Сообщество «Форум» 23:10 26 декабря 2021

О нравственном образе управления государством в Ветхом и Новом Завете (часть I)

Ветхий Завет наполнен предписаниями относительно не только личного характера, но и общественной жизни, управления государством и даже социальной справедливости. Новый Завет развивает и дополняет все эти нормы. Все они поражают своей мудростью.

«Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте». (1Тим. 2:1–2)

Священное Писание содержит все не обходимое для человека, и не только личного, но и для государства в целом, детализируя его основные законы. В книге Второзаконие содержался практически полный свод законов в рамках того времени. Многие из них актуальны по сей день. Притчи Соломона содержат поучения на все основные случаи жизни, адресованные как простым смертным, так и царям и власть имущим мира сего. И писал их Соломон, не только пророк, но и царь. И Псалмы Давида, также пекущегося о благочестии, написаны Давидом – пророком и царем. Пророки Исайя, Иеремия и многие другие пророчествовали не только народу, но и царям. Ветхий Завет наполнен предписаниями относительно не только личного характера, но и общественной жизни, управления государством и даже социальной справедливости. Новый Завет развивает и дополняет все эти нормы. Все они поражают своей мудростью.

О причинах возникновения государства и его роли.

Согласно социальной концепции РПЦ[i]: Государство как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха, благословляется Богом. В то же время необходимость государства вытекает не непосредственно из воли Божией о первозданном Адаме, но из последствий грехопадения и из согласия действий по ограничению господства греха в мире с Его волей. Священное Писание призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства (Рим. 13. 3-4).»

Но очевидно, что человек продолжает платить за свое грехопадение и жизнь его на этой земле полна скорбей. Как писал Владимир Соловьев (Оправдание добра)[ii]: «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он — до времени не превратился в ад», «…право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла».

Согласно СК РПЦ[iii]: «…возникновение земного государства должно быть понимаемо не как изначально богоустановленная реальность, но как предоставление Богом людям возможности устроять свою общественную жизнь исходя из их свободного волеизъявления, с тем, чтобы… избежать еще большего греха через противодействие ему средствами мирской власти.»

История возникновения требований к носителям государственной власти.

История возникновения государственной власти у еврейского народа согласно Библии восходит к решению пророка Моисея делегировать свои полномочия для облегчения управления народом, так общество стало слишком многочисленным (Втор.1: 16-18):

«И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, [разумных] и испытанных, и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и надзирателями по коленам вашим.

И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его;

не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его.

И дал я вам в то время повеления обо всем, что надлежит вам делать.»

Из этого отрывка мы видим, что Моисей повелел создать систему управления и судебной власти из лучших представителей народа «мужей мудрых, [разумных] и испытанных», которым повелел вести все дела с точки зрения справедливости «судите справедливо», как если бы это был суд Божий «ибо суд – дело Божие», при этом суд должен быть равным как для граждан, так и иноземцев «выслушивайте братьев ваших… так и пришельца его», а также не взирая на положение гражданина «не различайте лиц на суде».

И далее ниже мы видим фактическое повторение этого назидания (Втор.6: 18-20):

«Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным;

не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых;

правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе.»

Этот посыл повторяется во многих местах Св.Писания, например (Пс.81:2-5):

«доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?

Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;

избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.

Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.»

Нравственные требования к руководителям государства.

Важнейшее требования к властям, государству и народу вообще – следовать вере, предписаниям Священного Писания. Как мы знаем из истории израильского народа, Господь поставил им Царя Саула с наставлением верности:

«Итак, вот царь, которого вы избрали, которого вы требовали; вот, Господь поставил над вами царя. Если будете бояться Господа, и служить Ему, и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, то и будете и вы и царь ваш, который царствует над вами, ходить вслед Господа, Бога вашего... А если не будете слушать гласа Господа, и станете противиться повелениям Господа, то рука Господа будет против вас, как была против отцов ваших» (1 Цар. 12. 13-15).

Но Саул поддался соблазнам и слабостям, и Бог дал евреям другого царя – праведника Давида.

Почему власть имеет огромную ответственность перед народом за результаты своей деятельности ? Как считает Свт. Димитрий Ростовский[iv]: «…лицо и сан христианского Царя являются на земле живым образом и подобием Христа Царя, живущего на небесах. Как человек по душе своей – образ и подобие Божие, так и христос Господень, помазанник Божий, по своему царскому сану есть образ и подобие Христа Господа.» Тоже пишет Преподобный Максим Грек[v]: «Царь есть образ одушевлен Царя Небесного». Хотя здесь имеется ввиду монархическая власть, народ верит в божественное происхождение власти и в божественный промысл о власти и людям. «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду.» (Прит. 8:15).

По свидетельству Соломона в книге Экклезиаста (10, 16-17):

«Горе тебе, земля, когда царь твой отрок,
и когда князья твои едят рано! Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя,
для подкрепления, а не для пресыщения!»

Согласно толкованию Лопухина А.П.: «Царь твой — отрок, т. е. с детским умом, глупый. У Исаии (Ис. 3:12) дурные правители названы детьми и женщинами. Князья твои едят paнo, т. е. ведут невоздержную и беспечную жизнь (ср. Ис. 5:11 и сл.).»

Т.е. носитель царской власти должен быть достойным правителем, имеющим благородное происхождение и ведущим достойный образ жизни. Также он должен заботиться о стране, законности в ней, быть разумным, бороться со злом[vi]:

«Превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране» (Еккл. 5, 8).

«Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна» (Прит. 28, 2).

«Царь разумный — благосостояние народа» (Прем. 5, 26)

«Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое» (Прит. 20, 8).

«Слава царей — исследовать дело» (Прит. 25, 2).

Руководитель государства в своем управлении опирается на своих подчиненных:

«При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует» (Прит. 11, 14).

«Без совета — предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся» (Прит. 15, 22).

«Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит» (там же, 16, 13).

«Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым» (Прит. 19, 20).

Руководитель государства не может быть слишком молодым, а также должен быть мужчиной[vii]: «Притеснители народа Моего – дети, и женщины господствуют над ним» (Ис. 3: 12). «И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними» (Ис. 3: 4).

Основные требования к руководителю государства изложены во книге Второзаконие (17:14-20):

«Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: «поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня»,

то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе.

Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: «не возвращайтесь более путем сим»;

и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно.

Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов,

и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии;

чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля.»

Из сказанного видно, что царь должен быть избранником Господа «которого изберет Господь», не может быть иноземцем «не можешь поставить над собою [царем] иноземца».

Относительно «не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет.» Как пишет протоиерей Николай Соколов в своих лекциях по Ветхому Завету[viii]: «Здесь подразумевается, что конь - прежде всего животное боевое. Евреи до пришествия в Египет, не знали лошади и не использовали ее в хозяйстве... И конь является олицетворением воинственности и захватнической политики. Зато с конями израильтяне весьма близко познакомились, будучи в египетской неволе. И в этом смысле, умножение коней можно понимать, как возвращение в рабство египетское, в рабство греха, в рабство идолослужения. "Господь сказал вам: "не возвращайтесь более путем сим."

Относительно «не умножал себе жен» по Н.Соколову[ix]: «Т.е. говорится о неких нравственных условиях отправлениях царского служения. Однако, умножение жен следует понимать не только прямым образом, но и духовно. Многоженство являлось отличительным признаком быта языческих деспотов, и особенно в чести у них было брать себе жен иноплеменниц. И такое обстоятельство приводило бы к ослаблению веры и благочестия царя, и следовательно, невозможности совершения им того служения, в которое поставляет его Господь Бог, в служение осуществления воли Своей.»

Далее, «чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно» - речь также идет о нравственной стойкости к корысти и сребролюбии, которая мешает правильно управлять государством. Как писал Екклезиаст (Соломон): «любящий деньги не насытится деньгами» (Еккл. 5:9) . И также находим у Соломона: «Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.» (Притч.10:2). «Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.» (Притч.11:2).

Царь постоянно должен изучать и соблюдать Закон, установленный Богом «и старался исполнять все слова закона сего», «не уклонялся он от закона ни направо, ни налево», должен править с уважением к своим подданным «чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его», чтобы править долго и успешно ему и его наследникам «дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья».

Как противный случай мы знаем печальную историю царя Саула: «Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом» (1 Пар. 10, 13).

Как утверждается власть[x]? :

«1) Престол царя утверждается правдой: «Мерзость для царей - дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол.» /Притчи 16:12/.
2) Престол царя утверждается милостью и истиной: «Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой.» /Притчи 20:28/.
3) Престол царя утверждается правдой, если среди его приближенных нет неправедных людей: «Удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою.» /Притчи 25:5/.
4) Престол царя утверждается праведным судом бедных: «Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится.» /Притчи 29:14/
О тех же самых вещах говорит и пророк Исаия: «И утвердится престол милостью, и воссядет на нем в истине, в шатре Давидовом, судия, ищущий правды и стремящийся к правосудию ".» /Исаия 16:5/.
Таким образом, если царь погружается в неправду, не оказывает людям милости, в то же время не отступая от истины, если круг его приближенных люди нечестивые или неправедные и суд над бедными у него превратный – следовательно его престолу не устоять.»

