пнвтсрчтптсбвс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Сегодня 30 мая 2025
Авторский блог Рами Аль-Шаер 03:19 3 мая 2025

О рисках и возможностях переходного этапа в Сирии

Россия исходит из исторического характера отношений с Дамаском

Я часто получаю сообщения от представителей патриотически настроенных сирийских элит, у которых накопились вопросы, и порой звучит критика в адрес управленческих методов нового сирийского правительства на переходном этапе. Вопросов стало ещё больше после последнего заседания СБ ООН по Сирии, в ходе которого государства-члены и спецпредставитель генсека Гейр Педерсен заявили о необходимости формирования «инклюзивного правительства» в рамках «имплементации основополагающих принципов резолюции № 2254».

Здесь следует отметить, что идея инклюзивного правительства и соблюдения принципов резолюции № 2254 на фоне падения бывшего режима предполагает, что в процессе управления должны принимать все без исключения политические силы Сирии, в том числе и Национальная коалиция сирийской оппозиции, Высший комитет по переговорами и Конституционный комитет, представляющие разные срезы сирийского общества. Следовательно, сегодня следует выработать новую консенсусную формулу, призванную объединить всех патриотически настроенных сирийцев и привлечь высококвалифицированные кадры во все сферы государственной и экономической деятельности. Только это станет залогом успешного перехода к инклюзивному характеру сирийского государства, во имя которого сирийцы принесли огромные жертвы.

В завершении заседания Педерсен выступил с заключительным словом по итогам консультаций с участниками. Несмотря на политические разногласия между государствами, все они сошлись в приверженности имплементации принципов резолюции № 2254, являющейся с точки зрения всемирной организации для Сирии единственным выходом из накопившихся проблем в сферах политики, экономики и безопасности. Педерсен и другие участники сошлись во мнении, что ситуация в Сирии остаётся «хрупкой и опасной».

Пожалуй, главным принципом резолюции является оговорённая ещё в преамбуле приверженность «суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики». В четвёртой статье недвусмысленно говорится о поддержке ведомого самими сирийцами политического процесса, осуществляемого при содействии ООН. Учитывая, что резолюция пользуется поддержкой России, США, Турции и арабских государств, очевидно, что эти страны будут следовать её основным принципам на благо плавного преодоления переходного этапа без новых столкновений, цену за которые вновь заплатит и без того многострадальный сирийский народ.

Отсылая присутствующих к резолюции № 2254, Педерсен констатирует, что политический процесс в Сирии остаётся неполноценным и раздробленным. С одной стороны, это можно оправдать сложностью переходного этапа и проблемами, накопившимися со времен прошлого режима, который оставил потомкам страну с разрушенной государственностью. Но, с другой стороны, состоявшаяся конференция национального диалога и выпущенная конституционная декларация вызвали возмущение сирийских элит своим несоответствием целям переходного этапа. На фоне острой необходимости выработки видения, не создающего угроз плавности переходного периода, можно констатировать, что Сирии сегодня как никогда необходим созыв общенационального конгресса, призванного заложить основу имплементации базовых принципов резолюции № 2254 и в первую очередь - политического процесса, осуществляемого при содействии ООН. Только такой процесс может рассеять страхи всех сирийцев и в частности - патриотически настроенных элит, исходящих из мотивов, диктуемых в том числе и страхом за будущее Сирии, и законным правом на участие в политической жизни. Это их абсолютно законное право после долгих лет борьбы.

Перед лицом этой сложной дилеммы следует ответить на ключевой вопрос, связанный с позицией региональных держав и вооружённых группировок, в том числе и остатков Свободной сирийской армии и курдских Сирийских демократических сил, по отношению к политическому процессу, итогам национального конгресса и конституционной декларации, где явно доминирует идеологическая повестка отдельных групп. В этой связи влиятельным государствам региона следует выработать формулу для формирования коалиции для того, чтобы результаты трансформационного процесса соответствовали чаяниям всех без исключения сирийцев.

Этот путь может быть основан исключительно на базовых принципах резолюции № 2254 в качестве дорожной карты для урегулирования в Сирии, начиная с выработки временного графика, сроки которого определены резолюцией шестью месяцами, по итогам которых должно быть сформировано пользующееся всеобщим доверием инклюзивное правительство без привязки к конфессиональному принципу.

Четвёртая статья резолюции предполагает написание новой конституции с последующим проведением выборов в течение 18 месяцев под патронажем ООН. Следовательно, основные принципы, о которых напомнил спецпосланник, нацелены на устранение дефектов в политическом процессе, проводимом нынешним сирийским правительством в рамках состоявшего конгресса национального диалога и выпуска конституционной декларации.

