Сообщество «Форум» 20:32 19 октября 2020

Ни один президент не должен уйти в свой срок

Так, может быть, если не получается порознь, снова попробовать всем вместе? Тут ведь уже не просто распри начинаются, дело доходит до взаимного истребления…

двойной клик - редактировать изображение

1. Город республиканского значения Бишкек, 2. Баткенская область, 3. Чуйская область, 4. Джалал-Абадская область, 5. Нарынская область, 6. Ошская область, 7. Таласская область, 8. Иссык-Кульская область, 9. Город республиканского значения Ош

1. В СССР такого не было: армяне не воевали с азербайджанцами, а киргизы как будто не делились на «северян» и «южан». Но в СССР проводилась вполне определённая и внятная национальная политика, всем традиционным религиям отводился второй план, они являлись частью культурной жизни. За 30 лет все бывшие советские республики, а ныне – лимитрофы, не смогли реализоваться, состояться как современные национальные государства: одни до сих пор майданят, другие – воюют, а третьи – тихонько испускают дух. Но киргизские события потенциально могут стать новой точкой сборки на постсоветском пространстве.

Подоплёка неутихающей десятилетиями киргизской бузы состоит в том, что киргизий, как и украин, на самом деле, – минимум две. Чуть более европейская северная часть Киргизской Республики (кирг. Кыргыз Республикасы) и сильно исламизированная, «обузбеченная» южная (точнее, юго-западная) часть Киргизской Республики. Уроженцам этих двух частей Киргизской Республики найти общий язык не легче, чем выходцам с Юго-Востока Украины (укр. Україна) и Запада Украины.

двойной клик - редактировать изображение

Карта административно-территориального деления Киргизской ССР в 1962 – 1970 годах

На карте административно-территориального деления Киргизской ССР в 1962 – 1970 годах прекрасно отражена ситуация с «северянами» и «южанами», на которых киргизы как будто бы и не делились при Советской власти. Однако, со времён Российской Империи и до конца существования СССР во власти БОЛЬШОЙ РОССИИ всегда находилось место российскому брахманству, чего нельзя сказать о власти в современной Российской Федерации. А российские брахманы были весьма и весьма грамотными, эрудированными, интеллектуальными и интеллигентными людьми. Они отнюдь не исповедовали незыблемый принцип «стратегов» Кремля – «СУВЕРЕНИТЕТ»: «Мы сидим, а денежки идут!». Настоящие российские брахманы должны были отличать моголя от гоголя, Гоголя от Гегеля, Гегеля от Бебеля, Бебеля от Бабеля, Бабеля от кабеля, кабеля от кобеля, а кобеля от суки. В отличие от «стратегов» Кремля, которым достаточно знать разницу между первым и последним.

Так вот, ещё начиная с XVIII века и до почти самого конца XX века настоящие российские брахманы имели блестящее представление о различиях, существующих и эволюционирующих внутри киргизского народа, динамике идущих в нём процессов, они также умели находить общий язык с различными его группами и выстраивали баланс интересов среди тех самых различных киргизских групп. «Стратеги» же Кремля заняты другими вещами: увеличением личных и групповых активов, вписыванием в глобальные элиты, поиском компромиссов с глобальные элиты за счёт российского народа, а также ликвидацией советских и российско-имперских активов.

двойной клик - редактировать изображение

Но никто из «стратегов» Кремля не знает элементарных раскладов в современном киргизском (а также армянском, азербайджанском, украинском, белорусском et cetera) обществе, исповедуя концепцию «невидимой руки рынка», которая, по их мнению, в любом случае всегда сгладит все противоречия в том или ином обществе. Эту концепцию придумал их духовный авторитет – шотландский экономист и философ-этик, один из основоположников экономической теории как науки, на работы которого опираются представители различных экономических школ – как классической политической экономии, так и «австрийской», основоположник её классической школы, член Лондонского королевского общества (1767 год), член Эдинбургского королевского общества (1783 год) Адам Смит (англ. Adam Smith, крещён и родился предположительно 5 ст. ст. (16 нов. ст.) июня 1723 года, Керколди, Файф, Шотландия, Королевство Великобритания – 17 июля 1790 года, Эдинбург, Эдинбург, Шотландия, Королевство Великобритания).