«Так беззаконие опустошит всю землю, и злодеяние ниспровергнет престолы сильных.» (Прем.5:24)

Бог является истинным творцом истории, согласно книге Иова (12, 13-25): «У Него премудрость и сила; Его совет и разум. Что Он разрушит, то не построится; кого Он заключит, тот не высвободится. Остановит воды, и все высохнет; пустит их, и превратят землю. У Него могущество и премудрость, пред Ним заблуждающийся и вводящий в заблуждение. Он приводит советников в необдуманность и судей делает глупыми. Он лишает перевязей царей и поясом обвязывает чресла их; князей лишает достоинства и низвергает храбрых; отнимает язык у велеречивых и старцев лишает смысла; покрывает стыдом знаменитых и силу могучих ослабляет; открывает глубокое из среды тьмы и выводит на свет тень смертную; умножает народы и истребляет их; рассевает народы и собирает их; отнимает ум у глав народа земли и оставляет их блуждать в пустыне, где нет пути: ощупью ходят они во тьме без света и шатаются, как пьяные.» (Иов. 12: 13-25).

Трактовка нравственных предписаний для государства и его служащих.

И его подчиненные должны быть также достойными и верующими людьми: «Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня» (Ис. 30, 1).

«Каков правитель народа, таковы и служащие при нем, и каков начальствующий над городом, таковы и все живущие в нем» (Сир. 10, 2).

«Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы» (там же, 29, 12).

«Жертва нечестивых - мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему.» (Притч. 15:8)

«Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми.» (Притч. 22:29)

Очень важные принципы управления государством Господь дает через пророка Иеремию, как видели и ранее - важнейшее требование к власти – справедливость (Иер. 21, 11-12):

«И дому царя Иудейского скажи: слушайте слово Господне: дом Давидов! так говорит Господь: с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, чтобы ярость Моя не вышла, как огонь, и не разгорелась по причине злых дел ваших до того, что никто не погасит.»

«Так сказал Господь: сойди в дом царя Иудейского и произнеси слово сие и скажи: выслушай слово Господне, царь Иудейский, сидящий на престоле Давидовом, ты, и слуги твои, и народ твой, входящие сими воротами.

Так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем.

Ибо если вы будете исполнять слово сие, то будут входить воротами дома сего цари, сидящие вместо Давида на престоле его, ездящие на колеснице и на конях, сами и слуги их и народ их…» (Иер. 22, 1-4).

Что мы видим – опять идет предупреждение не только царю, но и слугам его «ты, и слуги твои» и праведном суде «производите суд и правду» , справедливом отношении к гржданам в том числе самы не защищенным «не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы». При соблюдении этого Господь обещает успешное правление царю и его слугам.

Далее идет детализация сказанного и разбор ошибок царя Саллума и сравнение его с его отцом Иосией: «Ибо так говорит Господь о Саллуме, сыне Иосии, царе Иудейском, который царствовал после отца своего, Иосии, и который вышел из сего места: он уже не возвратится сюда, но умрет в том месте, куда отвели его пленным, и более не увидит земли сей.

Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его, кто говорит: "построю себе дом обширный и горницы просторные",- и прорубает себе окна, и обшивает кедром, и красит красною краскою.

Думаешь ли ты быть царем, потому что заключил себя в кедр? отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо.

Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь.

Но твои глаза и твое сердце обращены только к твоей корысти и к пролитию невинной крови, к тому, чтобы делать притеснение и насилие.

Посему так говорит Господь о Иоакиме, сыне Иосии, царе Иудейском: не будут оплакивать его: "увы, брат мой!" и: "увы, сестра!" Не будут оплакивать его: "увы, государь!" и: "увы, его величие!"» (Иер. 22, 11-18).

Господь говорит о наказании за беззаконие, корысть, притеснение работающих «не отдает ему платы его» и строящих богатство за счет других «построю себе дом обширный».

Особенно ярким выглядит выражение о справедливости к бедным и нищим «Не это ли значит знать Меня? ? говорит Господь.».

