14 сентября 2019 года члены Священного Синода Русской Православной Церкви приняли историческое решение удовлетворить обращение архиепископа Иоанна (Реннето), главы Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции, с просьбой о присоединении к Московскому Патриархату вместе с желающими последовать за ним клириками и приходами.
Тем самым, к Московскому Патриархату присоединяется последний осколок Русского Зарубежья и, как кажется сегодня многим, ставится точка в истории русской церковной смуты, начавшейся без малого сто лет назад.
В результате революции 1917 г. и Гражданской войны более 2 млн. православных русских людей оказались за границей. Среди них были тысячи священников и десятки епископов. Сразу возник вопрос о устроении церковной жизни и церковном управлении. Епископат монархической ориентации, собравшийся в Сремских Карловцах, создал Синод, который с самого начала начал заниматься политической деятельностью, враждебной Советскому правительству и потому объективно опасной для Русской Православной Церкви в пределах Советской России. В связи с этим Временное управление русскими церквями в Западной Европе по решению Святейшего Патриарха Тихона, в согласии со Священным Синодом и Высшим Церковным Советом в марте 1921 года было поручено Преосвященному архиепископу Евлогию (Георгиевскому). В 1931 г., в связи с участием митрополита Евлогия (Георгиевского) в экуменических акциях, имевший политический характер и расцененных советским правительством, как антисоветские, а также с его непризнанием местоблюстителя митрополита Сергия, произошел разрыв с Московским патриархатом. Приходы, возглавляемые митрополитом Евлогием, были приняты на временной основе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата в качестве экзархата. Однако часть прихожан не согласилась с таким решением, заявила о своей верности Московскому Патриархату и основала в Париже приход в честь Трех святителей. В числе прихожан был и знаменитый богослов Владимир Николаевич Лосский. Впоследствии к этому приходу присоединились и другие. Позднее на базе этих приходов была образована Корсунская епархия Русской Православной Церкви. Учитывая эти настроения среди русской эмиграции, в послании к пастве в феврале 1931 года митрополит Евлогий писал: «Когда восстановится общепризнанная центральная церковная власть и нормальные условия жизни Русской Православной Церкви, мы вновь вернемся к прежнему положению… Вступая на этот путь, мы, конечно, не отрываемся, не откалываемся от Матери Русской Церкви. Мы... не прекращаем с ней нашего единения… Это лишь временный перерыв официальных административных сношений». Жизнь экзархата можно охарактеризовать по-разному. С одной стороны, многие эмигранты получали духовную поддержку и утешение, деятельность Свято-Сергиевского института отмечалась несомненными культурными успехами. С другой стороны, именно в его стенах зародилось учение о Софии (т. н. Софианская ересь) прот. Сергия Булгакова, которая привела к большим нестроениям в русской эмиграции, да и в мировом Православии в целом. Отметим, что несмотря на явную еретичность доктрины прот. Сергия Булгакова и осуждения ее одновременно Карловацким Синодом и Синодом Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, она не получила никакого осуждения со стороны правящего архиерея митрополита Евлогия (Георгиевского). Такая известная в экзархате личность, как монахиня Мария Скобцова, при всей героичности ее смерти в немецком концлагере, также принадлежит к неоднозначным явлением Западно-европейского экзархата, поскольку вела далеко не монашескую жизнь и откровенно смеялась над монашескими обетами.
Победа СССР во Второй Мировой войне подняла его престиж среди русских эмигрантов, прежде всего во Франции и подвигла многих из них к объединению с Русской Православной Церковью. 29 августа 1945 года митрополит Евлогий и два его викария — архиепископ Владимир и епископ Иоанн — обратились к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с письмом следующего содержания: «Сыновне просим, покрыв любовью наше разобщение с Матерью Русской Православной Церковью, принять нас с нашими приходами под Вашу отеческую руку в каноническое объединение со всей Русской Православной Церковью». В тот же день иерархи подписали вместе с пребывавшим в Париже митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем) и сопровождавшими его священниками акт, в котором подтверждалось, что митрополит Николай «совершил каноническое воссоединение с Матерью Русской Православной Церковью, по общепринятому церковному чину, Высокопреосвященнейшего митрополита Евлогия и его викариев». 7 сентября 1945 года последовало постановление Священного Синода: «Возблагодарив Господа Бога, считать митрополита Евлогия и его викариев — архиепископа Владимира и епископа Иоанна со всеми 75 приходами воссоединенными с матерью-Церковью и принятыми в юрисдикцию Московской Патриархии и сохранить на будущее время Экзархат западноевропейских церквей в существующих его границах во главе с митрополитом Евлогием, как экзархом Московской Патриархии, на основаниях, изложенных в соответствующем Положении об управлении этими церквами».
