Авторский блог Галина Иванкина 08:44 7 декабря 2020

Нытьё

«Что пройдёт – то будет мило», - утверждал Пушкин, с изяществом объясняя природу ностальгии

У моей мамы была приятельница – тётя Лариса (имя изменено). Сколько я помню, дама постоянно жаловалась на существующие реалии – в 1970-1980-х её не устраивал социализм, потом она принялась ненавидеть западников-реформаторов. Всё бы хорошо, да только Лариса Ивановна была ярой поклонницей Перестройки и лично Бориса Николаевича, казавшегося ей лучом света в тоннеле, увы, никуда не ведущем. Да, в конце 1970-х годов тётя Лариса мечтала купить импортные сапоги какого-то шикарно-буржуйского оттенка, но чеков Внешпосылторга у неё не водилось, а толкаться по очередям ей не дозволяла гордость.

«Почему я должна стоять три часа на ветру только ради того, чтобы заполучить красивую вещь? А не нравится – иди к спекулянткам!?» - риторически вопрошала тётя Лариса и подытоживала: «Надоели эти торгаши! В нормальном обществе можно купить любую шмотку безо всяких унижений!» Потом, уже в сыто-гламурных 2000-х всё та же мадам, ставшая активной бабушкой, возмущалась запредельными ценами на… всё те же сапоги.

Разумеется, и обувная мода сделала 20 витков, и даже строй изменился – но осталось главное: полыхающее недовольство и беда с очередными сапогами. Надо ли говорить, что в Ларисиной картине мира социализм и капитализм резко поменялись местами, и «вороватый бизнес» превратился в коллективного рептилоида, лишающего хомо-сапиенсов права на сапоги. Зато начались долгоиграющие воспоминания о том, как славно мы жили при пятизвёздочном генсеке.

Знавала я и другую резвую фемину - уже из моего поколения, восторженно обмиравшую при виде журнала Burda Moden и листавшую его с каким-то завистливым остервенением. «Живут же люди!» - приговаривала Рита (имя опять изменено) и добавляла: «А мы за каждой тряпкой ходим к фарцовщикам и живём в хлеву!» Особенную мазохистскую радость ей доставила фраза о тенях для век «цвета шампанского», которые полагалось нанести в качестве финального аккорда в репрезентативно-вечернем макияже.

Перестройка, подарившая всем девам русскоязычную «Бурду» с иллюстрациями дольче-виты, пронеслась, как вихрь. В стреляющих-1990-х Рита пыталась делать «свой business», прогорела, потеряла деньги и хорошо, что осталась в живых. Сейчас она уверяет себя и окружающих, что всегда мечтала о созидательном труде и полётах в космос, а проклятый Горбачёв-Ельцин лишили её дивного будущего.

Рита вовсе не побирается – она недурно пристроена и до недавнего ковид-периода постоянно ездила за границу. Но – недовольна! «Тряпки есть, а качества нет! Колбасы – 150 видов, а жрать невозможно! Квартиру дочери купить – долговое рабство!» И тут же принимается вопить, что её-то родителям квартиру дали бесплатно и – какую! А тогда – в 1980-х годах – модница-капризница плевалась в сторону «совка». Теперь она точно так же плюёт в направлении «этой страны».

А вот и бывший фарцовщик – из тех, кто бойко вертелся в условиях распределительной системы. Кирилл (да, имя тоже изменено) в начале 1980-х немножко учился в техническом вузе – именно так – немножко учился, а в свободное от радиотехники время торговал кроссовками Adidas, помадами Lancome - со златою розой на упаковке, «Бурдами», «Плейбоями» и штанами из денима, который в позднем СССР был «гораздо больше, чем деним». Заокеанским джинсам тогда поклонялись с дремучей истовостью папуасов.

Кирилла нервировала Советская Власть – у него к ней были культурно-эстетические претензии. Ему, как и Остапу Бендеру, было скучно строить социализм. Нынче дедуля Кир бегает на все митинги КПРФ и бесится, врубая телеящик: «Одна чернуха! Одни девки в нижнем белье!» Опа! Мужик, приторговывавший не токмо ГДРовским неглиже, но и привозными «Плейбоями», за что мог загреметь в тюрягу – особливо при Андропове, теперь полыхает от гнева при виде каких-то неправильных девок. Родной, ты же сам хотел это видеть и констатировал, поигрывая пачкой «Мальборы», что в Буржуинстве 100 каналов ТВ. Держи свою сотню да не рыдай. Ан нет.

Для таких людей ностальгия по СССР является удобным подспорьем в их безбрежном нытье. Уверена, что многие фанаты социализма лукавят – им не СССР хочется вернуть, а покричать о несправедливости буржуазного строя, который они сами когда-то лихо выбрали. Разговоры о том, что человеку свойственно менять убеждения и просыпаться от длительного «сна разума» - пустой и вредоносный трёп. Все эти люди не засыпали и не просыпались – они когда-то в детстве приняли единственно-верную для себя стратегию – быть брюзгами.

Если их переместить на недельку в «развитой социализм», они тут же запросятся обратно – блудливому телеэкрану и бездельным соцсетям. Не космос влечёт и даже не профсоюзные путёвки в Гагры с трехразовым сытным питанием, а желание стенать и – ругаться. Главное понять, что от общественного строя ничего не зависит – кому было хреново при Советах, ровно так же уныло и теперь. «Что пройдёт – то будет мило», - утверждал Пушкин, с изяществом объясняя природу ностальгии. Оно, конечно, мило. И чудесно. И – уютно. И запах мандаринов у новогодней ёлки был сказочный. Благодарные воспоминания о детстве-юности и «лучшем в мире мороженом» - это замечательно. Плохо другое – превращение ностальгических ощущений в повод для стенаний.

1.0x