Авторский блог Валентин Катасонов 01:33 25 июля 2024

«Впереди планеты всей»

Федеральная Резервная Система США

В списке Центробанков, подлежащих подробному рассмотрению, я на первое место поставил Банк Англии. В силу того, что именно от него начинается история ЦБ. И в прошлой статье я дал обзор по Банку Англии. На второе место в списке я ставлю Федеральную Резервную Систему США (ФРС) – американский Центробанк. В списке он идёт вторым, но по своей значимости в современном мире Центробанков он, безусловно, занимает первое место. Даже по такому формальному показателю, как величина активов (валюта баланса). В настоящее время активы ФРС США составляют астрономическую величину в 7,2 трлн долларов. Правда, в затылок американскому Центробанку дышит Европейский Центральный Банк, активы которого равняются 7,1 трлн долларов. Но, наверное, величина активов – не главный показатель, определяющий значимость Центробанков.

Позиции ЦБ, в первую очередь, определяются объемами «продукции» центральных банков – массой наличной и безналичной валюты, которую они эмитируют. И тут ФРС «впереди планеты всей». Особенно по наличной валюте. По состоянию на август прошлого года масса наличных долларов США, находящихся в обращении (денежный агрегат М0), составила 5.559 млрд долл. Для сравнения: объем наличных юаней, создаваемых китайским Центробанком, в это время равнялся в долларовом эквиваленте 1.459 млрд долл.; объем наличных фунтов стерлингов, создаваемых Банком Англии, в долларовом эквиваленте составил 149 млрд долл.; объём наличных рублей, создаваемых Банком России, в долларовом эквиваленте составил 178 млрд долл. Примечательно, что значительная часть продукции «печатного станка» ФРС покидает Америку. За пределами США, по разным оценкам, обращалось от 60 до 80% купюр, сходящих с «печатного станка» ФРС. То есть ФРС США снабжает своими долларами не столько Америку, сколько остальной мир. По состоянию на середину 2022 года объем наличных долларов на руках у населения Российской Федерации оценивался в 80 млрд долларов. Что примерно составляло половину от наличной рублевой массы в долларовом эквиваленте.

По оценкам Банка международных расчётов (БМР), общий объём всей наличной денежной массы (банкноты и монеты) в мире составил в третьем квартале прошлого года 8,28 трлн. долларов США. Получается, что на долларовые денежные знаки приходится более 2/3 (67 процентов) всей наличной денежной массы в мире.

Общая долларовая масса с учётом безналичных долларов (денежный агрегат М2) в августе прошлого года составила астрономическую величину в 20,9 трлн долларов. А в суммарной массе обращающихся в мире наличных и безналичных денег, составляющих по экспертным оценкам, 83 трлн долл., на долларовую составляющую приходится примерно 25%.

Эту картину, отражающую доминирование ФРС США в мире, дополню некоторыми другими цифрами. По данным Международного валютного фонда (МВФ), доля доллара США в международных резервах стран-членов Фонда в конце прошлого года составила 58,4%. Для сравнения: доля евро (второй по значимости резервной валюты) равнялась 20,0%; на третьем месте находилась японская иена с показателем 5,7%.

По данным системы СВИФТ (обеспечивающей информационную поддержку трансграничных платежей), в марте нынешнего года доля доллара США в общем объеме платежей составила 47,37%; доли других валют были следующими (%): евро — 21,93%; британский фунт стерлингов — 6,57; китайский юань — 4,69; японская иена — 4,13%. На мировом рынке ФОРЕКС (валютообменные операции) на доллар приходится 85-90% (при общем суммарном объеме операций по обмену валют, равном 200%).

Тем, кто более подробно интересуется оценкой позиций доллара США в мире, могу порекомендовать свою статью: «Приближается очередная «круглая дата» ФРС США: повод в очередной раз задуматься».

