МАНАГЕР & GRENADE SURROUND Experience. "Блюдо мира" (Latimeria records)
ЧЕРНОЗЁМ. "Подарок для самого слабого". ("Полдень music")
Сибирский марш в "Музоне". Два независимых лейбла, ориентированные на русский андеграунд, выпустили примечательные пластинки. "Блюдо мира" — последний на данный момент альбом Олега "Манагера" Судакова, а "Полдень music" сумел издать легендарный альбом "Чернозёма".
У харьковского лейбла Latimeria records пока пять релизов. И если четыре проходят по рубрике — архивные редкости — "Кривое колено" Чёрного Лукича, "Ночной бит" и "Устав войны" — ранняя "Инструкция по выживанию" и "Разговор, которого не было" (диалоги Летова и Манагера), то "Блюдо мира" — свежее произведение. Это достаточно неожиданный альянс Манагера с тульскими импровизаторами Grenade Surround. Как водится, альбом издан лимитированным тиражом 300 экземпляров, у меня уже номер 204, но в сети пластинка в свободном доступе.
Сам Манагер достаточно подробно раскрыл историю появления пластинки: "Запись "Блюда мира" произошла ночью после моей акустики в Туле 10.10.10 на студии "Гринэйд". Пообщавшись, вдруг решили импровизировать, и через минут 15 совместного джема все ощутили нечто общее, пытаясь отразить звуками. К исходу первого часа мы сделали перерыв, а после — еще на часок — предались путешествию внутрь коллективного разума… Полгода спустя Паша нарезал несколько треков, получилось весьма психоделично. Еще позже пришла идея выпустить альбом, хотя казалось, что чего-то не хватает. Попробовали вкрапить в запись мои стихи, и они пришлись впору. Я до того раз десять послушал альбом, а стихи стали словно выплывать из памяти. В итоге — будто были задуманы. Наверное, так и было, в высшем смысле, иначе не пришло бы на ум. Моя акустика была в клубе "Ворота солнца", что добавило символики к последующей импровизации. Всё удачно сошлось, включая желание "Латимерии" издать самый необычный для меня релиз со времен "Цыганят".
Музыка — чарующий и пугающий коктейль из нойза, прогрессива, экспериментального рока, эмбиент-джаза. Можно было бы сказать, звуковые коллажи (памятуя, как близко "коллажирование" Манагеру), но "Блюдо мира" — очень нутряная, гипнотическая, цельная музыка. Голос Манагера совсем без знакомых интонаций — крика раненого зверя или издевательского шёпота, скорее, какой-то глас свидетеля Иного. Здесь нет обаятельной околоплатоновской неуклюжести и социального бунтарства — темы предельно обнажены — границы человеческого, конец истории, преодоление порога в неведомое, художник как медиатор между профанной реальностью и сакральным:
Закат истории
начинается
Когда без вести пропавшего
Никто не ждёт
Никто не ищет
И прекращается –
Когда безвозвратно канувших
Слышат оставшиеся
На большой земле
"Подарок для самого слабого" был записан в апреле 1995 года, параллельно с "Быть живым" Манагера и "Ледяными Каблуками" Чёрного Лукича. Тогда в некоей избушке под Тюменью собрался сибирский рок-бомонд — записывались, копали огород, пели, пили, сочиняли. Так появились альбомы, ставшие "тайным магическим паролем 1990-х и всей постсоветской эпохи". В девяностых они вышли на кассетах фирмы "Минус 9 Кельвина", и вот, наконец, все изданы в CD-формате.
"Чернозём" на долгие годы стал вариантом супергруппы, музыканты — Евгений "Джексон" Кокорин, Игорь "Джефф" Жевтун, Аркадий Кузнецов, Сан Саныч Андрюшкин, Джек Кузнецов, Игорь Гуляев — отметились на записях и выступлениях "Гражданской обороны", "Инструкции по выживанию", "Кооператива ништяка" и ряда других проектов. Гуляев успел повоевать во второй чеченской, опубликовал в "Лимонке" программный текст "Absolutely War" и ушёл в иные миры.
Значительная часть альбома возникает на следующих пластинках группы, а "Дивиноста первый год" (именно в таком написании) под названием "На исходе дня" мог войти ещё в летовский диск "Сто лет одиночества". Зато каждый номер — "в десятку".
"Подарок для самого слабого" — уникальный русский панк с интонациями фолка и ВИА. Народность, берущая глубиной корней, а не внешней атрибутикой, почти на грани сусальной сентиментальности.
Это особая "тюменская нота" со всей её щемящей тоской, мелодраматизмом и апологией детства в подлинности чувств и реакций, с бескомпромиссным неприятием вселенского свинства и обреченным поиском последних истин.
Зиму узнаю по снегу
Солнце узнаю по свету
Время — по сединам
Радость — по морщинам
В окопе потерялся крестик
А в кармане шевельнулся чёрт
Было бы из чего выбирать
Было бы за что помирать