ЛЕНИГРАД. "Рыба" ("Союз")
СПЛИН. "Обман зрения" (Navigator Records)
Иногда появление в "Музоне" рецензий на те или иные пластинки вызывает читательский вопрос: мол, зачем об этом-то писать?.. Приходится пояснять, что речь не идёт о достопамятной рубрике "Надо слушать!" полосы "Рок-русское сопротивление". Мы, по мере возможности, откликаемся на события и явления, какими бы спорными или чуждыми они нам ни казались. Да, несомненный приоритет отдаётся русской независимой сцене, андеграунду. Но пройти мимо того же Шнурова — всё равно, что литературному критику не пролистать новую книгу Пелевина.
К тому же, почти все попавшие под софиты рок-музыканты девяностых-нулевых, нынче конвертировав свой миф в хорошие гонорары, на место в телевизоре уже и не особо-то претендуют. Новый эстрадный формат — в диапазоне от Стаса Михайлова и до "Фабрики звёзд" — выдавил всех героев рокапопса и окрестностей в маргиналитет, в субкультурные ниши. По-хорошему, такое состояние должно пойти на пользу: исчезают лишние иллюзии как в отношении общества, так и по части собственного величия. Но зачастую мы имеем дело с убеждённой стагнацией и эксплуатацией проверенных стратегий.
Кстати, оба питерских коллектива, отметившихся новыми пластинками, при всей их ощутимой оппозиции, технологично близки — произведения как правило, сотканы из цитат, известных тем, проигрышей. И предводитель "Ленинграда" Сергей Шнуров, и лидер "Сплина" Александр Васильев упорно гнут свою линию, и если некритично воспринимать эти самые линии — сие вызывает уважение. Васильев демонстрирует "богатый внутренний мир", а Шнуров под маркой "Ленинграда" резво откликается на события и тенденции окружающего мира.
При этом обнаружить некий стержень творчества почти не представляется возможным, и не в отсутствии оного дело: Шнур непрерывно меняет маски, в остатке только перегар и щетина, а "сплиновский" образ растворяется в тумане. Здесь, видимо, следует больше знать внутренний контекст группы, чем и объясняю тот факт, что "Сплин" имеет вес среди некоторых знакомых, которых никак не заподозришь в любви к напыщенным трюизмам. Иначе возникает подозрение, что за всей этой многозначительностью скрывается пустота, и вовсе не "даосского" образца .
"Обман зрения" недалеко ушёл от "Сигнала из космоса" трёхлетней давности. На альбоме есть всё то, за что любят поклонники и не принимают критики. Простовато-мелодичные радио-хиты, мейнстрим, пропущенный через горнило русского рока, умеренно-депрессивное настроение. Без перехлёста — всё-таки Васильев не особо из тех, кто ходит "пятками по лезвию ножа". Особняком стоит "сплиновская" версия "Петербургской свадьбы" Башлачёва и, пожалуй, "Чёрная Волга".
Васильев — безусловно, харизматик, только энергия у него какая-то невнятная. Постоянно возникает ощущение, что это не я "Сплин" слушаю, а Васильев и Ко с недоумением и интересом прислушиваются к тому, что происходит в мире.
Предыдущий альбом "Ленинграда", "Вечный огонь" вышел всего год назад. "Рыба" стала аж 16-м альбомом в официальной дискографии группы. А всего несколько месяцев назад Шнуров выпустил очень недурной сольный альбом "Лютик".
На фоне злющей "Хны" новая пластинка "Ленинграда" не особо агрессивная. Колкостей хватает, достаётся политикам, поэтам, эстетам и культуртрегерам, но они какие-то добродушно-сытые. Явный перебор мата. Начало альбома ударное, но дальше идут песни-однодневки, которые Шнуров сочиняет быстро и со вкусом. Вспомнить содержание спустя время не так уж и просто. Сыграно всё очень прилично, Шнуров всё ещё осмысляет эстраду, диско, некоторые номера так вполне себе песенки из знаменитых детских фильмов восьмидесятых — вроде "Электроника" или "Петрова и Васечкина". Понятное дело — какое время, такой и саундтрек получается.
"Ленинград"стоит воспринимать в контексте "современного искусства". И сам Шнуров не без вызова говорил, что он не рокер, а Уорхол. Тем более, шнуровские проявления "совриска" и острее, и веселее. Не всегда, иногда получается в сотый раз рассказанный анекдот. Шнуров не боится попасть на территорию Петросяна, но, с другой стороны, именно он может себе позволить выдать отвяз и по лексике, и по содержанию. Про то, что в кране нет воды и про чаемый пожар Москвы-2012, в котором сгорели бы — Навальный, Путин, Пусси с Собчак, а "Останкино сгорело быстро, а утонуть бы не смогло". Здесь остаётся только пожать плечами, согласиться с кривой усмешкой, но и заметить, что последним москвичом, правившем Россией, был Пётр Первый, так что сакраментальная нелюбовь к столице, как минимум, требует переосмысления.
Название альбома на обложке выложено доминошными костяшками. "Рыба" — ситуация, при которой ни у одного игрока не находится кости для продолжения игры при наличии костей у всех игроков. Хороший образ, почти квинтэссенция ситуации в политике и в культуре.