Такой скандальной нобелевской премии по литературе, по-моему, не было еще ни разу за её более чем столетнюю историю. Ангажированность "нобеля" известна всем, но раньше политический заказ хотя бы выполнялся на качественном литературном уровне. Скажем, турецкий писатель Орхан Памук стал нобелевским лауреатом после того, как он получил тюремный срок за свои высказывания; китайскому писателю Гао Синьцзяну премию присудили за последовательную критику коммунистического режима КНР. То же самое можно сказать и про отечественных лауреатов Пастернака, Солженицына или Бродского. Даже Бунину "нобеля" давали в противовес Максиму Горькому. Кому-то придёт в голову всерьёз сравнивать литературные достоинства Бунина и Алексиевич, Пастернака и Алексиевич, Бродского и Алексиевич?
Книги Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо", "Цинковые мальчики", "Чернобыльская молитва" — это книги очерков, интервью с женщинами, пережившими Великую Отечественную войну, с ребятами, прошедшими Афган ("афганцы" потом судились с Алексиевич за то, что она выдавала свои слова за их свидетельства), со свидетелями Чернобыльской катастрофы. Какое отношение эти произведения имеют к литературе? Алексиевич — старательный компилятор архивных записей, документалист, лишенный дара художественного видения мира, дара образности. Это — чужие слова, в нужной мере и нужном направлении обработанные составителем, не более того. Неужели вся мировая литература дрейфует сегодня в сторону "мнимой документальности" и "мнимой реальности"?
Для меня главный парадокс награждения Алексиевич состоит в том, что на литературного "нобеля" в этом году было выдвинуто более десяти всемирно известных писателей, лауреатство которых лишь усилило бы авторитет премии. Чего стоит один Филипп Рот — живой американский классик? Его выдвигали на премию десять лет подряд, многие думал, что на этот раз Рот получит заслуженную награду. Но то ли помешал его заявленный публично отказ от собственных еврейских корней, то ли и он, при всей своей мировой славе и солидном возрасте, сыграл лишь роль подставного мальчика для русофобской журналистки? Среди нобелевских номинантов был и не менее известный Джон Барт, классик постмодернизма. Назову и Патрика Зюскинда. Даже Милан Кундера, которого за его неприкрытую ненависть к Достоевскому и всей русской литературе Иосиф Бродский назвал "глупым чешским быдлом", всё-таки, кроме своей дурной русофобской публицистики, писал и стоящие романы, ту же "Невыносимую легкость бытия", например. А если добавить в этот список еще и всему миру известного Харуки Мураками, то можно смело сказать, что подбор номинантов был крайне высокий. И надо же, на их фоне нобелевским лауреатом стала даже не писательница, а журналистка.
Чем же "взяла" Светлана Алексиевич? Ничем, кроме патологической ненависти к России, плюс к тому целый набор сопутствующих факторов.
Во-первых, она родом из Ивано-Франковска, и до 17 лет жила на Украине, где, по её мнению, не было партизанского движения, поскольку там всё население поддерживало бандеровцев, включая её родную бабушку, которая ненавидела отца маленькой Светы как "москаля". И чуть ли не первое поздравление лауреатке пришло из "незалежной", от "президента" Порошенко.
Во-вторых, она называет себя белорусской писательницей, хотя не знает белорусского языка и ничего не пишет о Белоруссии, разве что долгое время ругала Лукашенко, который якобы её "преследовал". Правда, потом сменила тон, беспрепятственно вернулась в Белоруссию и даже начала осторожно похваливать "батьку", поскольку он "всё же лучше Путина".
В-третьих, за последний год Алексиевич объездила всю Европу, нещадно обливая помоями не только российскую власть, но и русский народ, всю Россию.
