Сообщество «Форум» 00:40 7 сентября 2021

Мюнхенский сговор и Пакт Молотова-Риббентропа

Мюнхенским сговором Англия и Франция стремились усилить Германию и направить против СССР.

Личный состав одной из батарей 73-го корпусного артиллерийского полка после награждения у 152-мм пушек образца 1935 года (Бр-2) [36]

Советская дальнобойная пушка большой и особой мощности. 152-мм пушка образца 1935 года. При стрельбе полным зарядом его начальная скорость составляла 880 м/с и он мог поражать цели на дальности до 25 750 м. Пушка стреляла осколочно-фугасными снарядами ОФ-551 массой 48,9 кг.

Масса 152-мм пушки образца 1935 года в боевом положении составляла 18 200 кг. Для орудия своего класса она была весьма подвижной, так как в походном положении разбиралась на две повозки, которые могли транспортироваться гусеничными тягачами со скоростью до 15 км/ч. Благодаря гусеничной ходовой части лафета проходимость системы была довольно высокой.

Из-за неблагоприятного для Красной Армии хода боевых действий на начальном этапе войны 152-мм пушки образца 1935 года, как и почти вся артиллерия большой и особой мощности, были отведены в тыл и вступили в действие лишь с конца 1942 г. Насколько можно судить по имеющимся сведениям, в сражениях Великой Отечественной войны не было потеряно ни одно орудие этой системы.

БР-2 разработана конструкторским бюро завода «Баррикады». Конструкция этой пушки в значительной степени унифицирована с конструкцией 203-мм гаубицы образца 1931 года (Б-4).

Наиболее значимой работой довоенного периода завода «Баррикады» стало создание артиллерийских комплексов в составе уже выпускавшейся 203-мм советской гаубицы Б-4, вновь созданных 152-мм пушки БР-2 и 280-мм мортиры БР-5.

Мюнхенский сговор и Пакт Молотова-Риббентропа

И. В. Сталин в своём отчётном докладе на XVIII съезде партии заявил: «Война, так незаметно подкравшаяся к народам, втянула в свою орбиту свыше пятисот миллионов населения, распространив сферу своего действия на громадную территорию - от Тяньцзина, Шанхая и Кантона через Абиссинию до Гибралтара… Новая империа­листическая война стала фактом» [1, том 14, пункт 27 оглавления, п. 2 доклада].

Против СССР объединились в военный союз одни из самых крупных агрессивных держав мира: Германия, Япония и Италия. Кроме указанных стран в союз с Германией объединились Венгрия, Румыния и Финляндия.

Советское правительство беспокоило, как намерение стран Запада спровоцировать военный конфликт между Германией с её союзниками и СССР, так и возможное участие Англии, Франции и США в войне против Советского Союза.

Для беспокойства у правительства СССР было достаточно оснований. Перего­воры с западными странами, которые не входили в союз с Германией, велись с весны 1939 года и не приносили никаких результатов. Великобритания и Франция не желали заключать с СССР Пакт о взаимопомощи.

Не желала заключать Пакт о взаимопомощи и Польша. Кстати, Польша страстно желала вместе с Германией напасть на СССР. Германия отказалась от услуг Польши. Есть основания полагать, что такие действия объясняются её решением ликвидировать Польшу, уничтожить поляков, а их земли включить в состав метрополии. Вероятно, поэтому Гитлер не взял Польшу в союз­ники против СССР.

Конечно, вопрос о несостоявшемся по воле Германии союзе между Германией и Польшей представляет интерес, но для понимания истории начала Второй миро­вой войны более важен глобальный вопрос: почему Англия и Франция отказались в мае 1939 года подписать с СССР договор о взаимопомощи и, таким образом, от­казались, когда было ещё не поздно, нейтрализовать агрессивные устремления Германии?

До этого они отдали Германии Австрию и Чехословакию, и с учётом того, что они отказались подписать договор с Советским Союзом, можно указан­ные страны назвать прямыми участниками развязывания Второй мировой войны.

Англия и Франция не подписали с СССР договор о взаимопомощи, так как были уверены, что война до них не дойдёт: Англия отсидится на своём острове, а Франция – за «линией Мажино». Англия и Франция надеялись на взаимное уничтожение или крайнее ослабление СССР и Гер­мании, а также других стран Европы, приводящее к усилению Англии и Франции.

