Сообщество «Форум» 12:26 7 апреля 2021

О картине Герасимова Александра Михайловича «Тегеранская конференция руководителей трёх держав»

Сталин и его время в картинах советских художников.

С 28 ноября по 1 декабря 1943 года в столице Ирана - городе Тегеране - состоялась встреча глав ведущих держав антигитлеровской коалиции: И. В. Сталина (СССР), Ф. Рузвельта (США) и У. Черчилля (Великобритания). Это историческое событие в своей картине запечатлел замечательный художник А. М. Герасимов. Ему удалось не только изобразить лиц, присутствовавших на конференции, зал и обстановку помещения, в стенах которого решали вопросы главы ведущих держав, но и передать атмосферу, царившую на конференции.

Конференция проходила после полного разгрома Красной Армией немецких войск в Курской битве, форсирования советскими войсками Днепра и освобождения от немецких оккупантов города Киева. На конференции необходимо было решить непростые вопросы совместного продолжения войны против гитлеровской Германии и её союзников, послевоенного устройства Европы и вступления СССР в войну с Японией.

Не получив во время заседания ответа на главный вопрос о времени высадки союзников в Европе, Сталин сказал Молотову и Ворошилову: «У нас слишком много дел дома, чтобы здесь тратить время. Ничего путного, как я вижу, не получается» [1, с. 292]. Только после этого Черчилль назвал точную дату высадки союзных войск во Франции – май 1944 года.

Но и дав обещание, США и Англия выжидали. Они ждали, что СССР и Германия будут обескровлены в результате войны, США и Англия смогут действовать с позиции силы, продиктовать свои условия послевоенного мирового порядка. Они всё ещё надеялись достичь цели, которую преследовали, подготавливая и нацеливая Германию на войну с СССР. Но Красная Армия разбила их планы, и им ничего не оставалось, как пойти на уступки делегации Советского Союза. Они уже боялись, что Сталин вообще откажется от их услуг и не пустит США в Европу. Поэтому на конференции Сталин одержал полную победу: все вопросы были решены с учётом его предложений.

Конференция стала возможной благодаря победоносному наступлению Красной Армии. Победы Красной Армии в Курской битве и в дальнейших сражениях напугали США и Англию настолько, что они сначала направили своих министров иностранных дел в Москву на совещание для согласования планов военных действий, а 28 ноября 1943 года президент США Ф. Д. Рузвельт и премьер-министр Великобритании У. Черчилль со своими свитами прибыли в столицу Ирана город Тегеран на встречу с И. В. Сталиным.

На первом заседании И. В. Сталин сказал: «Мы, русские, считаем, что наилучший результат дал бы удар по врагу в Северной или Северо-западной Франции. Даже операции в Южной Франции были бы лучше, чем операция в Италии…» [2, с. 351]. И. В. Сталин оказался лидером и на конференции. По эрудированности, осведомлённости, порядочности, силе воли, интеллекту он был выше и Рузвельта, с которым встречался в Тегеране первый раз, и Черчилля.

Сталину надо было решить в пользу СССР целый ряд вопросов, а союзники хитрили и уходили от прямых ответов. Сложным и важным был вопрос высадки союзных войск в Европе, то есть открытия союзниками так называемого второго фронта. Прежде всего, Сталина беспокоила возможность участия союзников в войне против СССР. Черчилль давно уже вынашивал план наступления через Балканы. Он стремился с участием Турции отрезать Красную Армию от центральной Европы, что, в конечном счёте, могло привести наших союзников к войне с нами, то есть с СССР. Так бы и случилось, но мощь Красной Армии и неспособность без СССР одолеть Японию заставляли США и Англию выполнять волю Сталина. Но сдались они только тогда, когда Сталин предложил Молотову и Ворошилову вместе с ним покинуть конференцию. Они испугались срыва переговоров и хорошо поняли, что войти в Европу смогут только со Сталиным, а Красная Армия вполне обойдётся и без них. Поэтому союзники пообещали начать высадку своих войск в Европе в мае 1944 года.

Сталин не позволил США и Англии посадить в Польше своих марионеток в лице польского эмигрантского правительства, находившегося в то время в Лондоне. Территориальные претензии Польши по требованию Сталина решили удовлетворить за счёт земель Пруссии, а не восточных территорий, на которых проживали украинцы и белорусы. Много сделал Сталин для того, чтобы свести на нет влияние США и Англии в Иране.