Таким образом, сегодня у нынешнего правительства есть исторический шанс успешно провести переходный этап трансформации от революционной к конституционной легитимности, гарантируя, естественно, целостность территории государства и плавность политического процесса вне зон турбулентности.

Участие всех без исключения сирийцев в переходном этапе станет предвестником снятия американских санкций, оказывающих негативное влияние на положение всех сирийцев, препятствуя процессу восстановления институтов государства, экономики и реконструкции разрушенных городов.

Пожалуй, главным вызовом для сирийцев сегодня является действие санкций, продолжающееся на фоне внутреннего политического раскола в Сирии. Именно поэтому вопрос управления на переходном этапе является первоочередным для всех без исключения сирийцев. Только политическая стабильность станет залогом всеобщего участия в строительстве новой экономически и политически единой Сирии. Нефтегазовые запасы в Дейр-эз-Зоре, Эль-Хасаке, Зейтуне, Идлибе и Африне, промышленные мощности Алеппо должны стать достоянием всех сирийцев и основополагающим камнем их общей государственности.

Только при таком раскладе будет нивелировано влияние западных санкций, с которыми на протяжении истории свыклись сирийцы, отличающиеся такими качествами, как трудолюбие, изобретательность и жизнелюбие.

Найдя убежище в разных странах мира, сирийцы показали пример успеха в предпринимательской деятельности. Они унаследовали деловые навыки с очень давних времён, когда Сирия была важной остановкой на Великом шёлковом пути. На последующих этапах истории Сирия стала передовым государством Ближнего Востока в области лёгкой промышленности и сельского хозяйства, экспортируя различные культуры по всему миру. Теперь же пришло время проявить аналогичную силу воли в управленческой сфере на сегодняшнем тяжёлом переходном этапе. Только воля сирийцев станет первым шагом на пути к международному признанию, которое невозможно получить автоматически, не предпринимая каких-либо усилий. Всем без исключения сирийцам должна быть дана возможность участия в управлении государством на переходном этапе вне зависимости от их этноконфессиональной принадлежности. Для этого необходимо срочно созвать инклюзивный межсирийский конгресс, нацеленный на то, чтобы задействовать все сирийские высококвалифицированные кадры, в том числе технократов, исследователей и экспертов, опыт которых будет крайне полезен на переходном этапе. Только тогда Сирия станет родным домом для всех без исключения сирийцев и перспективной точкой притяжения для инвестиций как со стороны иностранцев, так и в первую очередь самих же сирийцев, проживающих за рубежом.

Для осуществления этих амбициозных планов необходимо срочное и незамедлительное снятие санкций, являющихся по своей сути преступлением и коллективным наказанием по отношению к ни в чем не повинному сирийскому народу. Именно эти санкции способствовали бегству капиталов и высококвалифицированных кадров из Сирии. Те, кто вводили санкции, должны понести ответственность за причиненные убытки и деградацию разных сфер экономики и хозяйства в Сирии. В чём вина 90% сирийцев, никак не связанных ни с политикой, ни с бывшим режимом? Почему они должны нести ответственность за действия малочисленной верхушки? Таким образом сирийцы оказываются наказаны дважды. Первый раз самим же правившим режимом, второй - иностранными государствами.

Не менее странным видится и тот факт, что те, кто принимали решение о введении санкций, даже и не задумались о том, что эти меры нарушают устав ООН и гуманитарное право, наказывая целый народ за действия правившего режима и его лидеров.

Одним из условий снятия санкций называют исключение иностранных боевиков из военно-политических органов нового сирийского правительства. С одной стороны, следует констатировать, что их численность в рядах ХТШ составляет около 30%, но с другой, следует учитывать, что мы находимся на переходном этапе с накопившимися за годы противостояния проблемами, не дающими в одночасье урегулировать этот вопрос. Это постепенный процесс, с которым нынешнему сирийскому правительству не справиться без посторонней помощи в укреплении институтов государства и подготовке квалифицированных кадров из числа отколовшихся от бывшего режима офицеров и других деятелей, отличающихся патриотизмом и независимостью.

Из вышесказанного следует, что проблема боевиков должна быть урегулирована в рамках новой сирийской конституции. При урегулировании их статуса следует учитывать их статус у себя на родине, возможность возвращения с семьями или дальнейшего пребывания в Сирии из гуманитарных соображений, учитывая их значимую роль в победе революционных сил и участие в переходном этапе.

