Музон
Сообщество «Салон» 00:00 23 июня 2016

Музон

Группа подходит к делу с поистине олигархическим размахом — присваивая всё, до чего способна дотянуться. От народных песнопений до world music, новомодных конструкций типа futurebass, witch house и, разумеется, такого ответвления хип-хопа, как трэп. Название альбом своё получил от понравившейся музыкантам этимологии имени, которое восходит к древнегреческому — восток, восход солнца, рассвет. Хотя порой это довольно сумрачные распевы, где есть и "Не для меня", и плясовые припевки Курской области про Тимоню, и "Ой там, на горе" в варианте ансамбля "Древо" из мультфильма "Жил-был пёс", но снабжённого цитатами из "Вия", и одновременно сэмплы из рэп-формации Bad Balance. Таков и официальный клип "Речка" — по определению режиссёра, "собрание культурного контекста современной России", в котором очень легко найти и святое, и уродство, и вопросы без ответов.
0

OLIGARKH. «Анатолий»

Пару лет назад в северной столице заявил о себе необычный проект, который проходит  по разряду интернет-мема, культурного «аттракциона», но и являет собой заявку на нечто большее. Если популярный земляк «Нейромонах Феофан» -  вариант дискотеки и «народных гуляний», то «Олигарх» - игра по крупному. Официальные паблики оперируют такими амбициозными формулами как этнофутуризм или «новое прочтение русской музыки». А недоумение названием музыканты парируют так: «Олигарх, потому что «духовно богатый». И англоязычность написания отчасти нивелируется лишней «k». Хотя треки музыканты всё-таки обозначают именно на латинице.

Первый альбом группы, с известной фотографией Сергея Прокудина-Горского на обложке, назывался «Земля и воля». Однако политического «народнического» пафоса не было – композиции представляли из себя коллаж молитв, народных и православных песнопений c поджанрами хип-хопа, электронной танцевальной музыкой, индустриальными мотивами. Не самое однозначное соединение, неизбежно наталкивающееся на споры  об уместности, искусственности. И молитвы всё-таки не требуют новых «эффектов», и совмещение «высокого» и «низкого» не всегда оправдано. Однако некая своя альтернативная история  у «олигархов» возникает, и не только в эффектном концертном варианте, где новых тем добавляет активный экран. С одной стороны, получается, что культурная практика начинает подчиняться техническим средствам. С другой, «Дух дышит, где хочет», и никакие материальные решения не могут ограничить живое. Так, один из создателей «Олигарха» в детстве пел в церковном хоре, отсюда желание поделиться своим личным переживанием с аудиторией.

Разнообразные проекты, осмысляющие фольклор, русскую культуру через современные ритмы – на актуальной сцене (а точнее, на сценах) – не новость. Хватает и интересных, нетривиальных, глубоких деятелей, есть проходная конъюнктура, есть откровенная чушь. «Олигарх» - при всех «но»-  стоит рассматривать в контексте первых. Во-первых, композиции непросты и качественны. Во-вторых, музыканты в своих нечастых интервью убеждённо обходятся без глупостей, кривляний и лозунгов: вещают скупо, по делу, не без самоиронии. И есть ощущение, что какие-то ходы – сюрприз для них самих. Принцип – музыка важнее, чем люди, которые её производят, выведен здесь в полный рост. А некое забвение авторского «я» для работы с традиционной культурой  – необходимо. Поэтому сложно предсказать, к каким ещё берегам вынесет «олигархов».

Пожалуй, первый альбом был целостнее. «Анатолий» зело эклектичен. Группа подходит к делу с поистине олигархическим размахом – присваивая всё, до чего способна дотянуться. От народных песнопений до world music, новомодных конструкций типа futurebass, witch house и, разумеется, такого ответвления хип-хопа  как трэп. Название альбом своё получил от понравившейся музыкантам этимологии имени, которое  восходит к древнегреческому – восток, восход солнца, рассвет. Хотя порой это довольно сумрачные распевы, где есть и «Не для меня», и плясовые припевки Курской области про Тимоню, и «Ой, там на горе» в варианте ансамбля «Древо» из мультфильма «Жил-был пёс», но снабжённого цитатами из «Вия», но одновременно сэмплы из рэп-формации Bad Balance. Таков и официальный клип «Речка» - по определению режиссёра,  «собрание культурного контекста современной России», в котором очень легко найти и святое, и уродство, и вопросы без ответов.   

Вспоминаю  спор коллеги с одним художником, отказывающим ЛЭП в праве быть в современном русском пейзаже. Конечно, и от шумов, от новых звуков можно скрыться в благодати монастыря, хотя и там иной раз раздаётся трель мобильного или гул интернета. А как быть, если художник не убегает, но  интерпретирует русскую реальность со всеми её образами и персонажами. Тогда надо учитывать и не сильно вдохновляющий олдскульный русский рэп, и звуки, похожие на компьютерные игры, и шансон. Наверное, наслаждаться этим не стоит, но осмыслять придётся.  

 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Cообщество
«Салон»
1
Cообщество
«Салон»
4
Cообщество
«Салон»
1
Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой