Сообщество «Оборонное сознание» 00:40 6 октября 2022

Автомобили для взвода на передовой: Банк России и инкассаторские машины

опыт использования на Донбассе

Речь в статье не о штатных армейских "Тайфунах", "Тиграх", "Уралах" или Камазах, которые обычно используют на уровне батальона и выше, а также для перевозки больших объемов грузов и десятков человек личного состава. Речь о повседневном обеспечении относительно удалённых взводных и ротных позиций, где применение армейских автомобилей нецелесообразно и даже опасно. Воюющие на Донбассе с 2014 года накопили большой опыт использования личных автомобилей, который и обобщается в данной статье. Также в статье поднимается вопрос перспектив применения для таких задач старых инкассаторских броневиков на базе автомобилей УАЗ и "Нива", в большом количестве имеющихся у Росинкасса и крупнейших российских банков.

Следует напомнить, что рота обычно держит позиции протяжённостью от одного до нескольких километров передовой. Такие позиции, как правило, располагаются в 5-10 километрах от штаба батальона и от батальонного взвода обеспечения и еще дальше от относительно крупных населенных пунктов, где находятся основные объекты тылового обеспечения.

Перечислим самые типичные ежедневные задачи обеспечения взвода и роты, решаемые с помощью личных автомобилей. Правда, язык не поворачивается использовать в предыдущем предложении слово «тылового» применительно к обеспечению, поскольку ротные прапорщики и военнослужащие взвода в роли водителей на таких машинах рискуют не меньше тех, кто находится в оборудованных окопах и блиндажах на передовой. Конечно же, личные автомобили не подъезжают непосредственно к позициям, но обеспечивают доставку грузов и личного состава как можно ближе к ним, иногда до полукилометра-километра.

Итак, личные автомобили активно используются для:

быстрой эвакуации раненого, чтобы не ждать приезда штатного автомобиля;

ротации личного состава с позиций в места с несколько лучшими бытовыми условиями, чтобы помыться и выспаться;

перевозки личного состава в плановые суточные увольнительные до остановок общественного транспорта или райцентров;

доставки на позиции боеприпасов, воды и продовольствия, а также периодических поездок в магазины за дополнительным личным обеспечением;

перевозки обмундирования, оружия, средств связи, средств бытового обеспечения при ротациях между позициями (сверх армейского рюкзака или вещмешка и автомата).

Конечно же, штатные "Уралы" и Камазы используются для передислокации взвода или роты на позиции в другой район, для доставки десятков ящиков с боеприпасами. Однако такие перевозки бывают достаточно редко и обычно в сумерки для маскировки. Активное использование армейских грузовиков увеличивает вероятность вражеских обстрелов, прилетов по позициям. Воинские части лимитируются по бензину, а армейские грузовики при их активном ежедневном использовании жрут много топлива.

Поэтому военнослужащие ДНР для взводного и ротного обеспечения обычно используют небольшие гражданские фургончики. Такие фургончики представляют значимо меньший интерес для противника, заинтересованного в поражении крупных скоплений военнослужащих. Используемые фургончики стараются делать похожими на личные автомобили немногих оставшихся рядом с позициями местных жителей. Замаскировать небольшой фургончик недалеко от позиций значительно проще, чем большой армейский грузовик.

Обычно это сильно бэушные минивены и универсалы с донецкими номерами, желательно полноприводные. Встречаются такие автомобили, как "Рено Кангу", "Ситроен Берлинго", "Пежо Партнер", "Форд Эскорт", "Фольксваген Кадди" или хотя бы "Лада Ларгус". Для перечисленных задач также хорошо подходят Уазики-"буханки", удлиненные пятидверные "Нивы", аналоги советских «каблучков», но их быстро раскупили. "Газели" в виде микроавтобуса или грузовичка почти не используются, поскольку велики в размерах и не выглядят как автомобили небогатых местных жителей. Новые автомобили также не используются, поскольку неоправданно дороги, особенно из-за риска повреждения при обстрелах.

