Уважаемый Александр Андреевич!
Сердечно благодарю Вас за статью Л.К. Гурджиева в газете «Завтра» № 34 к моему 90-летию. В памяти Ваш приезд на мой завод и Ваша статья в мою защиту, когда я вышел из окопа на бескомпромиссную защиту будущего нашей Родины.
Приятно поздравление глубоко уважаемой мной газеты, но главное не в этом. Это статья не обо мне, а о тех сотнях выпускников ШКОЛ ХАИ, МАИ, Бауманки, создавших всего за 35 лет величие и неповторимость Российского космоса. Становление любого из нас – окончание не института, а технической и моральной школы стремления в будущее. А дальше: разработка, испытание или создание в производстве за десяток лет не менее двух своих детищ: ракет, двигателей, стендов, камер, турбонасосов…. Такой срок выдвижения молодёжи был нормативом у Иосифа Виссарионовича Сталина. Я его прошёл тремя этапами за 23 года: конструктор агрегата, начальник конструкторского комплекса, заместитель Главного конструктора по испытаниям. А далее — четвёртый этап: целевое, под «Энергию-Буран» и «Сатану», назначение директором профильного завода.
А сейчас?! В моём Воронежском КБ за 34 года создали ОДИН средненький двигатель. Детище Валентина Петровича Глушко, «Энергомаш», за этот срок не создал ни одного двигателя.
Роскосмос в качестве двигателей для РН сверхтяжёлого класса (вывод на орбиту 100 тонн полезного груза) предлагает кое-как модернизированные комбинации кислородно-керосиновых двигателей «Энергомаша». Созданы они в 70-е годы прошлого века, затем проданы в США, теперь их остатки прилаживают для будущих российских РН СТК. Но ещё в 1977 году «Высшим Советом по перспективам развития космической отрасли и топливам», возглавляемым двумя замминистрами, в составе 4-х генеральных конструкторов, главных конструкторов двигателестроения, директоров ведущих отраслевых институтов, АН СССР и Минобороны эти двигатели признаны непригодными для верхних ступеней космических ракет! А Роскосмос каждые два года докладывает Президенту РФ об успешном движении по созданию РН СТК на этих американских обломках. Американцы и китайцы для своих РН СТК с трудом создают действительно необходимые для них кислородно-водородные двигатели. У нас такие двигатели созданы ещё в прошлом веке, обеспечили на «Энергии» вывод на орбиту 108 тонн полезного груза.
Для того, чтобы двигаться вперёд в авиации и космонавтике, маршевые двигатели должны создаваться на 5–10 лет раньше самой «птички». В России есть приличные лайнеры, но нет двигателей и, естественно, нет гражданской авиации. В военной авиации с двигателями тоже проблема.
С огромным уважением,
Георгий Костин
Илл. Ракетно-космический комплекс «Энергия»—«Буран» в полёте (ростер)