двойной клик - редактировать изображение

Манапы считались богоизбранными у киргизов

Но как в Российской Империи, так и в Российской Республике, Российской Советской Республике, Российской Социалистической Федеративной Советской Республике, СССР российские брахманы занимались вопросами консолидации народов (народностей, племён, этнических общностей и этносов) БОЛЬШОЙ РОССИИ и интеграции всех их вместе в единую общность – СОВЕТСКИЙ НАРОД. В то время как в Российской Федерации усиленными темпами строится БЛАТНОЙ ФЕОДАЛИЗМ (то есть, когда новыми феодалами становятся исключительно БЛАТНЫЕ, они же – СВОИ), а эти самые БЛАТНЫЕ (они же – СВОИ) функционально ведут себя примерно также как и киргизские манапы – представители верхушки киргизской феодально-родовой знати, которые, не имея личной собственности, жили за счёт управляемого ими населения и распоряжались его собственностью. Одни манапы управляли несколькими родами, племенами, а другие – только частью волости. Поэтому по значимости манапы делились на несколько категорий. Ввиду сказанного, практически невозможно отстраивать БОЛЬШУЮ РОССИЮ, региональную безопасность вокруг Российской Федерации, да и саму целостность Российской Федерации при соблюдении исповедования незыблемого «российско-манапского» принципа «стратегов» Кремля – «СУВЕРЕНИТЕТ»: «Мы сидим, а денежки идут!».

2. Но вместе с тем, у киргизов с XVI века существовало деление на племена, которые в свою очередь делятся на роды (кирг. уруу) – исторически сложившиеся родовые и клановые объединения из которых состоят киргизы. Деление киргизских племён на киргизские роды носит название «санжыра» (от араб. شجرة шажара). Генеалогии и исторические события фиксировались в санжыра. Общим отцом тянь-шаньских киргизов согласно санжыре считается Долон бий, у которого было три сына Ак уул (от него происходит Правое крыло), Куу уул (от него происходит Левое крыло) и Кызыл уул (от него произошли внутренние (центральные) киргизы – «ичкилики»). Основными отличительными атрибутами киргизских племён являлись тамга (родовой знак), уран (боевой клич), мөөр (печать), туу (знамя). Предводителем киргизского племени являлся бий. Органами самоуправления киргизского племени являлись народные курултаи (собрания) и советы аксакалов (старейшин). Для киргизских родовых подразделений внутри киргизского племени используются термины – урук. Всё это очень сильно напоминает структуру казахских племён и казахских родов, а также каракалпакских племён и каракалпакских родов, что предопределялось кочевым укладов жизни трёх тюркских народов.

У кочевых народов государственность формировалась как полиэтничная надплеменная общность, состоящая из нескольких этнических и социально-экономических субстратов – кочевого, полукочевого и оседлого. Функционирование такого государства зависело от интенсивности и длительности существования факторов, способствующих интеграции полиэтничной надплеменной общности. Обычно они исчезали после отступления внешней угрозы и окончания войны.

Для кочевых народов родоплеменные связи были важнее государственности. Это могло быть результатом опасений, что формальная государственная структура обернётся укреплением позиции определённого рода или племени, способного доминировать, устанавливать свою власть. Поэтому роды и племена стремились к более эластичной структуре – племенному союзу, конфедерации. Его основой был консенсус племён и родов, сохраняющих внутреннюю автономию.

Своеобразными катализаторами процессов самоорганизации киргизов, выразившихся в оформлении их родоплеменной организации, являлись их военно-политические отношения с соседями. Киргизские племена, заселившие современную территорию Киргизской Республики, остро нуждались в создании эффективной военно-административной системы, регламентирующей, в том числе, и вопросы пользования кочевьями, территориями в целом.

Согласно китайским письменным источникам, оформление родоплеменной структуры у киргизов завершилось в первой половине XVI века. Решающим моментом в процессе сложения киргизов явилось оформление на современной территории Киргизской Республики дуальной этно-политической организации – Отуз уул и Он уул. Племенной союз Отуз уул состоит из Правого крыла (кирг. Оң канат, потомки Ак уула) и Левого крыла (кирг. Сол канат, потомки Куу уула). В племенной союз Он уул входят преимущественно киргиз-кыпчакские племена Ферганской долины под общим названием Ичкилик (кирг. Булгачы, потомки Кызыл уула). Отуз уул (30 сыновей) и Он уул (10 сыновей) вместе образуют Сорокаплемённый народ – киргизов (или кыргызов, от тюрк. «кырк» сорок и «-ыз» древний суффикс множественного числа или «кырк + огуз» сорок огузов). Именно ою этих этно-политических организациях киргизов (Отуз уул (Сорокаплемённый народ) и Он уул (Ичкилик) в постсоветские годы и говорят: «северяне» и «южане».

В истории формирования родоплеменной структуры киргизов можно выделить несколько условных историко-этнографических пластов:

1) древнекиргизский – Багыш, Дөөлөс, Кара Багыш, Мундуз, Сарыбагыш, Солто, Чоң Багыш и другие роды;

2) караханидский (огузо-карлукский) – Азык, Басыз, Бостон, Бугу, Саруу, Саяк, Төбөй и другие роды;

3) могольско-кыпчакский – Ават, Баарын, Баргы, Жору, Катаган, Коңурат, Кушчу, Моңолдор, Муңгуш, Оргу, Черик, Каңды, Кесек, Кыпчак, Нойгут, Тейит.

