Сообщество «Салон» 00:00 7 марта 2013

Музон

РАЗ­НЫЕ ЛЮ­ДИ. «Раз­ные лю­ди в Аме­ри­ке». («ГЕ­О­МЕ­Т­РИЯ»). ДО МА­ЖОР. «Но­э­ма» («ГЕ­О­МЕ­Т­РИЯ»). Очередные про­ек­ты му­зы­каль­но­го из­да­тель­ст­ва «ГЕ­О­МЕ­Т­РИЯ» зна­ко­мят с не­ко­то­ры­ми лю­бо­пыт­ны­ми стра­ни­ца­ми ис­то­рии оте­че­ст­вен­ной му­зы­ки. При­чём на­столь­ко раз­ны­ми, что не­про­сто пред­ста­вить их при­над­леж­ность к не­ко­е­му еди­но­му про­ст­ран­ст­ву. «Раз­ные лю­ди в Аме­ри­ке» — это кон­церт­ные за­пи­си аме­ри­кан­ско­го ту­ра груп­пы, слу­чив­ше­го­ся в 2001-м го­ду. К то­му мо­мен­ту Алек­сандр Чер­нец­кий пе­ре­ба­зи­ро­вал­ся из род­но­го Харь­ко­ва. «Но­э­ма» — пик де­я­тель­но­с­ти про­ек­та «До Ма­жор». Ли­дер груп­пы, ги­та­рист Ан­д­рей Су­чи­лин сто­ял у ис­то­ков мос­ков­ской рок-ла­бо­ра­то­рии, в 90-е яв­лял­ся рус­ским ре­зи­ден­том со­здан­но­го Ро­бер­том Фрип­пом меж­ду­на­род­но­го ги­тар­но­го со­об­ще­ст­ва Guitar Craft.

РАЗ­НЫЕ ЛЮ­ДИ. «Раз­ные лю­ди в Аме­ри­ке». («ГЕ­О­МЕ­Т­РИЯ»).
ДО МА­ЖОР. «Но­э­ма» («ГЕ­О­МЕ­Т­РИЯ»).

