Сообщество «Оборонное сознание» 08:49 29 июня 2023

Найти запчасть

Об автомобилях на войне

Легковые автомобили и микроавтобусы в прифронтовой полосе используются достаточно активно на уровне отделений и рот. Ротировать военнослужащих, выезжать в увольнительные, завозить всё необходимое большому количеству позиций на передовой большой протяжённости большегрузами долго, дорого и уязвимо. Для этого используют сильно бэушные "газельки", "буханки", пикапчики, а изначально сильный износ таких авто, их вынужденно жёсткая эксплуатация и периодические прилёты вызывают потребность в автозапчастях. Автомобили для таких локальных целей поставляются в рамках гуманитарной помощи или имеют трофейное происхождение, обеспечиваются запчастями за свои деньги или за счёт неожиданных находок гуманитарщиков. Неплохо было бы создать централизованный сайт для координации заявок военнослужащих и откликов на них.

Газета "Завтра" уже поднимала эту тему в октябре 2022 года в статье "Автомобили для взвода на передовой". Тогда речь шла об инкассаторских машинах с пробегом на базе "Нив" или "буханок", списанных и выкупаемых задёшево у банков и поставляемых гуманитарщиками для наших военнослужащих. В данной статье расскажем о судьбе нескольких автомобилей одного батальона.

Начнём с истории доставки автостёкол для типичного донецкого микроавтобуса местной сборки под названием "Донбасс" на базе пазика. На таком микроавтобусе возили отделения по ротации, а также продукты и гуманитарку. Одним из прилётов выбило или повредило большинство стёкол. Хорошо ещё, прилёт был ночью и автомобиль стоял без пассажиров. Новые автостёкла на пазик стоят от 3 до 10 тыс. руб., а таковых нужно десяток. Неожиданное решение пришло с отстойника старых автомобилей под Белгородом, где Дмитрий с товарищами сняли целые стёкла и привезли их в Донецк для установки на пострадавший автомобиль. Ещё одним оригинальным решением в том микроавтобусе была установка металлической сетки от советских кроватей в салон у стёкол — это никак не защита даже от осколков, но зато небольшие дроны-камикадзе не влетят прямо в салон.

Сменщиком "Донбасса" стал школьный микроавтобус из Красноярского края. На нём даже проступает прежняя маркировка "Дети", которую поменяли на атрибутику СВО и наклейку о происхождении этого авто: "СВОим от односельчан… муниципального округа Красноярского края". Глава округа и его заместитель побывали в зоне СВО и спустя месяц прислали несколько автомобилей, включая этот школьный. Всего данный округ передал в зону СВО шесть машин только за один месяц — март.

Детям администрация купила новый микроавтобус, а бэушный отремонтировала и отправила в зону СВО в качестве гуманитарной помощи. Эта "газелька" неоднократно вытаскивала с передка другие легковые машины с повреждениями после обстрелов и так же, как её собрат "Донбасс", возила военнослужащих.

Другим интересным примером является "джихад-уазик". Этот автомобиль нашли брошенным укропами в одном из горячих пригородов Донецка с пулемётом в небольшом кузове сзади. Этим объясняется его прозвище "джихад": на Ближнем Востоке и в Африке воюющие стороны используют пикапы-тойоты, на которых размещают пулемёты и получают современный аналог тачанки. Благодаря нашим обстрелам у этого "джихад-уазика" пробило радиатор и колёса, чудом не вылетело пострадавшее лобовое стекло, и, обездвиженный, он был брошен противником.

"Джихад-уазик" быстро ночью вытащили с помощью другого нашего подобного автомобиля, отвезли на рембазу. Уазик был сильно бывалый не только по результатам крайнего для него обстрела: пришлось заменить мосты и мотор, прицепили турель. Мосты и мотор поступили за самовывоз от неравнодушных ростовчан, так же как стёкла для "Донбасса" с авторазборок (не разборок автолюбителей друг с другом, как можно подумать, а с разбираемых на запчасти старых автомобилей), но лучшие в своём классе, то есть ростовчане постарались подобрать вполне рабочие. Уазик отработал без пулемёта и почти без нареканий около года после восстановления в основном на ротации личного состава и вывозе легкораненых. Сейчас больше стоит, может, станет экспонатом будущего музея СВО.

Следующая история — о списанной инкассаторской "буханке" Иркутского отделения Росинкаса, которая дошла в зону СВО сначала поездом, а затем своим ходом. Автопоезд в рамках акции "Народного фронта" шёл от Владивостока до Ростова-на-Дону с апреля к 9 мая, и на него постепенно грузили подобные машины в регионах Дальнего Востока и Сибири. Неравнодушные инкассаторы не просто списали эту "буханку", но и дали возможность выкупить её по чисто символической цене и провели до передачи без малого капремонт.

Такие машины спустя несколько месяцев после начала СВО "выгребли" с продаж почти полностью. Благодаря инкассаторской броне автомобиль спасает пассажиров при прилёте осколочных снарядов в нескольких метрах. Используется в основном в самых горячих донецких пригородах, когда опасно посылать "Донбасс" или "газель". Единственным небольшим минусом этой инкассаторской "буханки" является её прожорливость из-за брони кузова и усиленного мотора, хотя этот "аппетит" в разы меньше, чем у новых армейских автомобилей "Тигр".

Следующим типичным автомобилем является армейский МАЗ. Одна из таких машин носит имя "МАЗ-Камаз". МАЗ — потому что производства Минского автозавода, а "Камаз" — из-за такого позывного водителя. "МАЗ-Камаз" слушается исключительно Камаза, а в других руках может отказаться стартовать в самых неожиданных местах, потому у него один водитель и двойное название. "МАЗ-Камаз" в ночное время не раз бывал в нескольких "жарких" пригородах на подвозе боекомплекта. Загрузка этой машины в тылу обычно длилась пару часов, а вот разгружали её в серой зоне вчетвером минут за двадцать. Думали с двадцатью минутами претендовать на рекорд Книги Гиннесса, пока не увидели ставший знаменитым укропский ролик перевозки мин в мусоровозе и их разгрузки методом поднятия кузова и высыпания за минуту.

Приключений с этим грузовиком хватало. Несколько раз были коллизии при приёме груза, когда принимающей стороне сообщали, что будет Камаз, а те забывали, что это позывной, и "ощетинивались" при виде МАЗа. Несколько раз он наезжал на противопехотные мины-"лепестки", дававшие яркие вспышки на ночном просёлке, но, к удивлению, даже без повреждения резины колёс. Был как-то случай отключения ночью передних фар для скрытности передвижения только по лунному свету, но при сдаче задом включались яркие фары заднего хода, и это были незабываемые минуты поездки.

Автомобилями техника батальона и задачи ремонта не ограничиваются. В принципе, это отдельная большая история, даже поинтереснее рассказа про машины. Здесь же достаточно упомянуть историю трофейной "копейки". У неё пробило радиатор и вытекло масло, потому она встала и была брошена. Читатель зря подумал про первую модель "Жигулей": речь идёт о легендарной БМП-1, выпускавшейся серийно в 1966–1983 годах и самой массовой в армейских запасниках. На этой "копейке" пришлось менять пушку, прицел, "чебурашку" (пульт управления башни), рулевое управление, радиатор, ремонтировать пневмогидравлическое устройство передачи и электрику. "Донорами органов" стали другие трофейные "копейки": механики батальона обзванивали коллег и спрашивали "наводки" на нужные запчасти на армейских авторазборках.

Механики творят буквально чудеса: в понимании на глазок перспектив очередного восстановления вновь повреждённой автотехники, в раздобывании запчастей, в быстроте самого ремонта. Это на гражданке в дорогих автосервисах западных марок датчики автомобилей много чего скажут сами и можно заказать запчасти и ждать их неделями. Единственная схожесть — в преимущественно крупноузловом ремонте, поскольку в пяти-десяти километрах от передовой трудно и нецелесообразно перебирать коробку передач или двигатель — их проще взять у "доноров" или на авторазборках.

В целом проблем с запчастями механики не испытывают — обширные связи с коллегами и гуманитарщиками позволяют найти что угодно, особенно на несложные отечественные уазики и "газельки". Разве что процесс поиска и доставки некоторых запчастей иногда затягивается на пару недель. Затягивается, поскольку предыдущие "шаманы"-механики могли использовать оригинальное решение с запчастями, которое начинает признаваться возможным на передовой, но не повторяется у продавцов. На авторынках часто можно встретить рыскающего механика с запчастью для одной модели машины, но по виду от другой, с вопросами поставщикам запчастей типа: "Бывает ли так?"

В принципе, неплохо бы создать централизованный сайт заявок от армейских автомехаников для авторазборок, чтобы не обзванивать десятки коллег и посредников. Подобные сайты для новых запчастей давно работают для гражданской автотехники, а здесь использование новых запчастей не всегда необходимо и во многих случаях достаточно сильно бэушных, главное — быстро и недорого. Основная задача ремонтов таких автомашин — "оживить" до приемлемого состояния для передвижения на несколько сотен километров, поскольку скорее она вновь встанет под ремонт не из-за очередной поломки изначально бэушной детали, а из-за повреждений от прилётов или гонок по сельским дорогам.

В батальоне теперь есть приличное количество новых "газелек", в соседних батальонах — новых "Нив". Только военнослужащие берегут новые машины и чаще их используют в тыловых перевозках, а к передовой по-прежнему в основном ездит перечисленная выше "экзотика". Она удобна и в случае необходимости маскировки, когда подобные автомобили выглядят как местные, а новенькие военные с большей вероятностью могут стать мишенями для противника.

Cообщество
«Оборонное сознание»
Cообщество
«Оборонное сознание»
1.0x