Авторский блог Галина Иванкина 12:10 3 ноября 2020

Нужна ли Роза Люксембург в Тарусе?

именами Каляева, Урицкого и Володарского принялись называть сразу после Революции, когда начался бум переименований

Вот уже две-три недели внимание средств массовой информации приковано к небольшому, уютному городку Тарусе. Наверняка все, даже тот, кто «живёт в танке» (sic!) или обретается в своём богатом внутреннем мире уже в курсе, что глава тарусской администрации Руслан Смоленский выступил с радикальной инициативой — он решил вернуть исторические названия, упразднив ряд «советских» топонимов. Так, улица, носившая имя террориста, эсера Ивана Каляева, будет писаться Боголюбской, а улицу Розы Люксембург станут величать Посадской.

Общественность забурлила, впрочем, как обычно. Мнения — чётко поделились. При том, что большинство ратующих «за» и выступающих «против» не живут и не имеют родственников, «корней» в Тарусе. И не останавливались проездом. Понеслись взаимные оскорбления, вопли и сопли - последние, к счастью, виртуальные. Сторонники Лесопильной (вместо Урицкого) и Огородной (экс-Пионерской, а до того — опять же Огородной) изъявляли восторг и потребовали продолжения в остальных городах, а защитники Маркса, Либкнехта и декабристов кидали обвинения в издевательстве над святынями советского народа-победителя, хотя, ничего тут не попирается — никто бы не стал переименовывать Пролетарскую, Шмидта или Победы. Да! Никто не соблаговолил пробежать глазами интервью Руслана Смоленского с региональными изданиями.

Так, глава города, в частности, сказал: «Здесь нет никакой политики. Нас, конечно, пытаются сейчас раскачать, обвинить в антисоветчине. Но наша позиция выверенная: это спокойное, уважительное отношение ко всем периодам отечественной истории». Смоленский напомнил, что его Таруса — уникальный город, чей градостроительный план утверждён самой Екатериной Великой с учётом местного колорита.

На мой взгляд, Посадская и Боголюбская — это вехи, тогда как улица Розы Люксембург — это чудовищное обезличивание, ибо фрау Роза не имела ни к Тарусе, ни к России никакого отношения. Это просто колыхание воздуха. Вместе с герром Либкнехтом.

Вот хрестоматийная Третья улица Строителей из новогодней комедии — это не «ха-ха», но указание на рост благосостояния в позднем СССР, когда граждане получали новые квартиры, скорым темпом возводимые строителями. Или та же Пролетарская, имеющаяся почти в каждом населённом пункте — XX век был индустриальным, рабочим, заводским.

Стоит заметить, что именами Каляева, Урицкого и Володарского принялись называть сразу после Революции, когда начался бум переименований. Везде появлялась и Советская улица. К слову, над этим в те годы осторожно посмеивались, ибо, как правило, вдоль Советской улицы по-прежнему гоняли коров к водопою или же колыхалась телега — вместо трамвая-то. Иной раз переписывание достигало идиотических масштабов.

Приведу цитату из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и этот фрагмент не вычеркнула цензура: «Он прошёл Советскую улицу, вышел на Красноармейскую (бывшая Большая Пушкинская), перёсек Кооперативную и снова очутился на Советской. Но это была уже не та Советская, которую он прошёл, – в городе было две Советских улицы. Немало подивившись этому обстоятельству, молодой человек очутился на улице Ленских событий (бывшей Денисовской)».

Но вернёмся в наши дни. Руслан Смоленский добавил: «Надо отдать должное, что к нам на переговоры сразу же приехал первый секретарь обкома КПРФ Николай Иванович Яшкин, руководитель сельскохозяйственного предприятия. Мы с ним достигли определенного компромисса, что сохраняем по ряду улиц двойные названия».

Названия - улица Ленина, ...Пионерская, Комсомольская, Декабристов, Октябрьская и Петра Нерезова - местного секретаря ВКП (б) отныне будут иметь двойные имена, тогда как с убийцей Каляевым и с деятелем Урицким распрощаются окончательно. Я полагаю, это взвешенный и честный подход, а Роза Люксембург не имеет к Тарусе ни-ка-кого отношения, в отличие от товарища Нерезова, коему разрешили остаться.

1.0x