РАЗНЫЕ ЛЮДИ. «Разные люди в Америке». («ГЕОМЕТРИЯ»).
ДО МАЖОР. «Ноэма» («ГЕОМЕТРИЯ»).
Очередные проекты музыкального издательства «ГЕОМЕТРИЯ» знакомят с некоторыми любопытными страницами истории отечественной музыки. Причём настолько разными, что непросто представить их принадлежность к некоему единому пространству.
«Разные люди в Америке» — это концертные записи американского тура группы, случившегося в 2001-м году.
К тому моменту Александр Чернецкий перебазировался из родного Харькова, «Разные люди» обрели новую жизнь в Санкт-Петербурге. Причём в качестве супергруппы — в питерский состав наряду с Чернецким, вошли Сергей «Чиж» Чиграков, бывший одним из лидеров «Разных людей» на рубеже 90-х, гитарист Андрей «Худой» Васильев («ДДТ»), басист Наиль Кадыров («Зоопарк»), барабанщик Борис Шавейников («АукцЫон»). За «нулевые» состав изменился, однако формат «супергруппы» сохранил — сейчас в «Разных людях» играют «электрический партизан» Вадим Курылев и Михаил Нефёдов (экс-«Алиса»). Если верить аннтотации, «камбэк» Чернецкого и Чижа при участии известных питерских рокеров имел такой мощный резонанс, что не прошло и года, как группа отправилась в тур по США«. Весьма вероятно, что на экспорт забой от «Разных людей» воспринимался куда проще, нежели нагруженный и малоэнергичный символизм от героев первого эшелона «русского рока». Однако публика на этих выступлениях явно сложилась из русских эмигрантов и экспатов — всё-таки подобной музыки в самой Америке предостаточно. Программу составили боевики, в студийном варианте запечатлённые на альбомах «Не было», «Comeback» и «Superбизоны». Это лихой, задорный, народный и несколько дуболомный рок-н-ролл, приправленный хард- и панк-интересами музыкантов.
Из всей многолетней истории проекта мне больше всего интересен период, когда коллектив носил название «Группа продлённого дня» и активно участвовал в рок-перестройке. В конъюнктурной ярости и диковато-народническом рёве Чернецкого крылось нечто аутентичное. Потом это растворилось в самодовольном «всё рок-н-ролльно» и уютно-бессмысленной «сенсимильи», которую привнёс Чиж. Последний вообще — хрестоматийная фигура по части «редукции» русского рока: от претензий на социокультурный феномен до сервильного коммерческого продукта а-ля «Наше радио».
Александр Чернецкий — человек харизматичный и мужественный, если вспомнить его победу над тяжёлой болезнью. Но этическим обаянием очень сложно удовлетворить эстетические ожидания. «Разные люди в Америке» — это хорошо именно для преданных поклонников. Их у группы хватает, так что издание не пройдёт незамеченным, пусть и в своём кругу.
В случае с пластинкой «Ноэма» мы имеем ни много ни мало — впервые изданный на CD и в полном объёме лучший альбом 1990 года, по авторитетному мнению журнала «Контркультура». И за прошедшие двадцать лет альбом не потерял ни в свежести восприятия, ни в фундаментальности оснований и решений.
«Ноэма» — пик деятельности проекта «До Мажор». Лидер группы, гитарист Андрей Сучилин стоял у истоков московской рок-лаборатории, в 90-е являлся русским резидентом созданного Робертом Фриппом международного гитарного сообщества Guitar Craft. По слухам, мэтр был поражён, когда узнал, что всё многоликое величие «Ноэмы» записано всего лишь на 4-канальный Аmpex. На выступлениях и записях «До Мажор» успели засветиться такие яркие имена, как Сергей Летов, Игорь Лень Михаил Жуков, Юрий Орлов, однако при создании «Ноэмы» Сучилин обошёлся без привлечения «звёзд» со стороны и дисциплинировал актуальный состав. «Ноэма» — это минимум вокала и текста, грандиозная смесь жанров и стилей, приобретающих в контексте альбома совершенно уникальное звучание.
Александр Кушнир в «100 магнитоальбомах советского рока», разумеется, не прошёл мимо этой эпохальной пластинки: «Изысканная архитектура «Ноэмы» использует такие опорные элементы, как амбиент, джаз-рок, приемы фриппертроники. Босса-нова переходит в афроколдовство с шизой легкого авангарда и повторяющимися ритмическими структурами, монотонности которых не постеснялись бы ни Ино, ни Шукай. Носящиеся в воздухе отголоски Japan и Yes переплелись с замаскированными цитатами из хита Зыкиной «Течет река Волга», а также из «Странных игр» («Уренгой—Помары—Ужгород») и кинофильма «Долгая дорога в дюнах».
В дальнейшем Сучилин занимался продюсированием, выпустил две отличные пластинки импровизационных коллабораций: Сучилин—Летов—Пиллаев «Пальма мира» и Сучилин—Стабуров—Дрейк «Maina vira», а также электронный альбом «Лёгкие бесплотные тени», оригинальная сучилинская обработка композиций сибирского музыканта Сергея Турко.
В «нулевые» диапазон действий Сучилина вышел далеко за рамки музыки, вплоть до политтехнологий. Я вживую столкнулся с Сучилиным на защите одной диссертации в Институте Философии РАН. Кстати, нельзя не заметить философскую аллюзию названия альбома. И если немного поспекулировать, то здесь читается античное: «ноэма, будучи мыслью о чём-то, мыслит то единое, которое проявляется в некоем множестве вещей» (Парменид).