Но лишь два племени давали ханов всего киргизского народа – Сарыбагыш (ветвь Тагай из Правого крыла Отуз уул) и Кыпчак (Он уул (Ичкилик)).

двойной клик - редактировать изображение

Половецкая степь. Евразийские территории кипчаков, конец XI века – начало XII века

3. Сарыбагыш – крупное воинственное киргизское племя в прошлом. Родоначальником считается Доолос – сын Кылжыра и внук Тагай-бия. У Доолоса было четыре сына: Жантай, Токо, Манап, Эльчибек (Таздар). Основной Y-хромосомной гаплогруппой сарыбагышей является R1a. Название племени «Сарыбагыш» с киргизского языка переводится как «лось», «сохатый». Это название носит тотемный характер. В фауне Киргизской Республики не встречается лось, и, поэтому, происхождение племени территориально связанно с таёжной зоной Южной Сибири. Именно там возник древнекиргизский историко-этнографический пласт, к которому принадлежит племя Сарыбагыш (ветвь Тагай из Правого крыла Отуз уул).

Исторически племя Сарыбагыш расселялось некоторыми сильными и воинственными родами до степных зон южнее реки Или (кит. трад. 伊犁河, кит. упр. 伊犁河, пиньинь Yī lí hé, палл. Илихэ, уйг. Или, каз. Іле) и озера Балхаш (также Балкаш, каз. Балқаш) в современных Республике Казахстан и КНР, но из-за притеснений со стороны других многочисленных кочевых племен тюркоязычных казахов и монголоязычных джунгаров были вынуждены отходить на исконные пастбища в северо-восточные и восточные части Чуйской области (территории Чуйской, Чон-Кеминской, Кичи-Кеминской и Суусамырской долин, склоны гор Киргизского Ала-Тоо, Заилийского Ала-Тоо, Кюнгей-Ала-Тоо), а также в северо-западной части Иссык-Кульской области (глазообразное озеро Иссык-Куль (кирг. Ысык-Көл – «тёплое озеро», «горячее озеро»), окруженное хребтами Тянь-Шаньской горной системы: горы Кюнгёй Ала-Тоо на севере и Тескей Ала-Тоо на юге) современной Киргизской Республики.

двойной клик - редактировать изображение

В начале 40-х годов XIX века сарыбагыши объединили северокиргизские племена в единое Киргизское ханство (кирг. Кыргыз хандыгы) во главе с сарыбагышским манапом Ормон-ханом (кирг. Ормон хан Ормон Ниязбек уулу, при жизни по-русски именовался как Урман Ниязбеков (кирг. Ормон Ниязбек уулу), 1792 год – 1854 год) – первым и единственным ханом Киргизского ханства (1842 год – 1854 год), автором свода законодательных декретов, известного у киргизов под названием «Ормон окуу» (кирг. «Учение Ормона»). Однако в середине 1850-х годов Киргизское ханство распадается из-за межплеменных конфликтов и агрессии Кокандского ханства (узб. Qo'qon xonligi/Қўқон хонлиги, перс. خانات خوقند‎, Khānāt-i Khuqand, кирг. Кокон Хандыгы) – одним из трёх узбекских государств в Средней Азии со столицей в городе Коканд (ныне – город областного подчинения Коканд, Ферганская область, Республика Узбекистан), существовавшее с 1709 по 1876 на территории современных Республики Узбекистан (узб. Oʻzbekiston Respublikasi/Ўзбекистон Республикаси), Республики Таджикистан (тадж. Ҷумҳурии Тоҷикистон, перс. جمهوری تاجیکستان‎), Киргизской Республики, южной части Республики Казахстан (каз. Qazaqstan Respýblıkasy/Қазақстан Республикасы) и Синьцзян-Уйгурского автономного района (также Восточного Туркестана, уйг. شىنجاڭ ئۇيغۇر ئاپتونوم رايونى, Шинҗаң Уйғур аптоном (синьцзянский вариант, советский вариант – автоном) райони, кит. трад. 新疆維吾爾自治區, кит. упр. 新疆维吾尔自治区, пиньинь Xīnjiāng Wéiwú'ěr Zìzhìqū, палл. Синьцзян Вэйуэр Цзычжицюй, также, кратко, Синьцзян по-китайски означает «Новая граница» или «Новые рубежи») КНР.

Кыпчак – одно из племён средневековой народности половцы (также половчане, кипчаки, самоназвание – кыпчаки (қыпчақ[лар]), позднее использовался этноним татары (татар[лар])), в европейских и византийских источниках – куманы (лат. cumani, comani, греч. kο[υ]μάνοι), позднее татары (греч. τάταροι) – кочевой тюркский народ, проживавший в историческом регионе, известном как Половецкая степь или Дешт-и-Кипчак. В русских источниках – сарочины, в венгерских источниках – куны.