"На этом огромном постсоветском пространстве, особенно в России и Беларуси, где народ вначале 70 лет обманывали, потом еще 20 лет грабили, выросли очень агрессивные и опасные для мира люди…" Вот у кого надо было поучиться нашим либералам: не одного Путина надо проклинать и не его клику, а весь дурной русский народ, всех россиян, "агрессивных и опасных". Дурной народ, который надо уничтожить…
Когда в начале лета стало известно, что Алексиевич попала в число нобелевских номинантов, я опубликовал свою статью о ней и её творчестве (Завтра", 2015, № 29), где написал: "Давать премию человеку откровенно расистских взглядов, унижающему один из великих народов мира, это значит — унижать и саму премию". Алексиевич тут же ответила публично: “Да, мне прислали ссылку. Знаете, я только сегодня вернулась из Вологды, там шведы снимают фильм про меня, мы ездили в волшебные храмы… Но та темнота, которую подняли из человеческих душ, — это было очень тяжелое впечатление. Поэтому для меня эта публикация Бондаренко как продолжение поездки в Россию — то же самое. Даже неохота об этом говорить… Люди там боятся разговаривать по телефону, но говорят: "крымнаш", "крымнаш", "Донецк — русская земля". Весь набор стереотипов.
У нас в Беларуси своих проблем много, но когда приезжаешь из России, то понимаешь, что не все так страшно. Люди у нас как-то свободнее высказываются, таких вещей не говорят… Мы имеем дело с русским национализмом, который весьма опасен. Мне очень жаль, что он поражает и талантливых людей, как тот же Прилепин… 86% сторонников Путина — это реальная цифра. Ведь многие русские люди просто замолчали. Они напуганы, как и мы, — те, кто находятся вокруг этой огромной России…
Если раньше звучало "Слава КПСС", то теперь эти православные лозунги… Я вернулась со сложным чувством. После развала империи, пожалуй, национализм — это период, который нация обязательно должна пройти. И дай бог, чтобы мы уцелели в этом русском национализме… Даже с простым человек начинаешь разговаривать, он тебе говорит: "Ну, Светлана, ну перестаньте, разве есть украинский язык? А о белорусском вы вообще помолчите. Ну какое это государство? Вам просто выделили участок земли". Ох, очень тяжело. И такое говорят не только рабочие. Говорят и интеллектуалы. Все эти Прилепины, Шаргуновы. Достаточно почитать их "Свободную прессу". Я немного полистала, чтобы понять, как это ужасно. Как говорится, за серыми временами приходят черные. И как представишь, что выглядывает из-за спины этого Путина — становится страшно…"
Специально дал большой отрывок из ее высказываний, чтобы любой читатель сам увидел, чего стоит нынешний нобелевский лауреат, который уже заявил, что в новом качестве его голос будет звучать боле веско.
Премию за русофобию явно готовили заранее, даже постоянного секретаря Шведской Академии сменили на женщину, дабы она способствовала присуждению премии бедной, преследуемой белорусской стареющей 67-летней женщине. Сара Даниус — литературный критик — сменила на посту постоянного секретаря и председателя жюри международной премии всем известного Петера Энглунда. Побоялись, что Энглунд не примет политическую публицистику Алексиевич?
Отечественные либералы упрекают, что я "политизирую ситуацию". По-моему, ситуация и без меня политизирована дальше некуда — я всего лишь хотел бы вернуть "нобеля" в собственно литературное поле. Стали бы в свое время лауреатами, скажем, Василь Быков или Виктор Астафьев, или, сегодня, Фазиль Искандер, Евгений Евтушенко, Виктор Пелевин, Владимир Сорокин, Андрей Битов, — при всех наших с ними политических разногласиях, я был бы искренне рад. А это — такая дикая "игра на понижение", такой вселенский позор? Нобеля откровенно "опустили". Неужели ни шведские академики, ни европейские писатели не чувствуют , что их опять прогнули, как и в случае с присуждением Нобелевской премии мира Бараку Обаме?
Нобелевская премия, присуждённая Алексиевич, — это западный ответ России за Сирию, Донбасс и Крым. Это попытка плюнуть в лицо не только всей нашей литературе, но и всей русской культуре, всей русской цивилизации. Как в случае с "пусси риот", которые тоже стали "звёздами" если не на пустом, то на срамном месте. Это — свидетельство того, как прочно сидит на мели не только "нобель", но и весь Запад, особенно Европа, "священные камни" которой сегодня стали объектом не столько русских слёз, сколько… Впрочем, о поведении мигрантов из Африки и Азии в Европе Алексиевич не напишет.
Рис. Геннадия Животова