Немало об справедливом управлении государством написано в книге пророка Исайи, сказанное достаточно четко сочетается с изложением в книге Иеремии. В первой главе книги Исайи мы видим сначала огромной духовной мощи призыв делать добро (Ис. 1:16-18):

«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.»

И сразу за этим осуждение грехов властителей государства (Ис. 1: 21-23)

"Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия!...Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою; князья твои - законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них...»

Как толкует И.Златоуст[xi]:
«Князи твои не покоряются. Это — знак величайшей болезни и развращения, когда сами врачи усиливают болезни. Начальники должны удерживать беспорядочные действия народа, располагать его к исполнению долга, делать покорным закону; если же они сами первые нарушают законы, то как они могут быть учителями других?... Когда испорчен корень, тогда чего доброго можно ожидать от ветвей?

Общницы татем. Еще важнее вина, когда они не только не прекращают преступлений, но стараются делать напротив, не только преследуют воров, но и содействуют им, делая зло, совершенно противоположное добродетели начальника.

Любяще дары. Другой немаловажный вид сребролюбия, который имеет благовидное основание, но под предлогом благосклонности означает крайнее корыстолюбие…

Сирым не судящи, т.е. не покровительствующие, так чтобы они получили справедливое.

И суду вдовиц не внимающи. Надо заметить, что не только делать зло, но и не делать добра, — считается пороком.»

И далее Господь говорит через пророка о воздаянии за эти грехи (Ис.1:27-28):

«Сион спасётся правосудием, и обратившиеся сыны его — правдою; всем же отступникам и грешникам — погибель, и оставившие Господа истребятся.»

Далее пророк особенно вдохновенно и ярко пишет о притеснении бедных богатыми (Ис. 3:12, 14-15):

«Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили… Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах; что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф.»

Толкование И.Златоуста[xii]: «Он продолжает тот же способ исправления, обращая укоризны от народа к старцам и начальникам и употребляя более грозный образ речи: представляет самого Бога судящим и осуждающим и обличающим за грехи против народа тех, которые обижали народ… Это показывает и великое снисхождение Бога, желающего судиться с ними, и самую речь делает обличительною, так что имеющих ум может привести в великое сокрушение… для того, чтобы научить всех, что начальники подвергнутся более тяжким взысканиям, нежели подчиненные. Подчиненный даст отчет только за себя самого, а начальник и за себя самого и за народ, который вверен его власти….

«Вы зачем опустошили виноградник; награбленное у бедного – в ваших домах?» Бог всегда имеет великое попечение о терпящих обиды, и не меньше, как за грехи против Него, а иногда и больше, гневается за грехи против подобных нам рабов… Он хотя и поставил любовь к ближнему второю заповедью, но – подобно первой, и как исполнения той требует весьма строго, так и этой. О первой он говорит: «всем сердцем твоим и всею душею твоею», и об этой: «как самого себя» (Матф. 22:37, 39). И из многих других мест можно видеть, с какой строгостью Он предписывает нам обязанности друг к другу. Так и здесь, посмотри, как сильно Он повторяет и усиливает обличение разительными выражениями: Вы, говорит, зачем опустошили виноградник? Как поступили бы какие-нибудь жестокие иноплеменные неприятели, так вы поступили со своими. Виноградом же Он называет народ, по причине великого попечения о нем и промышления свыше… После таких слов, самый вид лежащего пред глазами может достаточно тронуть того, кто не сделался слишком бесчувственным.»

А вот свидетельство Соломона (Притч 1:19): «Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.»

Далее Исайя с гочерью говорит о притеснении со стороны богатых людей, которые увеличивают свое имущество за счет других (Ис. 5:8):

«Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле...»

Как толкует И.Златоуст[xiii]:

«Если в самом деле ты ожидаешь воскресения и воздаяния, то для чего так заботишься о житейской славе? Для чего, скажи мне, мучишь себя каждый день, собирая денег больше, чем песку, покупая села, и дома, и бани, часто приобретая это даже грабежом и лихоимством… Не это ли видим мы каждый день? Один говорит: «Дом такого-то отнимает у меня свет», и выдумывает тысячу предлогов, чтобы отнять его; а другой, взяв поле у бедного, присоединяет к своему.»

Далее пророк Исайя затрагивает тему правды (Ис.5: 20):

«Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!...»

Как толкует Свт. Кесарий Арелатский[xiv]: «Есть некоторые люди, которые берут взятки и намеренно искажают справедливый ход дела. Пророк говорит о них: Тьму почитают светом, а свет - тьмою, горькое почитают сладким, а сладкое - горьким. Они выслушивают показания и судят несправедливо. Они получают дары земные, а теряют дары нетленные. Они наживают деньги, а теряют жизнь вечную.