Ну, а теперь я от темы доллара перехожу к самому Федеральному Резерву. Тема ФРС США бесконечна. Можно написать не одну книгу. Кстати, сразу же могу назвать некоторые уже написанные на тему американского Центробанка книги. Одной из первых правдивых и смелых работ является книга американца Юстаса Муллинса «Секреты Федеральной резервной системы» («The Secrets of The Federal Reserve»), которая увидела свет в 1952 году. Удивительно, но до сих пор эта книга не опубликована в России в бумажном варианте. К счастью, имеется ее перевод на русский язык; в электронном виде текст книги можно найти в интернете. В список наиболее интересных книг на тему ФРС США я также включил бы следующие:

Мюррей Ротбард. Дело против ФРС (The Case Against the Fed), 1994. Книга у нас издавалась, ее можно найти в интернете.

Эдвард Гриффин. Существо с острова Джекилл: второй взгляд на Федеральный Резерв (The Creature from Jekyll Island: A Second Look at the Federal Reserve), 1994. Выходила на русском языке под названием «Порождение острова Джекилл».

Энтони Саттон. Заговор Федерального Резерва (The Federal Reserve Conspiracy), 1995. У нас эта книга выходила на русском языке под названием «Власть доллара».

Рон Пол. Покончить с ФРС (End the Fed), 2009. Десять лет назад книга была издана в России.

Уильям Ф. Энгдаль. Боги денег. Уолл-стрит и смерть Американского века (Gods of Money: Wall Street and the Death of the American Century»), 2010. На следующий год после выхода в США эта книга была переведена на русский и издана у нас. Кроме того, в 2017 году у нас была издана книга Уильяма Ф. Энгдаля «Невидимая рука… банков», которая представляет собой сборник его публицистических работ. Особого внимания заслуживает первая работа сборника, которая называется «Рождение Федеральной резервной системы в результате банковского переворота».

На тему Федерального Резерва неоднократно писал и ваш покорный слуга. Например, 10 лет назад вышла моя книга ««Хозяева денег: 100-летняя история ФРС». (М.: «Алгоритм», 2014). Среди других моих книг по данной теме особо отмечу: «Америка против России: Агония финансовой пирамиды ФРС. Рэкет и экспроприации Вашингтонского обкома» (М.: Книжный мир, 2014); «Военная сила доллара. Как защитить Россию» (М.: «Алгоритм», 2015); «Главный финансовый противник: ФРС против России» (М.: Алгоритм, 2017); «Глобальная финансовая смута. Как картель центробанков взрывает мир» (М.: Книжный мир, 2018); «Доллар, рубль, золото. Мир финансов: накануне катастрофы» (М.: Книжный мир, 2019).

Сейчас дам лишь краткую справку об истории Федерального Резерва. Кстати, это один из поздних Центробанков. Он был учрежден законом, который был принят Конгрессом США в последние дни уходившего 1913 года. К тому времени Банк Англии уже имел возраст более двух столетий, Банк Франции – более века. Даже российский Центробанк (который назывался Госбанком Российской империи) уже существовал более полувека. А ведь Америка стала независимым государством еще в 1776 году, когда была принята Декларация о независимости. Между датой провозглашения независимости и принятием закона об учреждении Федерального Резерва прошло более 137 лет!

А все потому, что отцы-основатели Америки и многие последующие политики и государственные деятели Нового света хотели построить новое государство, которое бы не находилось в подчинении ростовщиков (которых после буржуазных революций уже стали вежливо величать «банкирами»). Тем не менее, попытки учредить в Новом свете Центральный банк европейскими банкирами и их ставленниками в Америке предпринимались неоднократно. На короткие периоды они добивались успеха: сначала был создан Банк Северной Америки (1781-1785 гг.), после этого — Первый Банк Соединенных Штатов ((1791-1811 гг.), наконец — Второй Банк Соединенных Штатов (1816 – 1834 гг.). Затем на протяжении восьмидесяти лет Америка жила без центрального банка.