двойной клик - редактировать изображение

Распространение кыпчакских языков:

Поволжско-кыпчакская подгруппа (красный цвет);

Половецко-кыпчакская группа (зелёный цвет);

Киргизско-кыпчакская подгруппа и Ногайско-кыпчакская подгруппа (оранжевый цвет).

При образовании в середине XIII века Золотой Орды (также Улуса Джучи – Страны Джучи, или тюрк. Улу Улуса – Великой Страны, Великого Государства) кыпчаки ассимилировали малочисленные монголоязычные племена и передали им свой кыпчакский язык, ныне – мёртвый тюркский язык кыпчаков, живших изначально в VIII – IX веках вместе с кимаками в верховьях реки Иртыш (каз. Ертіс, кит. трад. 額爾齊斯河, кит. упр. 额尔齐斯河, пиньинь É'ěrqísī hé, палл. Ээрцисыхэ, хант. Тангат) и на Алтайских горах, или Алтае (монг. Алтайн нуруу, алт. Туулу Алтай – горный Алтай, южно-алт. Алтай туулар, каз. Алтай таулары, кит. трад. 阿爾泰山脈, кит. упр. 阿尔泰山脉, пиньинь Ā'ěrtài shānmài, палл. Аэртай шаньмай). Именно там возник могольско-кыпчакский историко-этнографический пласт, к которому принадлежит племя Кыпчак (Он уул (Ичкилик)).

Позже кыпчакский язык лёг в основу современной кыпчакской группы языков, в которую входят поволжско-кыпчакская подгруппа (татарский язык, башкирский язык), половецко-кыпчакская подгруппа (крымско-татарский язык, караимский язык, крымчакский язык, урумский язык, карачаево-балкарский язык, кумыкский язык), ногайско-кыпчакская подгруппа (казахский язык, каракалпакский язык, ногайский язык, тоболо-иртышский сибирско-татарский язык, степной крымский язык, алабугатский язык, карагашский язык, юртовский язык, узбекско-ногайский язык), киргизско-кыпчакская подгруппа (киргизский язык, южноалтайский язык, ферганско-кыпчакский язык, барабинский язык, томский сибирско-татарский язык).

В настоящее время родовые племена кипчак, кыпшак, кыпсак встречаются среди ногайцев, казахов, башкир, татар, крымских татар, киргизов и других народов. Для них характерны гаплогруппы R1b-M73, DYS390=19 (у казахов, башкир, крымских татар), R1b-Z2103 (у крымских татар, казахов, башкир), R1b-M73, DYS390=21/22 (у башкир, татар), R1a-SUR51 (у башкир), J2-Z387 (у башкир, татар), C-L1370 (у казахов, татар, киргизов), N1c-P43 (у башкир, туркмен), E1b-V13 (у ногайцев, татар, башкир, крымских татар), G2a-L1264 (у башкир) и другие. Среди венгров есть этнические группы – плавцы и кунок, которые являются потомками половцев и кунов. Этнические группы куман, кубан, куба встречаются среди болгар, алтайцев, ногайцев, башкир, киргизов.

Среди казахов есть род кыпшак, среди башкир – кыпсак, среди киргизов – кыргыз-кыпчак, среди алтайцев – алтай-кыпчак, среди узбеков – ферганские кипчаки, другие кипчак-узбеки. Также среди каракалпаков есть род кыпшак. Встречается род кипчаки в племени Таймани народа чараймаки в Исламской Республике Афганистан. Среди казахов – Токсоба – подрод рода Байбакты Младшего жуза.

Киргизский язык состоит из северокиргизского диалекта, южнокиргизского диалекта, таласского говора, ферганско-кыпчакского языка. В южнокиргизском диалекте сохранилась много элементов древнекыргызского (енисейско-кыргызского) языка, но именно северокиргизский диалект стал основой литературного киргизского языка. Племя сарыбагыш использует северокиргизский диалект, а племя Кыпчак использует ферганско-кыпчакский язык.

Киргизы в своём большинстве являются мусульманами-суннитами. До принятия ислама киргизы исповедовали тенгрианство, некоторые культурные реликты тенгрианского культа сохранились до настоящего времени. В современной Киргизской Республике религиозный вопрос в целом (в том числе, особенно тенгрианство) зачастую используется в политических целях для конструирования национальной идентичности. Племя Сарыбагыш менее сильно привержены суннитскому исламу, тяготея более к тенгрианству, племя Кипчак исповедуют суннитский ислам, в бытовом плане гораздо более близкий к ферганско-узбекскому типу религиозности.

