ХРОНОП. "Сезон лирохвоста" ("ГЕОМЕТРИЯ").
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ. "Этнические опыты" ("ГЕОМЕТРИЯ").
Лейбл "ГЕОМЕТРИЯ" продолжает героическую борьбу с инерцией музыкального издательского дела. Качественный выпуск нового альбома ветеранов русского рока и роскошное переиздание одной из ключевых пластинок современной русской музыки.
Нижегородский "Хроноп" — пожалуй, принадлежит к числу групп, чья известность и популярность могла бы и не ограничиваться статусом "известной провинциальной группы". Как сказано было в энциклопедии "Кто есть кто в советском роке", "Хроноп" — первая горьковская группа, которая привлекла внимание к горьковскому року. Но, увы, для полновесного успеха в России надо прогреметь в столицах. "Хроноп" появился на свет ещё в 1985 году. Название пришло из произведения Хулио Кортасара "Жизнь хронопов и фамов", что символизировало серьёзную культурную подложку творчества группы. "Хроноп" всегда был некоторой точкой сборки, привлекавшей незаурядных людей: с группой сотрудничали историк, литературовед Кирилл Кобрин и Полковник — Хрынов. Исполнял песни авторства предводителя "хронопов" Вадима Демидова и вездесущий Чиж, популярность обрели "Still Life" и "Любитель жидкости". На новом альбоме в список благодарностей попал Захар Прилепин. Группа всегда была открыта параллельным проектам — в 80-е "Холден Колфилд", в начале нулевых годов Демидов как автор и музыкант сотрудничал с группой "Замша", которая локально прорвалась в радиоэфир. Ещё была коллаборация "Лучше поздно" с земляком Андреем Колесовым, пластинка вышла именно на "ГЕОМЕТРИИ". В 2005 году началась новая история "Хронопа". С этого момента вышло несколько пластинок, богатое переиздание классических альбомов группы случилось на лейбле "Союз/Zenith".
"Хроноп" всегда был открыт к экспериментам, и "Сезон лирохвоста" — здесь не исключение. Романтический русский рок с вкраплениями фолк-рока, арт-рока, блюза, новой волны. К работе над "Сезоном лирохвоста" был привлечён саунд-продюсер Алекс Репьев (некогда участник первоначального состава панк-команды "Элизиум"), но сказать, что получился интересный звук, нельзя. Да, альбом не выдаёт целостную картину, скорее мы имеем дело с набором различных состояний лирического героя песен: от депрессии до надежды. Птица-лирохвост летает слабо и неуклюже — так и альбом, несмотря на атмосферность, скорее беговой, нежели парящий и возносящий.
Желание "хронопов" следовать своим путём вызывает уважение. Но проявления не особо убеждает. Если брать региональный контекст, то харизматичный "косолапый регги кстовского разлива" от группы "День Победы" куда интереснее.
Когда я впервые услышал "Этнические опыты", ощущения были сродни тому, что описывали экзальтированные меломаны 60-х при открытии, например, "битлов" — словно из ушей вынули вату. Отказавшись от шоу и оставшись в классическом рок-формате квартета, "Вежливый отказ" сотворил выдающийся и бесконечно далёкий от поп-рок-стандартов альбом. С фолком в конце перестройки работали многие, но только "Вежливый отказ", оставаясь в актуальном и оригинальном звучании, продвинулся так глубоко.
Настоящее издание включает две канонические версии "Этнических опытов": выпущенную на виниле в 1990 году в Финляндии и вышедшую спустя четыре года на CD в России на фирме "Триарий". У версий разные варианты сведения альбома, к тому же в русском издании была исключена композиция "Пессимистический регге". В AudioDVD вошли обе версии "Этнических опытов" в высоком разрешении, а также киноклип на композицию "Пожар 1812 года". Помню, что на вкладке в кассету образца 1994 года было сказано, что "Пессимистический регги" на финском альбоме непонятно, как появился, посему отсутствует. Сопоставляя обе версии — соглашусь. К тому же число песен в этой редакции стало равняться излюбленной в мифологии семёрке, что здесь более, чем уместно.
"Этнические опыты" — величественная анфилада звуков, фонем, плачей, образов. Одновременно архаическая и футуристическая панорама русского космоса. Различные планы — исторический, фольклорный, сказочный, природный, музыкальный, литературный. И выход за рамки вербальной национальной идеи куда-то в пространство, попытка выразить иероглиф национальной судьбы, если воспользоваться идеей Владимир Мартынова. Как заметил басист Дмитрий Шумилов, "Этнические опыты", — это "соединение опыта музицирования с попыткой осознать себя частью русского этноса".
Нет, недаром выкрикивает таинственные звуки Роман Суслов. Оставлена утилитарная программа ублажения слушателя, идёт прямой диалог со стихиями.
"О связи рока и шаманизма не говорит только ленивый, но в большинстве случаев эта связь осуществляется за счёт как раз ухода от академизма и завязана на идее бунта. "Отказ" же, при всей страстности Суслова и в своём "шаманизме" (как бы ни был условен этот термин применительно к славянской традиции), оставался академичен. Венцом этого поиска (и центром всего альбома) стала "Густоплясовая" — почти одиннадцатиминутное путешествие в первобытную эпоху с вызыванием духов", — пишет автор фундаментального комментария Григорий Дурново.