Полагаю, этот вопрос не должен быть сегодня первостепенным для сирийцев, чтобы не стать препятствием на пути к успеху переходного этапа. Главная задача сегодня - выработка новой инклюзивной конституции и урегулирование вопросов натурализации и получения ВНЖ для членов смешанных семей. Смешение этносов и национальностей может стать фактором цивилизационно-культурного многообразия и без того исторически привычного для Сирии чуждой проявлениям неприятия и шовинизма.

Что касается остатков бывшего режима, то складывается впечатление, что масштаб явления намеренно раздувается, поскольку его сторонники не являются монолитной организованной группой. Подобные страшилки широко тиражируются в социальных сетях, видимо, для оправдания анархии и хаоса, которые сеют преступные банды в некоторых районах. Очевидно, Сирии понадобится некоторое время для полного восстановления безопасности, стабильности и централизованного контроля над органами местного самоуправления. Правосудие на переходном этапе должно вершиться только в рамках независимой компетентной коллегии, специально сформированной для суда над военными преступниками. И Россия, и Турция крайне заинтересованы в безопасности и успехе переходного этапа в Сирии, в том числе и на северо-востоке страны, и в провинции Эс-Сувейда с преимущественно друзским населением.

Именно поэтому сегодня всем сирийцам и особенно политикам, оппозиционным деятелям и интеллигенции следует проявить чувство ответственности в помощи всему народу, не акцентируясь на недальновидных политических и идеологических интересах. Сегодня Сирии как никогда необходимы всеобщая сплоченность и единство воли народа, чтобы положить конец его же страданиям, сохранить целостность государства, восстановить суверенитет над всеми территориями, в том числе над оккупированными Голанскими высотами, противодействовать сговору по разделению Сирию и углублению раскола между сирийцами.

Всем сирийцам также следует опасаться превращения Сирии в полигон для испытаний. Хочется надеяться, что нынешним сирийским властям хватит компетентности для успешного преодоления переходного этапа с учётом обоснованного требования инклюзивности. У нынешних лидеров САР за плечами определённый управленческий опыт в сочетании с не менее, чем двумя десятилетиями борьбы, в том числе и в условиях беспрецедентного межконфессионального раскола. Сегодня всем сирийцам следует протянуть руку помощи тем, кто содействовал свержению режима во избежание нового витка кровопролитной межконфессиональной войны.

Сегодня Москва находится на ежедневной связи с новым сирийским правительством с целью содействовать политическому и экономическому успеху переходного этапа во избежание дальнейшей деградации ситуации. Россия не считает себя участником регионального противостояния на сирийской территории, а действует, исходя из исторических и стратегических отношений между Москвой и Дамаском, принципов дружбы и сотрудничества между российским и сирийским народами, в том числе и в палестинском вопросе, являющимся ключевым для всех сирийцев. Не следует забывать и об использовании ВС Сирии советских и российских вооружений, ставших основой повышения обороноспособности государства.

Москва сделала выбор в пользу мирного перехода власти без нового витка межсирийского противостояния, убедив Асада в необходимости отказаться от власти ввиду отсутствия народной поддержки. Россия чётко обозначила свою позицию. Оптимальным выбором стало политическое, а не физическое устранение режима, за которым неизбежно последовал бы новый виток гражданской войны, унесшей бы до миллиона жизней. Исходя из гуманитарных соображений, Россия дала гарантии безопасности Асаду, членам его семьи и приближенным лицам. Это решение было принято совместно Москвой и Анкарой, а не в результате отказа России от поддержки режима под давлением Турции, как считают некоторые, забывая о том, что РФ более двух лет тщетно пыталась помирить Эрдогана с Асадом.

В завершении хочется подчеркнуть ограниченность американского влияния в сирийском вопросе. Несмотря на свою жёсткую политику, бывший президент США Барак Обама так и не смог сменить режим Асада. Буквально за месяц до падения режима бывший посол США в Сирии Роберт Форд признал, что политическое урегулирование в Сирии связано исключительно с ролью России. США и Запад в целом не могут договориться даже о дальнейшей поддержки киевского режима, ставшей камнем преткновения после возвращения Дональда Трампа в Овальный кабинет. Остаётся немало проблем, связанных и с переговорами между двумя сверхдержавами - Россией и США под пристальным вниманием Китая. Москва настаивает на инклюзивном характере переговоров без вынесения украинского вопроса за скобки всего остального.

1.0x