Сообщество «Посольский приказ» 16:12 8 декабря 2022

Ни мира, ни войны, а Курилы — нашенские!

Уроки Совместной декларации 1956 года

66 лет назад, 8 декабря 1956 года, Президиумом Верховного Совета СССР и правительством Японии была ратифицирована подписанная 19 октября того же года Совместная декларация, согласно которой между Советским Союзом и Страной восходящего солнца прекращалось состояние войны.

Так же страны устанавливали дипломатические отношения, взаимно отказались от всех претензий, возникших в результате войны с 9 августа 1945 года, и от вмешательства во внутренние дела друг друга.

Кроме того, СССР поддержал просьбу Японии о вступлении в члены Организации Объединенных Наций, а также согласился на передачу островов Хабомаи и острова Сикотан (Шикотан) — но после заключения мирного договора между двумя странами.

Появление этой Совместной декларации было вызвано целым комплексом причин, среди которых если не самое важное, то одно из важнейших мест занимала провозглашенная тогдашним советским лидером Н.С. Хрущёвым на ХХ съезде КПСС борьба с культом личности Сталина, ставшая причиной весьма жёстких разногласий с Мао Цзэдуном и китайской компартией в целом. Прекращая состояние войны с Японией и обещая ей возврат части Южных Курил, Хрущёв явно рассчитывал показать «Великому Кормчему», что на Китайской Народной Республике для СССР свет клином не сошёлся, и на Дальнем Востоке возможны иные политические комбинации, в том числе — путём превращения Японии в нейтральное государство, свободное от присутствия американских войск.

То есть одним политическим выстрелом «дорогой Никита Сергеевич» хотел убить сразу двух зайцев, но не попал ни в одного. Как известно, уже в январе 1960 года Япония подписала с США «Договор о взаимодействии и безопасности», сделавший её военно-политическим сателлитом Вашингтона, и заявила претензии не на два, а сразу на четыре южнокурильские острова (в их риторике — «северные территории»). Тогда советская сторона ограничилась довольно вялыми «памятными записками» относительно «нового положения, при котором невозможно осуществление обещания Советского правительства о передаче Японии островов Хабомаи и Шикотана», — но было уже поздно. Япония в декабре 1956 года стала полноправным членом ООН — первой из стран, развязавших Вторую мировую войну (ФРГ и ГДР удостоились этого права только в сентябре 1973-го, через неделю после путча Пиночета в Чили и убийства Сальвадора Альенде), а «проблема северных территорий» — флагом её внешней политики.

При этом заявленная Декларацией 1956 года готовность Москвы действовать вразрез с интересами Пекина была воспринята китайскими коммунистами как ещё одно проявление «ревизионизма» (Договор о мире и дружбе между КНР и Японией был подписан в 1978 году и не полностью урегулировал территориальные проблемы между этими странами, в частности — о принадлежности островов Сенкаку (Дяоюйдао)).

С тех пор прошло две трети века, мирный договор между Москвой и Токио так и не был заключен, а в отношениях между двумя странами сохраняется ситуация «Ни мира, ни войны, а Южные Курилы — российские», практически полностью повторяющая известную позицию Льва Троцкого на переговорах с Германией после Октябрьской революции: «Ни мира, ни войны, а власть рабочая…» Сегодня же власти Японии, неизменно следующие в кильватере политики США, требуют от России возврата всех Южных Курил не как возможного следствия, а как обязательного условия мирного договора, причем в неофициальном порядке речь заходит уже обо всех Курильских островах и всем острове Сахалин. Кроме того, японский премьер-министр Фумио Кисида заявил о невозможности подписания мира с Россией и об увеличении военных расходов Страны восходящего солнца на 2023-2027 гг., до 318 млрд долл., то есть почти в полтора раза по сравнению с их текущим уровнем. Кроме того, Япония всё активнее участвует в таких военно-политических проектах, как QUAD и AUKUS.

Всё это делается с явным расчётом на то, что Россия, через Украину втянутая США и их союзниками по «альянсу демократий» в глобальную гибридную войну, ослабеет настолько, что не выдержит давления, в том числе военного, с японской стороны и согласится на её требования (как это чуть было не произошло после распада СССР при Ельцине в «лихие девяностые»). Но при этом политики, представляющие официальный Токио, видимо, не учитывают, что их действия становятся дополнительным аргументом для дальнейшего усиления российско-китайского стратегического взаимодействия не только на международной арене в целом, но и в регионе Северо-Восточной Азии в частности.

Ещё в 2019 году, на V Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке, тогдашнему премьер-министру Японии Синдзо Абэ было предложено вывести свою страну из кильватера Соединенных Штатов и присоединиться к совместному китайско-российскому проекту «Большого Кольца Северо-Восточной Азии». Но в Токио к такому повороту оказались не готовы, Абэ пришлось покинуть свой пост, а впоследствии он вообще был убит, и японские «элиты» предпочли решать свои проблемы по-прежнему под руководством США. Но США никогда не решают чужие проблемы — только свои. И преимущественно за чужой счёт. Объединённая Германия, теряющая свой производственный потенциал и энергетическую безопасность, уже может убедиться в этом. Японии, завороженной приманкой «северных территорий», это, судя по всему, тоже предстоит в этом убедиться уже в самое ближайшее время. А России в любом случае нужно не забывать горькие уроки Декларации 1956 года и не повторять связанные с ней ошибки.

На фото: Премьер-министр Японии Итиро Хатояма Председатель Совета министров СССР Николай Булганин подписывают Совместную декларацию Союза Советских Социалистических Республик и Японии. 19 октября 1956 года.

Источник

21 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
5 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x