Обычно автомобили за свой счёт для своих подразделений покупают офицеры либо рядовые и сержанты в складчину. С началом СВО в ДНР быстро скупили сильно бэушные «колымаги» нужных марок по ценам до 50-70 тыс. руб., теперь в продаже редко можно найти даже "Жигули" и "Волги" за 100-120 тыс. руб. Опыт применения личных автомобилей в частях ДНР активно перенимают военнослужащие из других российских регионов. Завоз подходящих подержанных автомобилей в основном идет по линии гуманитарной помощи бойцам ДНР и ЛНР.

Несколько раз доводилось видеть использование военнослужащими старых инкассаторских автомобилей на базе пятидверной "Нивы", УАЗа "Патриот" и даже УАЗа-"буханки". Такие автомобили активно используются в российских регионах и относительно массово списывались банками с распродажами по цене 120-150 тыс. руб. Они ремонтопригодны даже в условиях ротной позиции с минимумом инструментов, а запчасти для них недороги, особенно по сравнению с сильно подержанными инкассаторскими автомобилями на базе микроавтобусов "Форд" или "Фольксваген".

По использованию инкассаторских автомобилей ведутся споры, но при возможности их приобрести за разумные деньги от них точно не откажутся. Из-за большего веса такие автомобили обычно несколько менее проходимы по бездорожью по сравнению с их небронированными вариантами, но вполне годятся для районных и многих проселочных дорог. Такие инкассаторские автомобили обычно выполнены по 3-му классу защиты, то есть выдерживают попадание автоматной очереди или осколка мины. Класс защиты уступает штатным армейским "Тиграм" или "Есаулам", но цены таких армейских автомашин начинаются от 3 млн руб.

С объявлением в России частичной мобилизации спрос на подержанные инкассаторские автомобили резко вырос. «В Контакте» стали появляться объявления типа «куплю внедорожники в броне с бойницами на стёклах в пределах 150000 р. на ходу для отправки нашим ребятам на Донбасс» или «куплю "Ниву Лауру" в броне с бойницами на стёклах или "Ниву Камию" также в броне в пределах 120000 р.» Но в соцсетях и СМИ всё же больше обсуждают вопросы вещевого довольствия мобилизованных и необходимых дополнительных личных вещей, чем проблемы транспортной мобилизации и обеспечения рот транспортом для повседневного несения службы.

Поэтому настоятельно рекомендуется мобилизованным из российских регионов, точнее, теперь уже их оставшимся в регионах товарищам и волонтерам, готовить указанные выше типы автомобилей к поставке в зону СВО. Таких автомобилей реально будет необходимо несколько тысяч, учитывая положительный опыт их применения подразделениями ДНР и масштабами частичной мобилизации по всей России. Небольшие процедуры при ввозе автомобилей на территорию ДНР и в зону СВО по-прежнему сохраняются, особенно в части местных номерных знаков для жителей других российских регионов, но это вполне решаемая на месте проблема.

Отдельно следует обратиться к руководству Росинкасса, Сбербанка, ВТБ и других крупнейших российских коммерческих банков. Эти структуры используют для своей инкассации десятки тысяч необходимых на передовой бронированных автомобилей, покупают новые и списывают старые тысячами ежегодно. Во многих региональных филиалах этих организаций есть стоянки списанных инкассаторских автомобилей, вполне на ходу, проводятся торги по их продажам. Следует еще раз подчеркнуть, что на передовой нет нужды в новых дорогих автомобилях из-за риска их повреждения – достаточно и десятилеток с умеренным пробегом.

Росинкассу и крупнейшим коммерческим банкам необходимо наладить контакт с родственниками мобилизованных и волонтерами по быстрому выкупу и доставке этих инкассаторских автомобилей на передовую. Еще лучше руководству этих организаций немедленно и публично заявить и организовать централизованную передачу таких автомобилей конкретным ротам, с сохранением региональных контактов с родственниками и волонтерами во избежание проволочек. А еще лучше руководству Банка России взять под свой личный контроль оперативное выполнение такой программы.

Пусть инкассаторские автомобили 3-го класса защиты уступают штатным армейским автомобилям, но их ежедневное использование для обеспечения взводов и рот на передовой позволит сохранить жизни многим военнослужащим.

Автор - лейтенант, доброволец-контрактник

Cообщество
«Оборонное сознание»
Cообщество
«Оборонное сознание»
1.0x