Не поддержал Сталин и настойчивые предложения союзников расчленить Германию, так как уничтожение германского государства усиливало влияние США, Англии и Франции в Европе, что не соответствовало интересам СССР. Союзники были вынуждены по вопросу Германии тоже принять предложение Сталина. Против создания организации объединённых наций Сталин не возражал, но имел своё мнение по ряду вопросов её создания. Нельзя назвать уступкой со стороны Сталина обещание вступить в войну с Японией после победы над Германией и её союзниками. СССР, конечно, не мог смириться с тем, что Япония забрала у России часть Сахалина и Курильские острова. Кроме того, участием в войне с Японией Сталин не допускал США в Китай к границе СССР и ограничивал доступ США в Корею. Советский Союз, дав согласие на вступление в войну с Японией вместе с США, руководствовался не интересами США, а своими собственными интересами. Таким образом, на конференции были приняты предложения советской делегации, а не делегаций США и Великобритании.

В итоге Черчилль заявил, что Сталин заслуживает звания «Сталин Великий». Но Сталин с этим не согласился и ответил: «Легко быть великим лидером, если приходится иметь дело с такими людьми, как русские. Красная Армия сражается героически, но русский народ и не потерпел бы иного поведения со стороны своих вооружённых сил. Даже люди не особенно храбрые, даже трусы становятся героями в России» [3, с. 382].

Все попытки союзников обмануть советскую делегацию на Тегеранской конференции не удались. Надо отметить, что во всех своих поступках, во внешней и внутренней политике И. В. Сталин заботился об интересах Советского Союза и отдавал отстаиванию этих интересов все свои силы и всё своё умение.

Понимал ли Сталин, что, не пустив США в Европу, Советский Союз обеспечит себе мир и процветание на сотни лет вперёд? Да, конечно, понимал. Но он понимал и другое:

- во-первых, открытие второго фронта сберегало десятки тысяч жизней советских солдат;

- во-вторых, не пустив США в Европу, Советский Союз вынужден был бы продолжить войну, но уже не только с Германией и её сателлитами, а с США, Англией и Германией вместе взятыми;

- в-третьих, само удержание в зоне своего влияния стран Европы, подстрекаемых против советской страны США, потребовало бы от СССР дополнительных жертв и средств.

Именно на конфликт между США и СССР рассчитывал Гитлер даже тогда, когда советские войска стояли под Берлином. Поэтому И. В. Сталин, чтобы не допустить конфликта, осенью 1943 года принял решение поехать в Тегеран на конференцию.

Не последнее место в принятии решения Сталиным занимал тот факт, что советское народное государство никогда не ставило перед собой захватнических целей, и в Великой Отечественной освободительной войне народ, армия и правительство были едины. Никто не жалел сил для разгрома захватчиков, отмщения за всех павших, за все муки, принесённые врагом. Солдаты рвались в бой, рабочие сами нарушали закон о рабочем времени и времени отдыха и трудились, выкраивая для сна и отдыха ровно столько времени, сколько надо для того, чтобы можно было продолжить работу.

Но если бы советское правительство взяло курс на продолжение войны после разгрома Германии, то оно пошло бы против чаяний народа, мечтавшего о мире, и не смогло бы реализовать свои планы, потеряло бы свою силу. А сила традиционного, социалистического, народного советского государства-семьи заключалась именно в единении правительства с народом. Вот этого на Западе не знали и не учитывали с первого дня войны, и поэтому два года ошибались в своих прогнозах и не могли понять, откуда у советских людей нашлись силы для разгрома немецких армий не только в великой битве под Сталинградом, но и в великой битве под Курском.

Перечень использованных материалов

1. Эпоха Сталина: события и люди. Энциклопедия. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во Алгоритм, 2004. – 640 с. (Наша Родина – Советский Союз). Автор-составитель: Суходеев В. В.

2. Кардашов В. И., Семанов С. Н. Иосиф Сталин. - М.: Новатор, 1998. – 528 с.; ил. - (РОСС – Российские судьбы).

3. Суходеев В. В. Сталин. Военный гений. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 415 с. – (Сталин и время).

1.0x