Не стало художника Петра Оссовского, одного из апостолов Сурового стиля отечественной живописи. Сам он над понятием "суровый стиль" слегка иронизировал и говорил, что это всего лишь остроумная выдумка критиков.
Помню, как двадцать лет назад Оссовский пребывал в сердечной тоске после смерти своей супруги. Он тогда сказал, что для него наступили "белые дни": пустота, вакуум, его жизнь и творчество тогда словно остановились, замерли, остекленели. Но, в конце концов, эти "белые дни" Петра Павловича породили новый изумительный цикл работ, похожих на свечения, на всполохи, на озарения. Он переплавлял свое горе в творчество, обращался к вечности — к образу небесной Руси. Он нащупывал его через осмысление и отображение божественных, несравненных по красоте видов возлюбленной им псковской земли, через лаконичные формы священной древней архитектуры, через символы и образы трагической и суровой русской истории. В одном из интервью нашей газете Оссовский выразился примерно так: "Русь столь глубока и огромна, что переживет любые бури, любые беды…"
Последние годы я изредка навещал Петра Павловича. Каждый раз входил без звонка в полуоткрытую дверь его квартиры-мастерской в Девятинском переулке и видел посреди комнаты царственно сидящего на деревянном стуле благообразного, ухоженного, умиротворенного старца. Он пребывал среди картин, холстов, альбомов и старых рам ,задумчивый и просветленный. Господь позволил ему высказаться до конца. 90 лет жизни Петра Павловича напоминают композиционно цельное, монументальное, завершенное полотно, созданное в монолитной манере мастера Сурового стиля. Умер же художник в день крещения своего правнука — младенца Петра, что тоже весьма символично и значительно.
Редакция, авторы и читатели "Завтра" выражают свои соболезнования родным и близким Петра Павловича Оссовского.