Другими словами, между племенами Сарыбагыш и Кипчак имеется не так уж и мало политических, экономических, социальных, национальных, этнических, религиозных, клановых, языковых различий для возникновения между ними того или иного конфликта, которые в настоящее время никто не собирается урегулировать. Это происходит потому, что незыблемый принцип «стратегов» Кремля – «СУВЕРЕНИТЕТ»: «Мы сидим, а денежки идут!», то есть, никто в Кремле, во-первых, не умеет находить взаимоприемлемые решения для сторон конфликта, во-вторых, принципиально не хочет этим заниматься, всякий раз ссылаясь на невмешательство Российской Федерации в дела «суверенного государства» – Киргизской Республики. Любая же иная внешняя сила, вмешиваясь в такие конфликты, лишь пытается преследовать свои интересы, направленные как против интересов Российской Федерации, так и против всех народов Киргизской Республики. Ввиду изложенного, накал страстей из-за нарастающих и становящихся всё более антагонистическими противоречий растёт со временем по мере того, как события удаляются от 1991 года.

двойной клик - редактировать изображение

4. Сепаратизм «южных» киргизов, подстёгнутый странной и безвременной смертью после операции в городе федерального значения Москва (Российская Федерация) их вождя, одного из известных политиков Киргизской Республики 1990-х годов, депутата Верховного Совета Киргизской ССР XII созыва (1989 год – 31 августа 1991 года), депутата Жогорку Кенеша Киргизской Республики I созыва (31 августа 1991 года – 13 сентября 1994 года), 1-го акима Джалал-Абадской области (май 1991 года – ноябрь 1992 года) Бекмамата Осмонова (кирг. Бекмамат Осмонов, 14 мая 1946 года – 28 октября 1997 года), к концу 1990-х годов перерос в нечто большее, чем даже фронда жителей Автономной Республики Крым по отношению к Украине. 11 июня 2003 года городу областного подчинения Ош (Ошская область, Киргизская Республика) присвоен статус города республиканского значения.

двойной клик - редактировать изображение

В городе республиканского подчинения Бишкек (Киргизская Республика), как центра всей Киргизской Республики и центра «северян», искали пути к примирению и даже намеревались перенести столицу Киргизской Республики в ставший городом республиканского подчинения Ош (Киргизская Республика), как центр «южан», чтобы понизить градус накала страстей.

двойной клик - редактировать изображение

Но до этого не дошло – «северянина», сарыбагыша, 1-го президента Киргизской Республики (27 октября 1990 года – 11 апреля 2005 года) Аскара Акаевича Акаева (кирг. Аскар Акаевич Акаев, 10 ноября 1944 года, с. Кызыл-Байрак, Чон-Кеминский сельский совет, Кеминский район, Фрунзенская область, Киргизская ССР, СССР (ныне - с. Кызыл-Байрак, Чон-Кеминский аильный округ, Кеминский район, Чуйская область, Киргизская Республика)) сверг «южанин», выходец из рода тейит, который относится к ветви ичкилик, бывший 3-й аким Джалал-Абадской области (1995 год – 1997 год), бывший 4-й аким Чуйской области (1997 год – декабрь 2000 года), бывший 7-й и 9-й премьер-министр Киргизской Республики (21 декабря 2000 года – 22 мая 2002 года, 28 марта 2005 года – 15 августа 2005 года, бывший 10-й врио премьер-министра Киргизской Республики (25 марта 2005 года – 28 марта 2005 года)), будущий 2-й президент Киргизской Республики (10 июля 2005 года – 7 апреля 2010 года, будущий 1-й врио президента Киргизской Республики (11 апреля 2005 года – 10 июля 2005 года)), будущий 6-й Председатель Совета глав государств Содружества Независимых Государств (5 октября 2007 года – 31 декабря 2008 года) Курманбек Салиевич Бакиев (кирг. Салы уулу Курманбек Бакиев, 1 августа 1949 года, с. Масадан, Ырысский сельский совет, Сузакский район, Джалал-Абадская область, Киргизская ССР, СССР (ныне – с. Масадан, Ырысский аильный округ, Сузакский район, Джалал-Абадская область, Киргизская Республика)).

двойной клик - редактировать изображение

Эта смена власти произошла в ходе Тюльпановой революции (кирг. Жоогазын революциясы) – массовых акций протеста, приведших к революции в Киргизской Республике в марте 2005 года, свержению А.А. Акаева и приходу на его должность К.С. Бакиева. Спустя пять лет уличный бунт повторился, низложенный К.С. Бакиев бежал в Республику Белоруссия, а его сменила «северянка», бывший 2-й министр иностранных дел Киргизской Республики (февраль 1992 года – май 1992 года), будущий 15-й премьер-министр Киргизской Республики – председатель временного правительства «народного доверия» Киргизской Республики (7 апреля 2010 года – 17 декабря 2010 года), будущий 3-й президент «переходного периода» Киргизской Республики (июль 2010 года – 1 декабря 2011 года) Роза Исаковна Отунбаева (кирг. Роза Исаковна Отунбаева, 23 августа 1950 года, Фрунзе, Фрунзенская область, Киргизская ССР, СССР (ныне – город республиканского подчинения Бишкек, Киргизская Республика)).

