ЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА. "К святым места" ("Выргород")
Культовая донская группа альбомами аудиторию не балует: новые песни вбрасываются в публику на порядки чаще, чем пластинки. Нынешний альбом в дискографии — всего третий, и то, если учитывать концертный "Минные поля". "К святым местам" создан в дуэте Дениса Третьякова и Олега Толстолуцкого, появлялся на свет в таинственной новочеркасской студии "Саманный кут", где пишутся все проекты сообщества "Дебри Дона".
В дюжине номеров альбома половина новых — как-то "Прощание с матёрой", "Письмо", и шесть из "золотого запаса" — например, "Ку-ка-ре-ку", "Свинарка и пастух". Есть народная песня "Зимний вечер", основой композиции "Человек с головою коня" стало стихотворение легендарного деятеля советского нонконформистского искусства Владимира Ковенацкого, в "Попрошайке" использован фрагмент мотета Баха "Иисус — моя радость", "Делай, что хочешь" написана по мотивам романа Кэти Акер "Эвридика в подземном царстве".
В этом весь Третьяков — воспринимающий мир цельно, вне эстетических границ. А его герои не разоблачают реальность, но изменяются сами, будучи ли — "в сыром окопе под Луганском", или в поисках "тьмы и тишины", напоминая о ленте В.Херцога, но, разумеется, решая тему совсем иначе. Дворово-катакомбная романтика, детство, грешная любовь. Мир сложный, странный, многоэтажный, вовсе не замкнутый в формат "концентрационной вселенной". Истории ходят по краю, но никогда не сваливаются в пошлость.
Слову Денису Третьякову:
"Я хотел записать классически-модернистский по духу альбом. Я очень люблю эпоху модернизма, а вот постмодерн совсем не люблю. Мне кажется, нужно вернуть городским песням их модернистское звучание, то самое, что было во французских кафе-шантанах, в мелодиях классиков Сати и Мийо, в популярных песнях Мориса Шевалье, Анны Марли, Петра Лещенко, Вертинского, в русском поэтическом модернизме 20-30-х годов. Нельзя, конечно, петь ровно о том же, что волновало людей почти век назад, но дух этот хотелось бы вернуть. С другой стороны, не хочется просто развлекать. Жизнь коротка — нужно успеть пропеть о действительно важных вещах: о взаимоотношении человека и Бога, об искушениях, которыми соблазняет дьявол, о Женщине с большой буквы. Мы как-то обсуждали эти представления с моим другом Псоем Короленко — у нас с ним совсем разные подходы и методы, но цели в общем схожие — и пришли к выводу, что преодолеть постмодерн можно только некой "новой природностью", нужно воспевать "новую природу" человека, дарить ему надежду, а иначе он свихнется от всей этой бессмысленной "умцы-умцы" вокруг. Такой подход я называю "параллельной эстрадой". Это действительно не рок-музыка, здесь нет пафоса и призывов. Это именно эстрада, но сделанная не по законам шоу-бизнеса, а в домашних условиях для простого человека. Развлекательная эстрада обманывает слушателя, а надо честно петь и о грязи, и о хлебе насущном. Поэтому главная цель "параллельной эстрады" — не развлечение, но забота и сочувствие".
"Ещё хотелось бы отметить " провинциальность" альбома. Я считаю принадлежность автора к местным традициям, местный колорит — достоинством, знаком качества, а не недостатком. Современная поп и рок-музыка настолько унифицированы, что, слушая большинство современных певцов и групп, часто не понимаешь, из какой страны, чем дышат. Такое ощущение, что существуют в вакууме и происходящее вокруг их совершенно не волнует. Живут в Урюпинске, но не рады этому, поют по-английски и представляют себя группой из Лондона. К чему эта игра? Мне симпатичны авторы, слушая которых сразу понимаешь, откуда они. Например, "Соломенные Еноты", "Регион 77", "Ожог", "Палево", Сантим, Экзич, Джек, Юлия Теуникова, Александр Репьев — своим творчеством олицетворяют Москву. В каком-то смысле они все — наследники Гиляровского. Разве это плохо? То же касается любимых рокеров-сибиряков, которых ни с кем не спутаешь, или сонграйтеров нашей донской земли: Олега Гапонова, Олега Толстолуцкого, Алексея Гориса, Максима Ильинова".
И удивительная ласточка с обложки, что всегда вдохновляла поэтов, — вспомним Мандельштама, Набокова, Белого, — а в древности выступала как посредница между смертью и жизнью, связанная с культами Великой Матери.
"Это символический образ стремления к Родине, к Раю, к родной стороне. Образ возвращения домой. Ласточка нарисована в виде двух наложенных религиозных символов — христианской рыбы и мусульманского полумесяца. В альбоме есть прямая отсылка на эту тему — песня "Свинарка и пастух", но образ, конечно, более широкий и подходит всем песням этого диска. Придумал его для альбома замечательный донской художник-модернист Вадим Мурин, мы с ним в прошлом году делали совместную выставку. Он нарисовал серию картин — представление о Матери в разных религиях и народах, а я читал лекцию "Мать-Промать-Постмать" о гибели этого прекрасного образа в современной цивилизации".