Художник закончил работу над полотнами в 1928 году и принес их в дар Праге. Но, поскольку в столице не нашлось галереи, где цикл можно было бы разместить целиком, он временно экспонировался в Ярмарочном дворце, а после войны был помещен в замке Моравски-Крумлова, где хранился последние 50 лет. В связи с реконструкцией замка, которая продлится два года, полотна было решено перевезти в Прагу. Первые пять картин были доставлены в чешскую столицу в 2011 году.
Открытие экспозиции несколько раз откладывалось из-за споров о том, кому принадлежат ценные работы. Было решено исполнить волю художника, который подарил полотна Праге и где в последний раз они были представлены публике много десятилетий назад. Все двадцать полотен аллегорического цикла «Славянская эпопея», который Альфонс Муха считал главным делом своей жизни и создавал около 20 лет, выставлены теперь в пражском Ярмарочном дворце.
Муха закончил цикл «Славянская эпопея» в 1928 году, когда идеи единения славянских народов были уже не так популярны, как в начале XX века. Показать единство славян, рассказать о важных вехах их истории и мифологии и было главной целью художника. Для этого автор выбрал важные культурные, религиозные, исторические и военные события: отмена крепостного права на Руси, проповедь Яна Гуса в пражской Вифлеемской часовне, правление в Болгарии царя Симеона I Великого, учение чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского и так далее.
Например, истории Гуситской церкви, второй по количеству последователей в современной Чехии, посвящено четыре полотна. А вот картина «Братская школа в Иванчицах», на которой изображен процесс печатания первой Библии на чешском языке, посвящена городу, в котором Муха родился.
«Славянскую эпопею» можно назвать художественным памятником панславизма — культурного и политического течения, в основе которого лежат идеи объединения славян. Некоторые приверженцы этого течения рассматривали его как возможность дать отпор иноземцам. Вероятно, с этим связано появление в цикле картины под названием «Грюнвальдская битва».
Это сражение, произошедшее в начале XV века, символизирует победу славянских воинов, объединившихся под польско-литовским началом, над рыцарями Тевтонского ордена. Но большая часть полотен цикла связана с историей Чехии, Словакии или Моравии. Не зная ее, иностранцу — даже славянину — трудно понять, что хотел сказать художник. Именно за это Муху при жизни критиковали, а созданный им цикл считали пламенным патриотическим произведением.
20 полотен «Славянской эпопеи» Муха создавал почти два десятилетия. Он считал этот цикл делом своей жизни, поэтому завещал в подарок Праге — при условии, что будет построена отдельная галерея. Художник не установил временных рамок, поэтому после первой выставки картины были отправлены в депозитарий Национальной галереи.
После Второй мировой войны город Моравски-Крумлов предложил собственными силами отреставрировать подпорченные влагой полотна и выставить их в местном замке. Здесь они могли бы оставаться и поныне, но потомки Мухи обратили внимание на то, что последняя воля создателя так и не была исполнена.
Внук художника — Джон — основал фонд и начал сбор средств на создание отдельной галереи, а власти моравского городка выступили против возвращения полотен в столицу из-за опасений, что к ним перестанут приезжать туристы. Спор разрешился несколько лет назад, и картины в несколько этапов перевезли в Прагу. В просторном зале Национальной галереи, где хранится коллекция современного искусства, картины представлены в том же порядке, как и во время первой выставки, которую художник подготавливал сам. Это помогает зрителю понять замысел автора — связь между отдельными картиной.
«Славянская эпопея» — это серия действительно монументальных картин. Семь из двадцати полотен — более чем 50 квадратных метров, каждая — высотой с трехэтажный дом. Интересно и то, что Муха, известный в мире, прежде всего, как мастер эпохи модерна, в главном цикле своей жизни выступает в качестве художника-романтика, обращаясь к наследию историзма.
Источник: al_ghe@livejournal. com