двойной клик - редактировать изображение

В декабре 2011 года произошла, по сути, первая в истории Киргизской Республики смена власти законным путём – Р.И. Отунбаева передала бразды правления «северянину», бывшему министру промышленности, торговли и туризма Киргизской Республики (2005 год – 2006 год), бывшему 12-му и 16-му премьер-министру Киргизской Республики (29 марта 2007 года – 28 ноября 2007 года, 17 декабря 2010 года – 1 декабря 2011 года), будущему 4-му президенту Киргизской Республики (1 декабря 2011 года – 24 ноября 2017 года), будущему 16-му Председателю Совета глав государств Содружества Независимых Государств (1 января 2016 года – 31 декабря 2016 года) Алмазбеку Шаршеновичу Атамбаеву (кирг. Алмазбек Шаршенович Атамбаев, 17 сентября 1956 года, с. Арашан, Аламудунский сельский совет, Ворошиловский район, Фрунзенская область, Киргизская ССР, СССР (ныне – с. Арашан, Аламудунский аильный округ, Аламудунский район, Чуйская область, Киргизская Республика)).

двойной клик - редактировать изображение

Которого, в свою очередь, три года назад сменил «южанин», бывший 21-й премьер-министр Киргизской Республики (13 апреля 2016 года – 21 августа 2017 года), 5-й президент Киргизской Республики (24 ноября 2017 года – 15 октября 2020 года) Сооронбай Шарипович Жээнбеков (произносится как Джэенбеков, кирг. Сооронбай Шарипович Жээнбеков, 16 ноября 1958 года, с. Кара-Кульджа, Кара-Кульджинский сельский совет, Советский район, Ошская область, Киргизская ССР, СССР (ныне – с. Кара-Кульджа, Кара-Кульджинский аильный округ, Кара-Кульджинский район, Ошская область, Киргизская Республика)). Можно сказать, что «смена» «северянина» на «южанина» произошла почти мирно – на волне народных жарких протестов, особенно острых весной 2017 года, но в рамках конституции Киргизской Республики, чего не было никогда в «суверенной» Киргизской Республике, если не брать в расчёт передачу власти от «северянки» «переходного периода» Р.И. Отунбаевой к «северянину» А.Ш. Атамбаеву. Но удержаться в этих рамках С.Ш. Жээнбеков не смог – чуть более года назад он посадил своего предшественника А.Ш. Атамбаева, к которому испытывал глубокую личную неприязнь, а вместе с ним отправил на нары и немалую часть окружения А.Ш. Атамбаева. «Северяне», знамо дело, разволновались – и как этот «сартахун» (кирг. презр. – «узбек») позволяет себе гнобить уважаемых людей?! Вот, собственно, – и вся подоплёка Революции в Киргизской Республике 2020 года (также Протестов в Киргизской Республике 2020 года, Политического кризиса в Киргизской Республике 2020 года или Третьей Революции) – «оранжевой революции», начавшейся 5 октября 2020 года на территории Киргизской Республики как акции протеста против предварительных результатов выборов в Жогорку Кенеш Киргизской Республики, состоявшихся 4 октября 2020 года. 15 октября 2020 года протесты привели к отставке президента Киргизской Республики С.Ш. Жээнбекова, став полноценной «оранжевой революцией». Оказался в очередной раз реализован практически незыблемый принцип современных киргизов: «Ни один президент не должен уйти в свой срок». После выхода из состава СССР, новые политические элиты Киргизская Республика раз за разом, доказывают, что киргизы – «НЕПРИМИРИМЫЕ ДЕМОКРАТЫ» (у них на постсоветском пространстве нет конкурентов, позади – даже украинцы и грузины) и «ИСТИННЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ», демократия которых всякий раз приводит к «УЗУРПАЦИИ ВЛАСТИ». Таким образом, киргизы реализуют своё право на восстание (лат. jus resistendi), также известное как право на сопротивление угнетению, право на революцию – в политической философии, право граждан любыми средствами, вплоть до вооружённой борьбы, защищать свои права и свободы от узурпаторов, которое относится к естественным правам, то есть, не требует подтверждения нормами позитивного права.