О несчастный! Сделал ты это, делаешь или намереваешься сделать - ты разумеешь, что обретаешь, но не разумеешь, что теряешь. Золото обретаешь, а перед Богом грешишь. Сундук у тебя наполняется, а совесть повергается. Но минет немного дней или лет, и душа твоя покинет тело, золото останется в сундуке, а несчастная душа сойдет в геенну. Если же ты рассудишь справедливо, если откажешься служить алчности или роскоши, тогда твоя душа, исполнившись Богом, поднимется в Царство Небесное, а сундук без золота останется в этом мире.»

Фраза «Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом…» возможно относится и к служителям так называемого «министерства Правды», осуществляющие целенаправленное манипулирование населением в целях интересов правящего класса.

После всего Пророк снова возвращается к теме справедливого управления государством и пишет об этом очень ярко (Ис. 10: 1-3):

«Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот. И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше?"

Как толкует Блж. Иероним Стридонский[xv]: «Кроме же этого они написали самые дурные законы в видах угнетать бедных и смиренных из народа, чтобы получать добычу от вдов и грабить сирот. Им дается вопрос: что они будут делать, когда наступит день или плена, или суда, — день бедствия, приходящего издалека, которое было предсказано задолго прежде?...»

Как пишет Лопухин А.П.[xvi]: «Судьи израильские своими решениями и приговорами нарушают закон правды Божией и являются безжалостными по отношению к вдовам, сиротам и нищим. Этим нечестивцам предстоит или плен или смерть; но этим гнев Божий на Израиля еще не удовлетворится. Речь идет не только о судебных решениях, но и о законах, вводимых вновь в государственную жизнь в царстве Израильском. Эти новые законы несправедливы и тяжелы для людей слабых в бедных, как, напр., вдовы и сироты.»

Новый Завет активно развивает все эти темы. Посмотрим, что говорит Господь о неправедно нажитом богатстве.

Как сказал Господь: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф. 16:26) . «и ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.» (Мф.19:24). И наконец: «Горе миру от соблазнов: ибо надобно прийти соблазнам; но го́ре тому человеку, чрез которого соблазн приходит».( Мф.18:7.)

И вот не менее важная притча о безумном богаче, который между прочим нажил богатство законным путем (за счет урожая), но что же будет (?) если этот путь был неправедным: «И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.» (Лк.12:17-21)

И неужели мы не помним вдохновенное обращение Господа, которое говорит, что каждый человек должен служить другим, и совершенно очевидно, что и то и другое относится к руководителям государства, так как они должны по своему назначению служить народу: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.» (Мф. 20: 25-28).

Служить Богу для управленца - служить государству и народу согласно евангельским, христианским законам. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24-25]. Нельзя одновременно служить маммоне и Народу; маммоне и Государству.

Может ли деятельность казнокрада быть благословлена Свыше на творческий успех и удачу? «...Путь нечестивых погибнет» (Пс.1:6). Отсюда и происходит большинство экономических проблем, поэтому падают спутники, не достраивается космодром, нищета многих регионов и т.д.

[i] http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html

[ii] https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Solovev/opravdanie-dobra-nravstvennaja-filosofija/3_8

[iii] http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html

[iv] святитель Димитрий Ростовский (Туптало), Поучения и слова, 48. Речь к Петру Великому, https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/pouchenija-i-slova/48

[v] https://www.ruskmir.ru/2015/02/pochemu-car-est-zhivaya-ikona-boga/

[vi] Александр Сапожников, О царской власти с библейской точки зрения, http://fondiv.ru/articles/2/226/

[vii] Протоиерей Андрей Ткачев, Библейские требования к власти, https://pravoslavie.ru/108095.html

[viii] http://www.otechnik.narod.ru/leksia21.htm

[ix] http://www.otechnik.narod.ru/leksia21.htm

[x] https://trubchyk.livejournal.com/494633.html

[xi] https://bible.by/fater/23/1/23/

[xii] http://bible.optina.ru/old:is:03:13 http://bible.optina.ru/old:is:03:13

[xiii] http://bible.optina.ru/old:is:05:08

[xiv] http://bible.optina.ru/old:is:05:20

[xv] http://bible.optina.ru/old:is:10:01

[xvi] http://bible.optina.ru/old:is:10:01

1.0x