Некото­рые члены правительства и политические деятели открыто об этом высказывались. В частности, министр авиационной промышленности Англии Мур-Брабазон. Сын У. Черчилля, Рандольф, говорил о том, что идеальным исходом войны на Востоке был бы та­кой: последний немец убил бы последнего русского и растянулся мёртвый рядом. Видимо, сын огласил мечты отца – У. Черчилля.

Очевидно, что Англия и Франция стремились усилить Германию и направить против СССР. В частности, Мюнхенским сговором они не укрепляли свою безопасность, как СССР договором, заключённым в дальнейшем с Германией, а со­вершали сговор только ради усиления Германии для нападения на Советский Союз.

Мюнхенский сговор Англии и Франции (конечно, не без благословения США) можно назвать преступлением не только против Чехословакии и СССР, но и против чело­вечества в целом. Но о нём молчат, а все говорят о пакте Молотова-Риббентропа, заклю­чением которого правительство СССР на некоторое время обеспечило безопасность своему народу, возможность мирного труда и запуска в серийное производство новых образцов военной техники, например, танков Т-34 и КВ.

Насколько же усилилась Германия, получив Австрию и Чехословакию? Рассмот­рим хотя бы одну Чехословакию. Только заводы «Шкода» поставляли немцам в ходе Второй мировой войны столько оружия, что это позволяло воевать 40 немецким дивизиям. У. Черчилль писал: «Бесспорно, что из-за падения Чехословакии мы потеряли силы, равные примерно 35 дивизиям. Кроме того, в руки противника попали заводы «Шкода» - второй по значению арсенал Центральной Европы, который в период с августа 1938 года по сентябрь 1939 года выпустил почти столько же продукции, сколько выпустили все английские военные заводы за то же время» [2, глава 18].

Историк Ф. Ротштейн, которого только условно можно назвать английским, так как в 1920 году переехал в Советскую Россию, написал следующее: «Пожалуй, во всей истории диплома­тии (включая политическую подготовку народа внутренней пропагандой) не было такого примера длительного подталкивания агрессора (с 1935 по 1939 год) к на­падению на государство (СССР – Л. М.), которое уже давно было избрано правящим классом Великобритании в качестве мишени». [3, с. 98-99].

Действия США, Англии и Франции привели к развязыванию Германией Второй мировой войны.

А СССР в 1939 году прилагал все усилия для объединения с ведущими странами Запада с целью противостояния фашистской угрозе. Но безрезультатно. На переговорах СССР с военными делегация­ми Франции и Англии 21 августа 1939 года указанные страны подтвердили нежела­ние Запада достигнуть соглашения с СССР. Своё нежелание заключать с СССР соглашение они заранее объявили уже тем, что прибыли на переговоры с опозданием на 9 дней.

Советский Союз предлагал Польше военную помощь. Но Польша от помощи от­казывалась. 18 августа 1939 года министр иностранных дел Польши Юзеф Бек послам Англии и Франции отвечал следующее: «У нас нет военного соглашения с СССР. Мы не хотим его» [4, с. 194].

А Советский Союз очень хотел заключить с Польшей военное соглашение, так как становилось ясным, что Германия нападёт на Польшу и немецкие войска ока­жутся у границы СССР в Западной Украине и Западной Белоруссии, что для Гер­мании намного уменьшит время, необходимое для захвата жизненно важных центров Советского Союза.

Что было делать СССР в этой ситуации, когда ни Англия, ни Франция, ни Чехословакия, ни Польша не захотели заклю­чить с СССР договор о взаимопомощи?

Что было делать СССР, когда с Запада на него готовилась напасть Германия, а с Востока – Япония, и все западные страны «благословляли» агрессоров?

Руководство советской страны нашло выход, казалось бы, из безвыходного поло­жения, в которое был поставлен СССР, и заключило договор о ненападении с Гер­манией.

Данный договор, или, как ещё его называют, «пакт», изменил отношение к Советскому Союзу западных держав и Японии. Они начали считаться с СССР.