двойной клик - редактировать изображение

Несложно предсказать, что уже, по-видимому, не произойдёт в ближайшие дни: масштабных столкновений, пожалуй, что и со стрельбой, скорее всего, уже не будет. А вот перерастут ли беспорядки в полноценную гражданскую войну «севера» с «югом», во многом зависит от жёсткости позиции Кремля. Можно задаться вопросом: а для чего это нужно Российской Федерации, ведь у неё с Киргизской Республикой даже нет общей границы? Да затем, что границы между двумя государствами нет, а киргизы в Российской Федерации есть. Официально – примерно миллион человек. Неофициально – два с половиной миллиона человек, или даже – под три миллиона человек. Это – треть жителей Киргизской Республики, если не вся даже половина, постоянно проживающая в Российской Федерации. Едва ли не половина всех гастарбайтеров в Центральном федеральном округе Российской Федерации – из Киргизской Республики. Потому гражданам Российской Федерации и не должно быть безразлично, что повлекут за собой события в Киргизской Республике – этом НЕСОСТОЯВШЕМСЯ ГОСУДАРСТВЕ, или ПРОВАЛИВШЕМСЯ ГОСУДАРСТВЕ (англ. failed state). Указанный термин, применяется для обозначения государства, которое не в состоянии поддерживать своё существование в качестве жизнеспособной политической и экономической единицы. Особенно, если учесть, что киргизское общество в XXI веке демонстрирует всему мировому сообществу изнаночную сторону идеи французского экономиста, писателя и политического деятеля Жака Аттали (франц. Jacques Attali, 1 ноября 1943 года, Алжир, Алжир, Французский Алжир, Французская Республика (ныне – Алжир, Алжир, Алжирская Народная Демократическая Республика)) о том, что глобализация порождает НОВУЮ КОЧЕВУЮ ЭЛИТУ, которая необходимо должна быть оторванной от своих национальных корней. Согласно Ж. Аттали всемирный или глобальный кочевник, он же – неокочевник (англ. Global nomad) – человек, живущий без привязки к конкретному государству, часто перемещаясь, не имеющий постоянного дома и работы. Киргизское общество (как и общества других постсоветских государств, исключая, быть может, Российскую Федерацию) в XXI веке демонстрирует всему мировому сообществу, что глобализация порождает не только НОВУЮ КОЧЕВУЮ ЭЛИТУ, но ещё и НОВОЕ СООБЩЕСТВО КОЧЕВЫХ ГАСТАРБАЙТЕРОВ – людей, живущих без привязки к своему формально «СУВЕРЕННОМУ» конкретному государству, часто перемещаясь между государствами, не имеющих постоянного дома и работы, но настаивающих на формальном «СУВЕРЕНИТЕТЕ» конкретного государства, гражданство которого они или их предки когда-то имели, но не желают в нём жить из-за того, что оно является НЕСОСТОЯВШИМСЯ ГОСУДАРСТВОМ, или ПРОВАЛИВШИМСЯ ГОСУДАРСТВОМ.

3. События при урегулировании «северяно»-«южанского» конфликта в Киргизской Республике, скорее всего, могут развиваться по одному из трёх основных сценариев.

3.1. Российскую Федерацию наводнят беженцы из Киргизской Республики.

беженцы из Киргизской Республики и так уже наводнили Российскую Федерацию, но миллиона полтора-два человек могут пополнить и без того их плотные ряды в ближайшее время. «Южане» намного более буйные и неуправляемые, чем «северяне», и на попытку досрочного сноса своего представителя во власти Киргизской Республики могут ответить этнической чисткой – у них, в городе республиканского подчинения Ош (Киргизская Республика), подобное практикуют. Случалось такое и в 2005 году, и в 2010-х годах. Куда побегут «северяне», и гадать не надо – транзитом через Республику Казахстан в Российскую Федерацию. А казахи киргизам не будут рады, потому бежать «северянам» особо и некуда – не в Республику Узбекистан же, где узбеки считают «ошских» «южан» своими. Готова ли Российская Федерация принять беженцев из Киргизской Республики? Это – большой вопрос. До сих пор Российская Федерация принимала беженцев из Киргизской Республики безропотно, а получить паспорт гражданина Российской Федерации киргизу всегда было намного проще, чем украинцу. Ну а захватят ли с собой беженцы из Киргизской Республики свои буйные привычки? Это ещё будет видно.

двойной клик - редактировать изображение

3.2. Киргизская Республика распадётся на два сверхновых государства.

Это должно было случиться ещё в конце 1990-х годов. А.А. Акаев и бывший 2-й вице-президент Киргизской Республики (февраль 1992 года – 1993 год), бывший 2-й аким Чуйской области (декабрь 1993 года – апрель 1997 года), 5-й мэр города республиканского подчинения Бишкек (апрель 1998 года – апрель 1999 года), будущий 10-й премьер-министр Киргизской Республики (1 сентября 2006 года – 19 декабря 2006 года, будущий 12-й и будущий 13-й врио премьер-министра Киргизской Республики (15 августа 2005 года – 1 сентября 2006 года, 19 декабря 2006 года – 29 января 2007 года)) Феликс Шаршенбаевич Кулов (кирг. Феликс Шаршенбаевич Кулов, 29 октября 1948 года, Фрунзе, Фрунзенская область, Киргизская ССР, СССР (ныне – город республиканского подчинения Бишкек, Киргизская Республика)) могли тогда мирно, без боя, разойтись по родовым гнёздам.

