Сообщество «Салон» 00:00 25 декабря 2014

Музон

Шумовский вариант минимал-техно, сдержанный неэмоциональный вокал — между пением и говорением. За ностальгией по старым номерам приходить бесполезно: мелодиями, "студентиками Мамлеева" и звёздами, что "всегда хороши, особенно ночью" здесь не побалуют. Наверное, такие угрюмые, корявые наблюдения-высказывания куда ближе к тому, что именуется "современное искусство" — рефлексии на актуальные проблемы, упакованные во внешне неказистую художественную обёртку.

Василий ШУМОВ. "Басустика"

Двадцать лет спустя после "Голливудского Василька" Василий Герардович Шумов представил сольный альбом, примерно пятый в дискографии музыканта. Собственно, "Басустика" вполне укладывается в ряд последних пластинок "Центра", к тому же Шумов — единственный и обязательный участник группы, остальные музыканты давно варьируются на альбомах и выступлениях. Однако это именно сольник, связанный с концептуальными основаниями пластинки.

Обложка зачем-то сверкает латиницей. И всё-таки говорит не за универсальность, но скорее напоминает предперестроечный угар некоторых меломанов, пафосно подписывавших кассеты по-английски, например — Cruiz, а не "Круиз". Сложно представить, что данные произведения способны вызвать за границей большой интерес.

Несколько лет назад Василий Шумов выдвинул концепцию нового жанра — активистской музыки. (Есть в столице некоторые среды, где от слова "активизм" просто млеют, я, признаться, высокого смысла так и не постиг — как правило, речь идёт о стандартных леволиберальных инициативах; забавно, но в первой половине ХХ века этим словом бряцали в основном белогвардейцы и крайне правая эмиграция). Особых успехов в "выражении гражданской позиции" музыканты не добились, всё ушло в частные проекты — наибольшую (и относительную) известность из акций обрёл только монструозный "Белый альбом" в несколько сот участников, однако большая часть представленных там композиций ниже всякой критики. Понятно, что Шумов будет гнуть политическую линию, притом, что из его последних пластинок наиболее симпатична "Мне хорошо, часть II", в которой победила живая асоциальная история.

Идея "Басустики" появилась у Шумова после заметки в его блоге "Удивительная эволюция бас-гитары за последние 20 лет". "На наших глазах и благодаря вкладу энтузиастов и мастеров бас-гитары этот инструмент превратился из аккомпанирующего в самодостаточный. Новое слово "Басустика" происходит и имеет схожий смысл со словом "Акустика", и подразумевает выступление под аккомпанемент одного инструмента, а именно — бас-гитары… Постепенно появилась концепция: методом сознательного ограничения в использовании различных инструментов и технологий современной записи, сделать альбом, в котором будут звучать лишь бас-гитара, драм-машина, электронные эффекты и голос".

Касательно баса — конечно, музыканту виднее или же вывод подан слишком туманно — легко представляется как значительный ряд из басистов, способных легко оспорить свой "аккомпанирующий статус" — например, Джон Энтвисл, Лемми, Джек Брюс, так и то, что некоторые басовые риффы из диско и фанка годами питали поп-музыку.

"Басустика" — полтора десятка композиций, современная российская действительность глазами скептика — "Никому ничего не надо", "Телевизор Крым", "День экскаватора", "Теперь ты подчиняешься мне". Шумовский вариант минимал-техно, сдержанный неэмоциональный вокал — между пением и говорением. За ностальгией по старым номерам приходить бесполезно: мелодиями, "студентиками Мамлеева" и звёздами, что "всегда хороши, особенно ночью" здесь не побалуют. Наверное, такие угрюмые, корявые наблюдения-высказывания куда ближе к тому, что именуется "современное искусство" — рефлексии на актуальные проблемы, упакованные во внешне неказистую художественную обёртку.

То, что в Шумове периодически взрывается "внутренний Навальный", — не проблема. Досадно, что всё это воплощено в не сильно "вкусной" форме. Ну и, разумеется, к такой линии легко можно ставить политические же вопросы. Так, оправданное внимание Василия Герардовича к социальным проблемам как минимум не очень коррелирует с экономической программой навальнистов. Перед прошлогодними выборами московского мэра я почитал агитгазетку: в данной части вычитал только набор либеральных догм и откровенное незнание контекста. Не говоря уже о том, что якобы "известного экономиста" Сергея Гуриева из навальновской команды западные информационные агентства иллюстрировали фотографией видного музыкального критика Сергея Гурьева.

Главное нынешнее оружие Шумова — это тексты, которые, правда, целиком воспринимаются с трудом. Скорее запоминаются отдельные полуплакатные-полуироничные строчки— слоганы. В твиттер-эпоху — вполне ходовой товар. Но есть ощущение, что это не Шумов выстраивает контекст, а, наоборот, реактивная истерия диктует ему формулы и лексику. К слову, в декабре Шумов представил ещё два клипа в стиле "Басустики" — "Суперпупер бакалея" и "Завтра нечего будет жрать" — тот самый случай, когда содержание исчерпывается названием.

Неожиданно, некоторые параллели можно провести с Лаэртским, но без метафизической подоплёки последнего. В подобной музыке интересны свои миры, привлекает, что называется, двойное дно. Некогда сам Шумов декларировал интерес к "угловатому, резкому, неправильному, незаконченному, ошибочному". Но здесь, несмотря на то, что явно отслеживает новые веяния, прислушивается к звукам, присматривается к идеям, он склонен давать однозначные ответы.

21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x