Первый из названных институтов — Банк Северной Америки (БСА) действовал как коммерческий банк на территории всех штатов, имел право эмитировать бумажные деньги сверх золотого запаса, ссужал деньги федеральному правительству под облигации последнего, держал на счетах средства Конгресса. Таким образом, БСА эмитировал деньги, которые создавали долг. «Отцы-основатели» быстро сообразили, что БСА быстро поставит страну под контроль ростовщиков, поэтому приняли решение о ликвидации этого института. Так, третий президент США Томас Джефферсон предупреждал, какую угрозу представляет собой центральный банк для тех свобод, завоеванных американской революцией: «Если американский народ когда-либо позволит банкам контролировать эмиссию своей валюты, то вначале произойдет инфляция, а затем – дефляция, банки и корпорации, которые возникнут вокруг них, лишат людей всякого имущества, а их дети окажутся беспризорными на континенте, которым завладели их отцы. Право выпускать деньги должно быть отнято у банков и возвращено конгрессу и народу, которому оно принадлежит. Я искренне полагаю, что банковские институты более опасны для свободы, нежели регулярные армии».

Не буду описывать историю учреждения, функционирования и ликвидации указанных трех институтов, выполнявших временно роль Центробанка Америки. Все это можно прочитать в моих книгах. Лишь отмечу, что в 1832 году Эндрю Джексон (седьмой президент США) начал свою вторую предвыборную кампанию под лозунгом: «Джексон и никакого банка!» В том же году он потребовал отозвать лицензию у банка и в своем выступлении перед Конгрессом обосновал свое требование: «…Более восьми миллионов акций этого банка принадлежит иностранцам…разве нет угрозы нашей свободе и независимости в банке, который так мало связывает с нашей страной? … Контроль нашей валюты, получение денег нашего общества и удержание тысячи наших граждан в зависимости…были бы значительно больше и опаснее, чем вооруженная сила врага».

После ликвидации Второго банка Соединённых Штатов в Америке, как пишут в учебниках по истории США, возникла «Эра свободных банков»; она продолжалась до 1862 года, когда при президенте Аврааме Линкольне после начала гражданской войны ей на смену пришла «Эра национальных банков» («национальный банк» — что-то наподобие «системообразующего»). Она продолжалась до конца 1913 года.

Федеральный Резерв, как я отметил выше, был учрежден законом, который был принят Конгрессом США 23 декабря 1913 года. Подготовка к созданию американского Центробанка велась банкирами — преимущественно европейскими (Ротшильдами и др.) и их ставленниками в Новом свете (Морганом и др.) еще с конца XIX века. В ход пускались шантаж, подкупы и обман. Кстати, многие «народные избранники», которые голосовали в Конгрессе США за принятие закона о Федеральном Резерве, даже не понимали, что они принимают решение об учреждении Центробанка.

Аббревиатура «ФРС» сегодня у всех на слуху, о Федеральном резерве сегодня говорят и пишут не только экономисты и финансисты, но также политики, военные и даже деятели культуры. Говорят и пишут много, но, как мне представляется, далеко не все до конца понимают, что собой представляет данная организация. Даже те, кто является гражданами США.

Позволю себе некоторые воспоминания. В начале 1991 года я был в командировке в США. Был приглашен в один из престижных американских университетов, где мне было предложено прочитать студентам экономического факультета лекцию по теме сравнительного анализа американской и советской экономик. Я тогда коснулся темы центральных банков двух стран, подчеркнув, что в СССР Центробанк является государственной организацией, а в США – частной. И фактически неподконтрольной государству. Это вызвало бурную реакцию со стороны аудитории. Меня пытались обвинить в том, что я ничего не понимаю в данном вопросе, что ФРС – организация государственная. Мол, слово «Федеральная» подсказывает, что ФРС США – орган федеральной власти. Я парировал тем, что в США есть частные организации, в название которых входит слово «Federal». Например, известная американская частная компания Federal Express (занимается перевозкой почты, посылок и других грузов). Наша дискуссия в аудитории завершилась тем, что кто-то из студентов догадался принести большой телефонный справочник (они тогда в Америке были везде разложены в больших количествах) и поискать в нем ФРС США. Справочник был разбит на части: в одной были государственные организации, в другой — частные. Федеральный резерв, к большому удивлению многих студентов, был обнаружен в разделе частных организаций.