двойной клик - редактировать изображение

Уговаривать их не разводиться летал бывший 1-й Министр иностранных дел РСФСР (11 октября 1990 года – 16 мая 1992 года), бывший 1-й Министр иностранных дел Российской Федерации (16 мая 1992 года – 5 января 1996 года), бывший депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации I созыва (11 января 1994 года – 22 декабря 1995 года), депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации II созыва (17 января 1996 года – 18 января 2000 года) Андрей Владимирович Козырев (27 марта 1951 года, город Брюссель, Брюссельский столичный регион, Королевство Бельгия) – мол, стерпится – слюбится. Кое-кто подозревает, что А.В. Козырев намеренно доводил дело до кровавой бойни – во всяком случае, так это выглядело со стороны. Но тогда так и не подрались – дотерпели до 2005 года. А в настоящее время идеи территориального раздела вновь обрели популярность – подпитывает их из Республики Белоруссия беглец К.С. Бакиев, вероятно, в надежде на этой волне вернуться во власть. Но распад Киргизской Республики надвое – не панацея. «Северяне» и «южане», на самом деле, – неоднородны, и союзные племена вполне могут передраться уже в рамках новообразованных государств.

двойной клик - редактировать изображение

3.3. Российская Федерация начнёт собирать все постсоветские государства в единое государство.

На самом деле, киргизские события потенциально вполне могут стать новой точкой сборки нового союзного государства на постсоветском пространстве. Что происходит вокруг Российской Федерации. В Республике Белоруссия никак не улягутся митинговые страсти, Республика Армения с Азербайджанской Республикой развоевались, а в Грузии (груз. საქართველო, Сакартвело) вот-вот начнутся внутренние распри – там скоро выборы, и бывший депутат парламента Грузии I созыва (1995 год – 12 октября 2000 года), бывший 6-й министр юстиции Грузии (12 октября 2000 года – 5 сентября 2001 года), бывший председатель сакребуло Тбилиси (5 июня 2002 года – 15 января 2004 года), бывший 3-й и бывший 4-й президент Грузии (25 января 2004 года – 25 ноября 2007 года, 20 января 2008 года – 17 ноября 2013 года), бывший советник президента Украины (13 февраля 2015 года – 9 ноября 2016 года), бывший председатель Одесской областной государственной администрации (30 мая 2015 года – 9 ноября 2016 года), глава исполнительного комитета Национального совета реформ Украины (с 7 мая 2020 года) Михаил Николаевич Саакашвили (груз. მიხეილ ნიკოლოზის ძე სააკაშვილი, укр. Міхеіл Саакашвілі, 21 декабря 1967 года, город республиканского значения Тбилиси, Грузинская ССР, Закавказский экономический район, СССР (ныне – город государственного значения Тбилиси, Грузия)), не стесняющийся в методах, готовит реванш.

двойной клик - редактировать изображение

Похожая ситуация – и в Республике Молдавия, где также 1 ноября 2020 года состоятся выборы президента Республики Молдавия 2020 года, а 5-му президенту Республики Молдавия (с 23 декабря 2016 года) Игорю Николаевичу Додону (молд. Igor Dodon, 18 февраля 1975 года, с. Садово, Садовский сельский совет, Каларашский район, Молдавская ССР, СССР) сидеть – шатко. Про Украину не напоминаем лишний раз, всё – и так понятно. Так, может быть, если не получается порознь, снова попробовать всем вместе? Тут ведь уже не просто распри начинаются, дело доходит до взаимного истребления…

двойной клик - редактировать изображение

Вот что обо всём этом говорит советский историк-антиковед, русский писатель, украинский и израильский политолог, журналист и общественный деятель, кандидат исторических наук Лев Рэмович Вершинин (14 августа 1957 года, город областного подчинения Одесса, Одесская область, УССР, СССР (ныне – Одесская городская община, город областного значения Одесса, Одесский район, Одесская область, Украина)): «Есть такое понятие – политическая воля. Если в Кремле эта самая воля возникнет, прекратятся и войны, и распри. И, возможно, на наших глазах возродится великая страна. Иногда даже самые фантастичные замыслы реализуются в реальной политике – ну кто бы в 2013-м мог подумать, что Крым воссоединится с Россией столь скоро? Но возникла политическая воля – и воссоединение произошло. Вот и сейчас – другого сценария примирить Баку с Ереваном просто нет в природе. Только в рамках великой державы у них наступит мир. Только в рамках великой державы не распадётся Киргизия – причём там процесс распада может быть особенно кровавым, учитывая местную специфику и настроения в Оше, где сильно влияние наркобаронов. Я, пожалуй, воздержусь от прогнозов, но повторю ещё раз: воля, и только воля. Хорошо, если она возникнет. И беда, если нет».

1.0x