Сообщество «Салон» 00:00 29 января 2015

Без "третьей столицы"

"Башлачёв. Серебро и слезы". Трибьют

"БАШЛАЧЁВ. Серебро и слезы". Трибьют. (Navigator Records)

Эта пластинка готовилась ещё пять лет назад, к пятидесятилетию со дня рождения Александра Башлачёва. Насколько понимаю, основной проблемой задержки стали правовые тонкости, так что диск вышел уже ближе к следующей круглой дате.

Песен, посвящённых одному из ключевых персонажей русского рока, — десятки. Претензий на наследование — ещё больше. Были и опыты по исполнению. Но целый трибьют — дело новое.

Главным куратором и модератором проекта стал Дмитрий Ревякин. "Калинов мост" исполнил на альбоме "Время колокольчиков" и "Всё от винта" плюс бонусную версию "Петербургской свадьбы". Музыканты "Калинова моста" записали большую часть фонограмм, на которые были наложены вокальные партии. В трибьюте приняли участие Юрий Шевчук ("Лихо"), Александр Ф. Скляр ("Черные дыры"), Константин Кинчев ("Мельница"), Гарик Сукачев ("Зимняя сказка"), Вячеслав Бутусов ("Посошок"), Эдмунд Шклярский ("Спроси, звезда"), в песне "Некому березу заломати" звучит голос Сергея Богаева, лидера весьма популярной во второй половине 80-х архангельской хард-роковой группы "Облачный край". Богаев не дожил до выхода альбома, умер в 2011 году. Также на альбоме имеется композиция "Петербургская свадьба" от "Сплина", фигурировавшая на пластинке группы 2012 года "Обман зрения". И Юрий Наумов почему-то всего лишь прочитал "Поезд".

"Серебро и слёзы" — из песни "Лихо", да и вообще подбор песен из башлачёвских "кругов" мифа, истории, слова — сплошь программные номера.

В отличие от ряда других трибьютов здесь нет кривляний и выпендрёжа. В деле, по большей части, люди серьёзные, неравнодушные. Ревякин даже использовал в песне "Время колокольчиков" вариант "Свистопляс — буйное язычество". Башлачёв искал наиболее точные звучания слов, определений, в итоге в последних версиях песни "рок-н-ролл" стал именно "свистоплясом".

Проблема, что песни Башлачёва — "роковы" именно в этическом плане. Как некогда вещал Егор Летов: "Самый великий рокер из всех, кто у нас в стране был", "страшный поток сознания, очень яркий, режущий, агрессивный. То, что к эстетике не имеет никакого отношения". Поэтому важны контекст, интонация, происхождение. Ведь многие, неоднократно израсходовавшие свою силу, слова и выражения в башлачёвской подаче до сих пор звучат органично и цепляюще.

А "Серебро и слёзы" — это уверенная поступь чистого ревякинского звука. Помимо объяснимого соратнического оммажа Башлачёву, вероятно, ставилась задача представить его песни современной аудитории. И, наверное, без структурных потерь обойтись практически невозможно. Да, текст нигде не порушен, но сам саунд чрезмерно гладкий, умиротворяющий. У Башлачёва могло быть просто страшно, здесь же иногда — скучно, нет того самого славного или буйного "язычества". И московско-питерский контекст подавил идею "третьей столицы", носителем которой, с подачи С.Жарикова, был Башлачёв.

К тому же Башлачёв выдавал эти песни в относительно молодом возрасте — его творческий пик пришелся на 24-26 лет. А на пластинке задействованы люди пятидесятилетние, за исключением Васильева, которому "за сорок". Что естественным образом накладывает отпечаток и на представления, и на исполнение. Так что "вторая жизнь" этих песен после альбома — вызывает оправданные сомнения.

Тяжеловесный квазискоморошеский Шевчук, унылый Шклярский (признавший, что с песнями Башлачёва и не был особо знаком) в его "спаси меня, яркая звезда" — совсем не верится, анемичный Бутусов взялся за "Посошок", и если у Башлачёва было "люблю оттого, что болит, или это болит оттого, что люблю", то здесь ни боли, ни любви не сыскать.

Наиболее удачные номера — яростная, резкая "Некому берёзу заломати" и волшебная "Мельница" с участием фолк-мэтров Сергея Старостина и Андрея Котова , с подлинно "алисовской" мощью и интонациями "Калинова моста" времён "Дарзы".

Возможно, стоило расширить круг исполнителей за счёт большего привлечения независимой сцены. Интересным и правильным было бы и движение в сторону фолк-музыкантов. А может быть, даже обращение к рэп-генерации. Всё-таки содержание для башлачёвской истории куда важнее.

Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x