Очередные про­ек­ты му­зы­каль­но­го из­да­тель­ст­ва «ГЕ­О­МЕ­Т­РИЯ» зна­ко­мят с не­ко­то­ры­ми лю­бо­пыт­ны­ми стра­ни­ца­ми ис­то­рии оте­че­ст­вен­ной му­зы­ки. При­чём на­столь­ко раз­ны­ми, что не­про­сто пред­ста­вить их при­над­леж­ность к не­ко­е­му еди­но­му про­ст­ран­ст­ву.
«Раз­ные лю­ди в Аме­ри­ке» — это кон­церт­ные за­пи­си аме­ри­кан­ско­го ту­ра груп­пы, слу­чив­ше­го­ся в 2001-м го­ду.
К то­му мо­мен­ту Алек­сандр Чер­нец­кий пе­ре­ба­зи­ро­вал­ся из род­но­го Харь­ко­ва, «Раз­ные лю­ди» об­ре­ли но­вую жизнь в Санкт-Пе­тер­бур­ге. При­чём в ка­че­ст­ве су­пер­груп­пы — в пи­тер­ский со­став на­ря­ду с Чер­нец­ким, во­шли Сер­гей «Чиж» Чи­г­ра­ков, быв­ший од­ним из ли­де­ров «Раз­ных лю­дей» на ру­бе­же 90-х, ги­та­рист Ан­д­рей «Ху­дой» Ва­си­ль­ев («ДДТ»), ба­сист На­иль Ка­ды­ров («Зо­о­парк»), ба­ра­бан­щик Бо­рис Ша­вей­ни­ков («Аук­цЫ­он»). За «ну­ле­вые» со­став изменил­ся, од­на­ко фор­мат «су­пер­груп­пы» со­хра­нил — сей­час в «Раз­ных лю­дях» иг­ра­ют «эле­к­т­ри­че­с­кий пар­ти­зан» Ва­дим Ку­ры­лев и Ми­ха­ил Не­фё­дов (экс-«Али­са»). Ес­ли ве­рить анн­то­та­ции, «кам­бэк» Чер­нец­ко­го и Чи­жа при уча­с­тии из­ве­ст­ных пи­тер­ских ро­ке­ров имел та­кой мощ­ный ре­зо­нанс, что не про­шло и го­да, как груп­па от­пра­ви­лась в тур по США«. Весь­ма ве­ро­ят­но, что на экс­порт за­бой от «Раз­ных лю­дей» вос­при­ни­мал­ся ку­да про­ще, не­же­ли на­гру­жен­ный и ма­ло­энер­гич­ный сим­во­лизм от ге­ро­ев пер­во­го эше­ло­на «рус­ско­го ро­ка». Од­на­ко пуб­ли­ка на этих вы­ступ­ле­ни­ях яв­но сло­жи­лась из рус­ских эми­г­ран­тов и экс­па­тов — всё-та­ки по­доб­ной му­зы­ки в са­мой Аме­ри­ке пре­до­ста­точ­но. Про­грам­му со­ста­ви­ли бо­е­ви­ки, в сту­дий­ном ва­ри­ан­те за­пе­чат­лён­ные на аль­бо­мах «Не бы­ло», «Comeback» и «Superби­зо­ны». Это ли­хой, за­дор­ный, на­род­ный и не­сколь­ко ду­бо­лом­ный рок-н-ролл, при­прав­лен­ный хард- и панк-ин­те­ре­са­ми му­зы­кан­тов.
Из всей мно­го­лет­ней ис­то­рии про­ек­та мне боль­ше все­го ин­те­ре­сен пе­ри­од, ког­да кол­лек­тив но­сил на­зва­ние «Груп­па про­длён­но­го дня» и ак­тив­но уча­ст­во­вал в рок-пе­ре­ст­рой­ке. В конъ­юнк­тур­ной яро­с­ти и ди­ко­ва­то-на­род­ни­че­с­ком рё­ве Чер­нец­ко­го кры­лось не­что ау­тен­тич­ное. По­том это рас­тво­ри­лось в са­мо­до­воль­ном «всё рок-н-ролль­но» и уют­но-бес­смыс­лен­ной «сен­си­ми­льи», ко­то­рую при­внёс Чиж. По­след­ний во­об­ще — хре­с­то­ма­тий­ная фи­гу­ра по ча­с­ти «ре­дук­ции» рус­ско­го ро­ка: от пре­тен­зий на со­ци­о­куль­тур­ный фе­но­мен до сер­виль­но­го ком­мер­че­с­ко­го про­дук­та а-ля «На­ше ра­дио».
Алек­сандр Чер­нец­кий — че­ло­век ха­риз­ма­тич­ный и му­же­ст­вен­ный, ес­ли вспом­нить его по­бе­ду над тя­жё­лой бо­лез­нью. Но эти­че­с­ким оба­я­ни­ем очень слож­но удов­ле­тво­рить эс­те­ти­че­с­кие ожи­да­ния. «Раз­ные лю­ди в Аме­ри­ке» — это хо­ро­шо имен­но для пре­дан­ных по­клон­ни­ков. Их у груп­пы хва­та­ет, так что из­да­ние не прой­дёт не­за­ме­чен­ным, пусть и в сво­ём кру­гу.
