Сообщество «Экономика» 00:10 7 июля 2022

«Параллельный импорт» или возвращение «челноков»

Не превратится ли обход санкций в возрождение крытых рынков?

«В части налаживания поставок… возрастёт роль небольших посреднических внешнеторговых компаний и «челночного» малого бизнеса (особенно в потребительском сегменте)». Это цитата из бюллетеня Департамента исследований и прогнозирования Центрального банка России «О чем говорят тренды. Макроэкономика и рынки» за апрель 2022 года. Про «челноков» и про рынки – в самую точку…

Но начнём по порядку.

Что такое «параллельный импорт» и есть ли для него товары

Прежде всего стоит пояснить, что такое «параллельный импорт», разрешенном законом №213 ФЗ «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"» (принят Госдумой 21 июня, одобрен Советом Федерации 22 июня, подписан президентом 28 июня, в тот же день опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации). Речь идет о продукции, произведенной на официальном заводе, например, Apple или Samsung, но завезенной в Россию не местным официальным дилером этих производителей, а в обход него (поэтому и «параллельный») любым закупщиком из другой страны, куда легально поставляется официальная продукция данного бренда.

На первый взгляд, такой «параллельный импорт» – кстати, легально существовавший в России до принятия защищавших правообладателей поправок в законодательство 2002 – 2003 годов, а по факту и позже (вспомним знаменитые «Горбушку» или «Черкизон»), пока механизм работы правоохранительных органов не «раскрутился на полную мощность» к концу нулевых – способен решить все проблемы с завозом в России любой «заблокированной» Западом продукции, от смартфонов и бытовой техники до запчастей к импортным легковым автомашинам или пассажирским самолетам. Но это не так.

Во-первых, дело в объемах поставок. Пример. В предыдущей статье я приводил цифры по импорту мобильных телефонов в России за 2021 год – 45,2 млн штук. Такое количество просто невозможно где-то закупить (причем, ведь нужны телефоны с клавиатурой на кириллице и русифицированной операционной системой, но, допустим, обойдемся на английском) хотя бы потому, что такого свободного количества телефонов нет.

двойной клик - редактировать изображение

Вопреки представлениям обывателей телефоны, или любая бытовая техника, или одежда и обувь, или автомашины не выпускаются «на авось» и потом производитель ищет, где бы их продать. Когда подготовлена новая коллекция, проходит её презентация – на неё либо централизованно свозят основных закупщиков в лице официальных дилеров, розничных сетей и оптовых баз из разных стран, либо такая презентация проходит в каждой стране, где заметно представлен бренд. Каждый закупщик смотрит модели, оценивает, какая в его стране пойдет хорошо, какая плохо, делает предзаказ, вносит предоплату и получает скидки от объема. Дальше заказы объединяются и идут на производство, чтобы уже через какое-то время заказчики централизованно везде получили товары для продажи.

Поэтому пришедший уже в разгар сезона продаж новый крупный покупатель всегда сталкивается с тем, что свободного товара мало, всё уже заранее расписано под других. Конечно, можно было бы попробовать увеличить выпуск продукции, но ведь мы ещё и тот покупатель, который в «чёрном списке» у производителя, то есть брать надо уже у его представителей в других странах. А ведь каждый закупщик заказал для себя столько, сколько может продать – и непонятно, почему он должен отдавать свой предзаказ кому-то другому вместо продажи в розницу жителям своей собственной страны.

В итоге «челнок» сможет найти и купить свободное количество партиями порядка десятков, если повезёт в какой-то большой или транзитной стране – может быть, даже сотен тысяч телефонов. Опять же, большие сложности с логистикой – одно дело официальные централизованные поставки от производителя, другое дело переброска мелких партий, закупленных в разных странах. Разумеется, это сильно повлияет на цену.

Теоретически можно представить ситуацию, когда российские крупные закупщики просто «войдут в долю» с закупщиками из других стран, чтобы централизованно делать предзаказ у производителя. Но где гарантии, что россияне потом свою часть выкупят, если продажи в России продолжат падать, а цены – расти? Что у них не будет проблем с оплатой, ведь платежи из России на Западе заблокированы? Ведь это серьезные риски.

Чем ремонтировать импортную технику – от телефонов до самолетов?

Во-вторых, нужна и гарантия на товар, включая обмен бракованного и ремонт. Да, завезенное из третьей страны теоретически можно отправить на гарантийный ремонт в официальные сервисные центры в ту же страну, хотя неизбежно возникнут вопросы с оформлением документов, ведь куплены-то товары в России, где официально производитель не представлен. Но это слишком сложно с логистикой. Например, один проданный в магазине телефон закуплен его владельцем (а скорее даже оптовиком, у которого потом «затарился» хозяин небольшой розничной точки) в Гонконге, второй – в Объединенных Арабских Эмиратах, третий – в Индии. Он что – туда их повезет на ремонт? Срочным авиарейсом? Вот ещё. Да и куплено скорее всего без прав на «гарантийку».

Если брать ближайшие – и пока что дружественные – постсоветские страны, то и там не все так просто. «Ситуация осложняется тем, что в Казахстан, например, раньше не поставлялся такой объем комплектующих для ремонта, который требуется сейчас, а большая часть их шла через Россию», – сообщил 29 июня источник "Коммерсанта". Это было логично – наши компании закупали для себя детали большими объёмами (вс же население в России на порядок больше Казахстана – 145 млн против 19 млн), имели за это большие скидки от производителя, а какую-то часть отправляли соседям.

