ говорил об этом. Его завершила пинкфлойдовская "Стена". Всё что было потом- воспоминание и подражание классикам. То есть он остаётся историческим стилем со своеобразными гармониями, текстами и инструментами. Это некий мрачный шумный юмор, непременно связанный с наркотиками. Хотя есть исключения. Роллинги, или Маккартни, или Клэптон, как ровно шли в 60-х. - так и лабают до сих пор. Конечно сейчас рок- это воспоминание о молодости, это время, машина времени. А русскую, советскую эстетику и ментальность рок так и не пробил. Он у нас чаще превращается в арт-рок, симфо-рок и прочее такое. Поэтому вещь Шевчука, это конечно шутка, юмор, музыкальное баловство. А тексты? Так в рок музыке тексты - это один из музыкальных инструментов, смысл в нём искать - как искать смысл в барабанах.)

16 июля 2020 в 14:49

Кстати, про тесто: https://youtu.be/0crCOZQdov4 .

9 августа 2020 в 22:33

Кстати, Цой спел прекрасную песню про перемены, и парочку других неплохих. Ну а красота — дело субъективное. Женщинам виднее.

16 июля 2020 в 20:18

Спасибо большое! Полностью с Вами согласен.

18 июля 2020 в 06:00

На эту тему как раз у Лопатникова С.Л. в ЖЖ читал:
1.«Я сказал то что я сказал. Ни мои три аккорда, ни ваши, ни Шевчука с Градским, ни рок вообще, ни рэп, отношения к музыке н имеют в принципе. Они имеют отношение к разному - мои три аккорда - к моде и, в конечном итоге, к привлечению самок, ваши - не знаю, а все-остальное к привлечению бабла и управлению быдлом.» -СЛЛ.

2.«Так рок еще хуже. Песняры - пошлость, а рок - зоология.
"отсутствие собственной популярной музыки для городской рабочей молодежи было одной из причин крушения СССР" (с).
Много я бреда видел...
Запрет. Речь не идет о запрете. Быдло запретить нельзя. А наркотики - можно и нужно».

3.«Да мне пофигу. От того, что вы отнесете половую щетку к отряду млекопитающих, молочные железы у нее от того не вырастут. От того, что какое ничтожество относит рок к музыке, а рэп чуть ли к поэзии, они от этого ни музыкой, ни поэзией не становятся. И это не "дело вкуса", а объективный факт. Это как с гомосексуализмом: можно сколь угодно называть гомосексуалистов и трансгендеров "нормальными людьми", но от этого они не перестают быть психопатами. Что же до рока, то это очень полезно. Это - индикатор».

Я с Лопатниковым согласен на 100%. Ну, а Цой - это полный пипец и кошмар. Полноценный и рафинированный АКЫН. УжОс!!! Советские ПТУшники до сих пор, в свои 50-60 годков, млеют от восторга. Так это =диагноз поколению.

20 июля 2020 в 22:01

Не знаю, Криворучко, кто такой Лопатников, не слушал его вещей. Но не вредно понимать, что тот рок вообще-то - культура, как тут не ругайся. Это особенный язык музыкального выражения, близкий и понятный многим как бы меломанам. Мы сами в двадцать лет имели свою рок-группу и учились у британских корифеев и писали и лабали в этом духе свои вещи. Это особенный дух того времени, конечно связанный со специальными веществами и соответствующим стилем творчества. У нас не было ни маршалов, ни гибсонов, ни фендеров, ни тем более хаммонда. Но все были счастливы. Это были рок-клубы 70-х, которые вовсе не преследовались властью, это был Кавказ, пока, конечно, там не пригрелись тяжёлые наркотики. И нас разогнали. И видимо правильно сделали. Но этот язык, техника, память о детстве -куда ж денутся? А эти пацаны, типа Шевчука, Макара, или БГ и прочих, они просто длят ту свою детскую романтику, воплощённую ими в жизнь. Да ещё и бабки за это имеют. Щас же капитализм! Мож пусть поют? А не нравится эти - пусть поют те, кто лучше их поёт, и заводит молодежь круче, насчёт этой гнилой власти.

9 августа 2020 в 11:06

Как всегда, великолепная статья! Браво, Иванкина. Согласен во всём. Ну, может, не насчёт портвейна хорошего

9 августа 2020 в 11:53

Всё - в точку. Кроме маленькой но крайне громкой подробности: Цой никогда не был и не мог быть красивым.

1.0x