В слу­чае с пла­с­тин­кой «Но­э­ма» мы име­ем ни мно­го ни ма­ло — впер­вые из­дан­ный на CD и в пол­ном объ­ё­ме луч­ший аль­бом 1990 го­да, по ав­то­ри­тет­но­му мне­нию жур­на­ла «Контр­куль­ту­ра». И за про­шед­шие двад­цать лет аль­бом не по­те­рял ни в све­же­с­ти вос­при­я­тия, ни в фун­да­мен­таль­но­с­ти ос­но­ва­ний и ре­ше­ний.
«Но­э­ма» — пик де­я­тель­но­с­ти про­ек­та «До Ма­жор». Ли­дер груп­пы, ги­та­рист Ан­д­рей Су­чи­лин сто­ял у ис­то­ков мос­ков­ской рок-ла­бо­ра­то­рии, в 90-е яв­лял­ся рус­ским ре­зи­ден­том со­здан­но­го Ро­бер­том Фрип­пом меж­ду­на­род­но­го ги­тар­но­го со­об­ще­ст­ва Guitar Craft. По слу­хам, мэтр был по­ра­жён, ког­да уз­нал, что всё мно­го­ли­кое ве­ли­чие «Но­э­мы» за­пи­са­но все­го лишь на 4-ка­наль­ный Аmpex. На вы­ступ­ле­ни­ях и за­пи­сях «До Ма­жор» ус­пе­ли за­све­тить­ся та­кие яр­кие име­на, как Сер­гей Ле­тов, Игорь Лень Ми­ха­ил Жу­ков, Юрий Ор­лов, од­на­ко при со­зда­нии «Но­э­мы» Су­чи­лин обо­шёл­ся без при­вле­че­ния «звёзд» со сто­ро­ны и дис­цип­ли­ни­ро­вал ак­ту­аль­ный со­став. «Но­э­ма» — это ми­ни­мум во­ка­ла и тек­с­та, гран­ди­оз­ная смесь жа­н­ров и сти­лей, при­об­ре­та­ю­щих в кон­тек­с­те аль­бо­ма со­вер­шен­но уни­каль­ное зву­ча­ние.
Алек­сандр Куш­нир в «100 маг­ни­то­аль­бо­мах со­вет­ско­го ро­ка», ра­зу­ме­ет­ся, не про­шёл ми­мо этой эпо­халь­ной пла­с­тин­ки: «Изы­с­кан­ная ар­хи­тек­ту­ра «Но­э­мы» ис­поль­зу­ет та­кие опор­ные эле­мен­ты, как ам­би­ент, джаз-рок, при­емы фрип­пер­тро­ни­ки. Бос­са-но­ва пе­ре­хо­дит в аф­ро­кол­дов­ст­во с ши­зой лег­ко­го аван­гар­да и по­вто­ря­ю­щи­ми­ся рит­ми­че­с­ки­ми струк­ту­ра­ми, мо­но­тон­но­с­ти ко­то­рых не по­стес­ня­лись бы ни Ино, ни Шу­кай. Но­ся­щи­е­ся в воз­ду­хе от­го­ло­с­ки Japan и Yes пе­ре­пле­лись с за­ма­с­ки­ро­ван­ны­ми ци­та­та­ми из хи­та Зы­ки­ной «Те­чет ре­ка Вол­га», а так­же из «Стран­ных игр» («Урен­гой—По­ма­ры—Уж­го­род») и ки­но­филь­ма «Дол­гая до­ро­га в дю­нах».
В даль­ней­шем Су­чи­лин за­ни­мал­ся про­дю­си­ро­ва­ни­ем, вы­пу­с­тил две от­лич­ные пла­с­тин­ки им­про­ви­за­ци­он­ных кол­ла­бо­ра­ций: Су­чи­лин—Ле­тов—Пил­ла­ев «Паль­ма ми­ра» и Су­чи­лин—Ста­бу­ров—Дрейк «Maina vira», а так­же эле­к­трон­ный аль­бом «Лёг­кие бес­плот­ные те­ни», ори­ги­наль­ная су­чи­лин­ская об­ра­бот­ка ком­по­зи­ций си­бир­ско­го му­зы­кан­та Сер­гея Тур­ко.
В «ну­ле­вые» ди­а­па­зон дей­ст­вий Су­чи­ли­на вы­шел да­ле­ко за рам­ки му­зы­ки, вплоть до по­лит­тех­но­ло­гий. Я вжи­вую столк­нул­ся с Су­чи­ли­ным на за­щи­те од­ной дис­сер­та­ции в Ин­сти­ту­те Фи­ло­со­фии РАН. Кста­ти, нель­зя не за­ме­тить фи­ло­соф­скую ал­лю­зию на­зва­ния аль­бо­ма. И ес­ли не­мно­го по­спе­ку­ли­ро­вать, то здесь чи­та­ет­ся ан­тич­ное: «но­э­ма, бу­ду­чи мыс­лью о чём-то, мыс­лит то еди­ное, ко­то­рое про­яв­ля­ет­ся в не­ко­ем мно­же­ст­ве ве­щей» (Пар­ме­нид).

27 октября 2024
Cообщество
«Салон»
1 ноября 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x