По факту скорее всего будет что? Вспомним те же торговые точки на "Горбушке" или "Черкизоне. Была там какая-то гарантия на товар? Не было, как и кассово-чековых аппаратов. Сломался купленный там телефон или утюг, порвались купленные вчера кроссовки или джинсы, представлявшие собой дешевую подделку из Китая под известный бренд? Проблемы покупателя, ищи за свои деньги мастера для ремонта. В лучшем случае продавец кого-то «по-дружески» порекомендует сам.

двойной клик - редактировать изображение

Далее. А чем производить ремонт или техобслуживание (возьмём также понятный всем пример автомобилей), если производитель официально прекратил поставки в Россию деталей или масел? Где гарантия, что в ходе ремонта деталь поменяют на завезенную «параллельным импортом» официально произведенную для другой страны – а не поставят под видом такой дешевую некачественную реплику? Проверить-то через производителя уже нельзя, всё так или иначе будет завозиться по «неофициально».

Уже в ходу еще один вариант, который в авиаотрасли называется «каннибализмом» (по аналогии с изъятием для съедения органов у человека). Как сообщил 29 июня "Коммерсанту" генеральный директор Acer в России Дмитрий Кравченко: «Те запчасти, которые невозможно получить из-за рубежа, мы стараемся компенсировать за счет разборки другой продукции, так называемых доноров». То есть, чтобы отремонтировать один телефон или компьютер – разберут на детали другой, имеющийся в наличии.

И эта практика, по словам источников издания, получает всё большее распространение. То же в ближайшее время грозит и самолетам иностранного производства, составляющим абсолютное большинство парка отечественных авиаперевозчиков (на конец февраля парк 20 крупнейших авиакомпаний, обеспечивших 97% пассажирских авиаперевозок в России, включал 858 самолетов, из которых российского производства было лишь 158).

«По всей видимости, может быть даже пойдем на то, что по мере деградации парка будут сниматься запчасти, и это надо предусмотреть», – признал 17 июня в эфире телеканала "Россия-24" в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) вице-премьер РФ Юрий Борисов. Это же 22 июня озвучил на Сибирском транспортном форуме в Новосибирске начальник отдела стратегического планирования авиакомпании "Сибирь" (S7) Константин Пьянков: «В какой-то момент мы будем вынуждены разбирать одни самолеты, чтобы другие продолжали летать».

«Черный завоз» и «черный нал»

«Подождите, подождите! – тут мне уже наверняка возразит какой-то возмущенный читатель. – Какая "Горбушка", какой "Черкизон"? Это всё дела давно минувших дней. Сейчас на той же "Горбушке" всё легально, обычные магазины в старом здании легендарного радиорынка, "Черкизон" закрыт и снесен. Что вы нас запугиваете?»

Разве минувших? Все это по сей день есть на оптовых рынках "Москва" и "Садовод". Выходцы из Юго-Восточной Азии (в "Москве" больше вьетнамцы, на "Садоводе" – китайцы) оптом и в розницу продают подделки под известные бренды, вроде кроссовок New Balance за 2 тысячи рублей. Всё нелегально завозится фурами и продаётся там за чёрный нал. По словам работавших там с инкассацией моих знакомых, перевозящих с рынка сумки с кэшем регулярно грабят дерзкие ребята с Кавказа с автоматами (иногда даже, как мы потом узнаем из расследований громких дел, прямо в форме силовых ведомств), пока в центре Москвы Собянин строит «потёмкинские деревни под Европу».

двойной клик - редактировать изображение

В отсутствие внятной государственной политики, далее будет всё то же самое, только в масштабах всей страны, как в 90-е годы – крытые рынки, снующие в Турцию и Китай с баулами «челноки», чёрный нал, «крыша», рэкет и т.п. Прибыль с этого осядет опять-таки в основном не в карманах коренного населения, а у обосновавшихся в Москве юрких торгашей из Юго-Восточной Азии (как в 90-е – у афганцев, «оккупировавших» превращенную в огромный рынок гостиницу "Севастополь", а в нулевые расширившихся и на "Черкизон"), которые в Люблино рядом с "Садоводом" уже представляют собой класс новой буржуазии, с сумками нала скупающей квартиры стоимостью в десятки миллионов рублей, толпами посещающей дорогие фитнес-центры и презрительно взирающей из своих люксовых автомобилей на давящихся в маршрутках «туземцев».

«Стоп, стоп, стоп! – вновь прервёт меня читатель – Вы про какую-то контрабанду, каких-то рыночных торгашей с сумками нала. Но мы же знаем, что в Китае огромные заводы, где сейчас официально производится вся продукция, продаваемая потом в мире. Вот мы и купим там напрямую все, что нам нужно, в нужных объемах, «в белую» со всеми нужными документами и легально завезем сюда – и нет проблем!» Именно это многие (и неверно) и подразумевают в России под «параллельным импортом».

Но это надо уже разбирать в отдельной большой статье – о сложностях работы с Китаем и о том, что на самом деле есть, а чего нет в этой «мастерской мира».

Cообщество
«Экономика»
1.0x