Сталин лично принимал участие в переговорах с министром иностранных дел Германии Иоахимом фон Риббентропом 23 августа 1939 года. В этот день перего­воры завершились подписанием вышеуказанным германским министром и министром иностранных дел СССР Вячеславом Михайловичем Молотовым (Скрябиным) советско-германского договора о ненападении. По имени министров его ещё называют «Пактом Молотова-Риббентропа».

Возможно, к договору прилагался секретный про­токол, определявший «сферы влияния» двух сторон. Германия обязывалась не вме­шиваться в дела восточной части Польши, Эстонии, Латвии, Литвы и Бессарабии, то есть тех территорий, которые до революции входили в состав Российской им­перии, а после революции - в состав советского государства, и были отторгнуты от молодой Советской Республики военным путём в 1918—1920 годах.

СССР обязывался не вмешиваться в дела Польши, кроме Западной Украины и Западной Белоруссии. Кстати, стоит вспомнить, что Венский конгресс 1814-1815 годов произвёл передел Польши: из большей части Варшавского княжества было создано Королевство (Царство) Польское, переданное русскому царю. Другие польские земли были переданы Пруссии и Австрии.

Советское правительство признало за польским народом право на свободное самоопре­деление и аннулировало все договоры с царским правительством о переделе Польши. Польша «отблагодарила» советское правительство тем, что в 1920 году напала на советское государство.

В своей речи 3 июля 1941 года Сталин сказал: «Что выиграли мы, заключив с Германией пакт о ненападении? Мы обеспечили нашей стране мир в течение по­лутора годов и возможность подготовки своих сил для отпора…». [1, том 15, пункт 7]. И. В. Сталин, как всегда, говорил правду. Именно в это время были спроектированы и запущены в серийное производство большинство новых образцов оружия.

Невозможно не обратить внимания и на то, что в период соблюдения договора Гер­мания поставила СССР определённое количество уникального, необходимого про­мышленности оборудования, которое позволяло советской промышленности выпускать вооружения в больших количествах и лучшего качества.

Поставки определялись целым рядом договоров. В частности, за несколько дней до заключения договора о ненападении (19 ав­густа) было заключено советско-германское кредитное соглашение, а в дальней­шем договоры о поставке оборудования.

Естественно, возникает вопрос: почему Германия позволяла СССР возвращать свои территории, предоставляла денежные кредиты, поставляла промышленное обо­рудование, которое могло быть использовано для производства вооружения?

Дан­ные факты объясняются тем, что Германия очень низко оценивала возможности «непол­ноценных» рас славян и считала, что всё вернёт за несколько недель, и заводы, имеющие немецкое оборудование, в конечном счёте будут работать на Германию. «Пусть русские их строят для немцев», – рассуждали в Берлине, и вели опасную игру.

Главное, считал Гитлер, что Германия после подписания с СССР договора может спокойно расширять свои владения, накапливая промышленный и людской по­тенциал, позволяющий без особого напряжения уничтожить Советский Союз.

Советско-германский договор пытаются представить как агрессивные дей­ствия СССР те, кто ненавидит Россию и нас, живущих в ней. Ведь этот договор способствовал тому, что советские люди победили и выжили в этой страшной войне с объединённой Гитлером Европой. Договор был заключён для повышения безопасности народов, живущих на территории СССР.

Гражданам России надо бы гордиться этим дипломатическим, политическим решением, но многие жители страны вторят клеветникам и готовы каяться за то, что такой договор был подписан. И никак не поймут, что им есть чем гордиться, но не за что каяться!

Советским народом, правительством СССР в то время сделаны миллионы дел, дающих право гордиться своей советской Родиной и советским народом.

Перечень использованных материалов

1. Сталин И. В. Собрание сочинений в 16 томах [Электронный ресурс]. URL: http://kvistrel.su/biblioteka/stalin/index.html

2. Черчилль Уинстон. Вторая мировая война [Электронный ресурс]. URL: http://nozdr.ru/militera/memo/english/churchill/

3. Платонов О. А. Бич Божий. Величие и трагедия Сталина. М., 2005.

4. Емельянов Ю. В. Сталин. На вершине власти. М., 2007.

1.0x