Фильм «Ошибка инженера Кочина» (1939) – один из лучших шпионских детективов 1930-х годов, причём, не только советских, но и, как таковых.
В 1990-х годах по кабельному ТВ (помните такое явление?) доводилось смотреть голливудские изделия на эту тему - ловили то «красных», то потом – немцев и японцев. Скучные шаблоны без изящных деталей. В нашем кино тоже полно штампов, но есть и нюансы.
Режиссёр киноленты – Александр Мачерет, автор сценария – он же плюс Юрий Олеша. Написано по мотивам пьесы братьев Тур и Льва Шейнина. То есть киноработа была поручена самым-самым, тогда как в Голливуде шпионские детективы считались второразрядным развлекаловом категории B и над их созданием особо не трудились.
На роль чекиста Ларцева взяли аж Михаила Жарова, на тот момент суперзвезду. Образ мог бы стать ходульным, а Жаров привнёс нотки лиризма, иронии, стиля. Жаров здесь потрясающе красив той плакатной красотой, что завораживает и немного пугает. По большому счёту, Ларцев и есть главный герой повествования, а инженер Кочин (Николай Дорохин) – фигурант чуть не второго плана.
В кадре появляется и Фаина Раневская, играющая тут еврейскую мадам - Иду Гуревич, жену портного. Интересный момент – Фаина Георгиевна почти никогда не играла, собственно, евреек, а здесь она даёт волю своим воспоминаниям о «местечке» и говорит с национальными интонациями.
У Гуревичей сын – военный, да не в нижних чинах, а полковник и служит на Дальнем Востоке. В «Ошибке…» есть очень много маркеров эпохи – например, оставление молодыми евреями привычных профессий – портного, сапожника, ювелира, адвоката, бухгалтера.
В роли красавицы-агента Ксении Лебедевой, которой и было поручено соблазнить, завлечь инженера Кочина, появилась Любовь Орлова, хотя, играет она здесь ужасно – не её формат. Она - комедийно-музыкальная героиня. К тому же, на эту роль подошла бы любая хорошенькая кино-блондинка. Например, Людмила Глазова или Галина Пашкова. К слову, эти актрисы по части драматической игры были даже сильнее звёздной Орловой.
Да, начало – захватывающее. Мы присутствуем на допросе некоего Галкина, пожилого гражданина «из бывших», рассказывающего, что в 1911 году он был счастлив с женой и дочкой, а потом супруга бежала в Париж за любовником, прихватив ребёнка. И вот на склоне лет - аж на излёте 1930-х Галкин решил перейти границу, дабы найти свою взрослую дочь. Более, чем неубедительно, и чекист Ларцев это просекает.
В финале выясняется, что Галкин работал на западные спецслужбы на протяжении 30 лет. С 1909 года! И вот теперь, скопив капиталец, решил рвануть в буржуазный парадиз. Это важный момент – дата вербовки.
То есть персонаж вредил ещё царскому режиму. Подобная линия есть и в «Высокой награде» (1939) – агент орудует со времён Николая II.
Это не просто так – СССР перестал позиционировать себя чем-то оторванным от Русского Мира. Всё больше появлялось имперских смыслов и явных связующих линий между Россией господ-Романовых и первым в мире пролетарским государством.
Но что там с инженерской ошибкой? Итак, инженер Александр Кочин – видный авиаконструктор и сверхмозг. Однако же как все умники, он наивен во всём, что не касается его Большого Дела. Потому совершает ошибку, решив взять домой чертежи, чтобы быстро внести в них правку.
Начальник отдела (к слову, завербованный разведкой) тут же сообщает об этом резиденту. У Кочина роман с привлекательной дамой, той самой Ксенией, что живёт по соседству, в коммуналке. Это – ещё один штрих. В 1930-х даже крупные учёные или секретные проектировщики могли жить в «общих» квартирах. Отдельными апартаментами в Москве располагали только очень-большие-начальники - директора серьёзных производств, главы научных институтов, высшее командование.
Лебедеву, как потом выясняется, завербовали, когда в юности она бывала за рубежом. Ей это претит – она по-настоящему влюбилась в Кочина. Видимо, до этого всё было нормально – дама «работала» на разную там Америку не первый год.
Это – типичный поворот в шпионских детективах всего мира – красивая агентесса влюбляется в свою «жертву». И – становится жертвой сама. Её бестрепетно кидает под поезд злобный резидент, которому надоела лирика блондинки, готовой развалить всю игру.
Да, по идее Кочина с его «ошибками» должны были арестовать, но Ларцев принимает иное решение – оставить инженера на свободе, лишь преизрядно пожурив, а затем и взяв его на охоту – поговорить о главном, погулять по осеннему лесу.
Этот фильм был нужен именно затем, чтобы показать строгую избирательность в вопросах наказаний за подобные проступки. После ежовщины с её повальными арестами новый глава ведомства – Лаврентий Берия очень долго разгребал те быстренько сфабрикованные «дела», что наворотил его предшественник, точнее, его люди.
По сути, «Ошибка инженера Кочина» — это сюжет о новой генерации чекистов, которые не рубят с плеча. У историков есть полуофициальный термин – «бериевская оттепель», случившаяся перед войной, когда из лагерей были возвращены тысячи невинно осуждённых или таких вот Кочиных, совершивших должностной проступок, но не преступление.
И, конечно, в этой кинокартине был явлен основной постулат советского бытия: «Когда страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой». Показана роль «маленьких людей» - официанта и портного в деле поимки шпионов. В целом, как и в любой шпионской истории всё сводится к мысли, что агентом или героем может оказаться, кто угодно.