Почему независимый?
Всю жизнь его окружает, обволакивает, обвивает очень плотная среда патриотических философов, писателей, художников. Курбатов сам, несомненно, является ярким её представителем. Однако он всегда сам по себе, его суждения беспартийны и беспристрастны. Свобода от "интеллектуальных обязательств" превратила Курбатова в оригинального и парадоксального мыслителя, способного охватить умственным взором сложнейший орнамент многовековой русской культуры. В эпоху разгрома, упадка, колоссального наката на всё русское — он поневоле стал воином, хранителем, цепным псом на страже русских святынь. Но это, видит Бог, не его призвание. Курбатов витает духом в таких сферах, откуда видна Русь — непогрешимая и нетленная. И все наши яростные порывы спасти и сберечь родные имена, язык, наследие — лишь акт спасения самих себя. А ценности — они незыблемы и всеобщи, как золотой фон на русских иконах.
Почему литератор?
Многие именуют Курбатова литературным критиком. Это, конечно, грубо искажает действительность. Что не любит делать Курбатов — так это критиковать. Слишком пестра и запутана окружающая жизнь; слишком сбивчиво и быстро её дыхание. И нет возможности расставлять вешки, клеить на неё ярлычки и ценники. Этот фокус пройдёт в музее или в супермаркете. Но только не у нас. Нет, не у нас! Курбатов — автор ряда восхитительных литературных эссе, наполненных размышлениями и воспоминаниями, предчувствиями и прозрениями. Его книга "Подорожник" — лучшее лекарство от уныния и всеобщего критиканства. Читайте Курбатова!
Критики пасут гусей, считают по осени цыплят и прочее. Писатели пишут, заняты лишь собой, мучительно разбираются со своим внутренним опытом. Курбатов открыт миру. Не пасёт никого, но и не запирается в душной келье. Восхищён новизной, очарован стариной — он аполлонически прекрасен.
Почему русский?
Да потому что Курбатов — русский с головы до пят, хоть и ходит в пасторском кителе с белым воротничком. Он живёт и дышит Россией, её чудесами и тайнами.
Драгоценный Валентин Яковлевич! Помни, что нам здесь ужасно радостно, что где-то там, среди святых цветущих псковских пространств, есть ты! Мы, находясь в своих промозглых информационных траншеях, ощущаем исходящие от тебя тепло и радость; знаем, что в твоём старинном сундучке спрятаны волшебные дары; что ты, как всегда, ласков и мудр, строг и отзывчив!
От души поздравляем тебя с юбилеем! Оставайся опорой для России, светочем русской культуры! Многая лета!