Этой истории уже более трех десятков лет. Но, судя по всему, за эти десятилетия представления американцев о своем Центробанке – на том же уровне (если не ниже). В начале прошлого десятилетия среди американцев проводился опрос, который показал, что 90% опрошенных были уверены, что ФРС – государственная структура.

Большинство американцев заблуждаются не только по поводу слова «Федеральная» в названии ФРС, но также по поводу слов «резервная» и «система». В частности, слово «резервная» порождает у обывателя ощущение, что деньги, которые выпускает ФРС, обеспечены какими-то «резервами», которые гарантируют устойчивую покупательную способность денег и стабильность эмитента. Таковыми могут быть драгоценные металлы или, в крайнем случае, какие-то иные ликвидные товары. На самом деле, резервов в виде золота у этой системы крайне мало (по отношению к денежной массе). К тому же золото, как сообщается в официальных документах, находится на балансе казначейства США, а не ФРС. Главный «резерв» Федерального резерва — облигации казначейства США, также ипотечные бумаги, эмитируемые полугосударственными ипотечными агентствами США. Но это ведь не товары, а пустые обязательства, т. е. такие же бумажки, как и банкноты.

Тем более, что с марта 2022 года, когда ФРС начала повышать ключевую ставку, активы ФРС в виде государственных облигаций начали обесцениваться, осенью 2022 года у Федерального резерва образовался отрицательный финансовый результат. И он продолжает нарастать. ФРС расходует на покрытие убытков часть своего капитала, называемого «резервный». И этот резервный капитал тает. Крах нескольких американских банков весной 2023 года показал, что ФРС с трудом изыскал средства для их спасения (санации) и выплат пострадавшим клиентам (предотвратил возникновение «эффекта домино» в банковской системе США). Но, как справедливо отмечают американские эксперты, резервов для спасения следующих потенциальных банкротов у ФРС США нет. Федеральный резерв не в состоянии уже выполнять роль «кредитора последней инстанции». Если у ФРС будет исчерпан резервный капитал для покрытия собственных убытков, тогда «резервом последней инстанции» для американского Центробанка станет государственная казна. Резюмируя, скажу, что уже 110 лет назад, в момент своего рождения, ФРС имела лишь частичное резервирование своих обязательств. А сегодня – практически никакого.

Точно также слово «система» в названии ФРС не отражает истинного положения. Формально ФРС была задумана как совокупность 12 Федеральных резервных банков (ФРБ) – для того, чтобы у законодателей, принимавших в 1913 г. закон, возникла иллюзия, что создается децентрализованная сеть учреждений. На самом деле, из 12 «равных» ФРБ один является «самым равным». Речь идёт о Федеральном резервном банке Нью-Йорка, на который приходится подавляющая часть всех активов ФРС и всей денежной эмиссии. Фактически он и является центральным банком Америки. В любом случае деятельность всех 12 ФРБ находится под «жёстким» присмотром со стороны Совета управляющих ФРС (штаб-квартира находится в Вашингтоне). За Советом управляющих, в свою очередь, «присматривают» главные акционеры ФРБ Нью-Йорка.

На сегодняшний день в ФРС входит около 6 тысяч банков. Для того чтобы банк стал членом ФРС, он обязан в обмен на 3% резервного капитала получить акции Федерального резерва, по которым он получает фиксированный дивиденд. Этот статус открывает доступ к займам федеральных резервных банков и другим их услугам. Членами ФРС могут стать как национальные банки, так и банки штатов. Сегодня все национальные банки являются ее членами, а из банков штатов — около 15%.

На этом я ставлю точку. Но к теме Федерального Резерва буду возвращаться постоянно. Ибо, как я сказал выше, именно этот Центробанк пока определяет «погоду» во всем мире денег.

Источник

1.0x