Однако 8 августа 1946 г. митрополит Евлогий скончался. Политические обстоятельства изменились, русская эмиграция подверглась массированному воздействию западной пропаганды, пугавшей ужасами жизни в СССР, с представителями духовенства сотрудниками западных спецслужб была проведена соответствующая работа и в результате, вскоре после кончины митрополита Евлогия значительная часть его клира и паствы приняла решение вновь вернуться в состав Константинопольского Патриархата под руководством архиепископа (впоследствии митрополита) Владимира (Тихоницкого).
Решение это носило характер временный, однако, нет ничего более вечного, чем временные явления. Под разными названиями, самое известное из которых Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции, приходы пребывали в подчинении Константинопольскому Патриархату до 2018 года. В 2018 г., практически одновременно с отменой томоса о передаче Киевской Митрополии Московскому патриархату, Константинопольский патриарх Варфоломей также решил аннулировать свой собственный патриарший Томос 1999 года, который Варфоломей предоставил Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе. Это означало, что 120 приходов Архиепископии должны подчиниться местным константинопольским епископам. Архиепископия отказалась выполнять решение Фанара о своем роспуске до общего собрания духовенства и делегатов от мирян. В феврале 2019 г. состоялось чрезвычайное общее собрание духовенства и мирян архиепископии подавляющим большинством (93%) высказалось за то, чтобы сохранить экзархат. В течение года среди паствы Архиепископии были колебания: уходить ли под юрисдикцию Румынского патриархата, или под омофор Патриарха Московского и Всея Руси. Они завершились к августу 2019 г., когда от имени Святейшего Патриарха Кирилла, руководитель управления по зарубежным учреждениям Московского Патриархата митрополит Антоний (Севрюк) обратился к Архиепископии русских приходов в Западной Европе с предлолжением войти в состав Русской Православной Церкви. В ответ на это Фанар предложил Русской Архиепископии стать французским викариатством. Архиепископ Иоанн (Реннето), возглавляющий Архиепископию, был отправлен в отпуск, а архиепископия была переподчинена Эммануилу, митрополиту Галльскому. Архиепископ Иоанн не подчинился этому решению, найдя его беззаконным и не соответствующем воле своей паствы, а также каноническим правилам.
7 сентября 2019 года во Франции прошла Ассамблея духовенства и мирян Архиепископии. Большинство участников (106 из 175) высказались за вхождение в состав Московской Патриархии. Тем не менее, они не набрали большинства в две трети, требуемого французским законодательством для перерегистрации организации. Однако 14 сентября 2019 года архиепископ Иоанн (Реннето) направил Святейшему Патриарху и Московскому и всея Руси Кириллу письмо, в котором сообщил о стремлении большинства клириков и приходов Архиепископии сохранить ее существование в составе Русской Православной Церкви и попросил о своем присоединении к Московскому Патриархату
В тот же день Священный Синод Московского Патриархата удовлетворил его просьбу и постановил «принять Преосвященного архиепископа Иоанна (Реннето) в юрисдикцию Московского Патриархата с титулом «Дубнинский», а также всех желающих того клириков, находящихся под его руководством, и приходы, которые выразят такое волеизъявление».
Можно сказать, что это является известной победой не только церковной дипломатии Московской Патриархии, но и всей Русской Православной Церкви и России в целом. На наших глазах воссоединяются обломки русского мира. Это также показывает усталость православного духовенства и мирян от деспотических и непредсказуемых решений Константинопольского патриарха Варфоломея, от тирании Фанара. С другой стороны, всякий процесс воссоединения и возвращения мучителен и проблемен. Всегда возникает вопрос: «Да вот только узнает ли Родина-Мать одного из пропащих своих сыновей?». Разница в мировоззрении, образе жизни и традициях между Московским Патриархатом и Архиепископией западноевропейских приходов достаточно велика и вряд ли процесс воссоединения будет совершенно безболезненным. Уже сейчас возникают опасения, что вся Русская Православная Церковь признает канонизацию монахини Марии Скобцовой и Ильи Фундаминского и тем сделает непогрешимыми их революционно-обновленческие идеи.
Тем не менее, будем надеяться, что он завершится благополучно. Прецедент уже есть — воссоединение Зарубежной Церкви с Московской Патриархатом в 2007 г. Жизнь Церкви не сводится только к измерению социального института, ибо в Ней действует «Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая».