пнвтсрчтптсбвс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Сегодня 11 августа 2025
Сообщество «Советская Атлантида» 00:10 15 июля 2025

«Влюблённые» - шедевр эпохи на фоне дружбы народов

фильм, как многие киноработы 1960-х, что называется, ни о чём и обо всём сразу

Оттепель и особенно 1960-е годы были эрой молодёжи. Неслучайно плакат гласил: «Коммунизм – это молодость мира, и его возводить молодым!» Молодёжные кафе с современной музыкой, юношеская мода, популярнейший журнал «Юность», весеннее настроение. «Влюблённые» (1969) – шедевр, снятый режиссёром Эльёром Ишмухамедовым на «Узбекфильме» по сценарию Одельша Агишева.

Тогда часто говорили о чувствах, об ощущениях и, разумеется, о любви. Фильм – грустный, но эта грусть – светлая, ибо она пронизана общим настроением эпохи. Полупрозрачные занавески, вода, белые столики, ночные огни – как любили в 1960-х изображено «бытие в потоке». Кинолента столько филигранно сделана, что каждый кадр представляется художественной фотографией.

Итак, Родин (Родион Нахапетов) влюблён в Таню (Анастасия Вертинская). Они – красивейшая пара. Встречаются, идут, слегка соприкоснувшись рукавами. Невероятные объятия. Парижская изысканность, которую подчёркивают изящные мелодии Богдана Троцюка. Впрочем, хватает и разухабистой поп-музыки – прекрасен общий танец под хит ‘Little man’.

Перед нами – Ташкент, космополитичный и многонациональный. Я не знаю, как там сейчас, но в 1960-е годы в столице Узбекской ССР проседало та самая дружба народов, о которой писалось на плакатах. Хотя, я слабо верю в эту расхожую формулу – не бывает дружбы больших масс людей – бывает дружба конкретного человека с себе подобными.

Больше того, это – городская цивилизация, ничем не отличающаяся от московской, питерской и той самой парижской. В одной из сцен мальчик-узбек поёт по-французски. Белые рубашечки, узенькие по моде брючки. Девочки - поголовно в простеньких мини-платьицах. Итак, смешанная компания, где есть русские, узбеки и даже один грек, который потом уезжает на родину, так как в его стране сменился политический курс.

Парни работают, общаются, ходят на танцы, выясняют отношения с хулиганами. В общем, обычная жизнь. И – обыденные разговоры. Таня уезжает в Хиву, один из древнейших городов Средней Азии – у студентки там практика. Родин ждёт писем, а они какие-то редкие и …словно бы Таня чего-то не договаривает. Она отводит взор - красивые, бешено прекрасные глаза с подведённой стрелочкой! И тогда парень приезжает в ту самую Хиву, чтобы выяснить отношения.

Великолепно показаны древние и средневековые постройки – ощущение, что из Ташкента герои попадают в иные времена. Выясняется, что Таня любит другого, с которым ей интереснее. Обыденность? Да. Но как всё это явлено. Родин сначала идёт в молодёжное кафе, где устраивает бешеный танец с незнакомой девчонкой, потом пытается переплыть Амударью. Точнее, охладить себя от гнева и бешенства. Его разлюбили! Его долго обманывали! Как?!

В сюжете есть и вторая линия – Рустам (Рустам Сагдуллаев) вырос без отца. Правда, отец время от времени появляется в его жизни. Всегда случайно. Пижон в солнечных очках, на авто. Есть мать, которая не смирилась в тем, что её когда-то бросили. Она в конечном итоге умирает от сердечного приступа. Зато у Рустама появляется возлюбленная, поэтому жизнь «в потоке» продолжается.

Фильм, как многие киноработы 1960-х, что называется, ни о чём и обо всём сразу. Тут происходит слишком много и – слишком мало одновременно. Чтобы это понять, надо остро чувствовать время, когда создавались «Влюблённые». Здесь чувство заменяет действие, а минута длится целое столетие… Глаза, руки, шум фонтанов, тишина древних улиц, звуки музыки - всё сливается в волшебном танце, название которому Шестидесятые.

1.0x